Кшиштоф Сковроньски: СМИ описывают мир, которого не существует

№6(806) 10 — 16 февраля 2017 г. 07 Февраля 2017 0

Кшиштоф СКОВРОНЬСКИ

Проблема лжи, манипуляций и враждебной пропаганды как никогда остра в Европе — для многих граждан уязвимость их привычного и уютного информационного поля оказалась большой неожиданностью. Во время форума «Европа—Украина» в Жешуве (Польша, 27—28 января) несколько дискуссионных панелей были посвящены этой актуальнейшей теме.

Кшиштоф СКОВРОНЬСКИ, президент Ассоциации польских журналистов и основатель интернет-радио Wnet, дал короткое интервью, в котором поделился взглядами на проблемы кризиса доверия к СМИ.

— Выступая на форуме, вы сказали, что СМИ оторвались от реальности. Вы имели виду лишь польские масс-медиа, или это глобальная проблема?

— Это общая проблема, которая еще в большей степени касается западных СМИ — французских, испанских, американских. Они описывают мир, которого не существует. Они показывали целым поколениям мир процветания, учили, как в нем жить, как себя вести. И не заметили, что молодежь оказалась «на льду».

В Испании, Италии уровень безработицы среди молодежи достиг нескольких десятков процентов. Это означает, что смысл их жизни — под вопросом. И теперь средства массовой информации описывают проблему в статистической форме, но не делают выводов. Более того — не делают выводов политики!

Да, СМИ потеряли контакт с людьми. И что еще хуже — они не останавливаются, чтобы спросить: что случилось? А потом вдруг удивляются: почему эти люди не хотят голосовать так, как мы им указываем, почему делают тот выбор, который мы считаем плохим?

Медиа — это родство душ. Но наши СМИ потеряли его, потому что не рассказали реальную историю.

То же самое произошло в Соединенных Штатах. Раньше средний класс выглядел так: муж работает, семья может позволить себе дом, автомобиль, а жена сидит с детьми. А теперь все переменилось: работают оба, в банке — 20-летний кредит, и семья сводит концы с концами.

Естественно, люди сказали: ладно, мы хотим чего-то другого. И кто-то сказал им, что изменит экономику, что она снова заработает на их благо, что Америка снова будет делать лучшие в мире автомобили. Так за кем должны были пойти люди? За Хиллари Клинтон, которая говорила — будьте осторожны, грядет глобальное потепление?

— По сравнению с Украиной в Польше другой подход к СМИ — медиа спокойно воспринимаются обществом как бизнес. Но не влияет ли это на степень доверия, на палитру мнений, на корпоративные стандарты?

— Средства массовой информации могут быть бизнесом. Однако есть одна важная вещь. Свои собственные средства массовой информации есть у правых, левых, центристов. До тех пор, пока этот рынок является сбалансированным, это идеальное состояние. Проблемы начинаются тогда, когда происходит концентрация капитала.

В Соединенных Штатах и Западной Европе это в значительной степени уже произошло. СМИ становятся однородными.

В Польше тоже была такая опасность. Коалиция, которая раньше управляла страной, была представлена во всех медиа. Теперь же все это балансируется.

— В Украине большинство СМИ, конечно, тоже коммерческие. Но коммерция эта специфическая: медиа обслуживают интересы олигархов-владельцев, а не читателей.

— Это, конечно, скверный подход, при котором не остается места для честной журналистики. Если владелец говорит: вы должны написать то-то и то-то, то здесь заканчивается четвертая власть. И тогда можно забыть о демократии, ведь демократия — это возможность выражать свое мнение и соблюдать плюрализм мнений.

— Вы считаете, что знаменитая идеологема о независимой четвертой власти все еще имеет отношение к реальности?

— Ситуация становится все хуже. Естественный процесс: появляются социальные медиа, которые тут же становятся инструментом могучей манипуляции.

С одной стороны, это хорошо, что в соцсетях нет цензуры. Каждый может сказать, что хочет, и это услышат миллионы людей! Однако такая свобода оборачивается возможностью безнаказанной манипуляции.

Я видел фильм о молодом человеке, интернет-хэйтере, который записывал свою ежедневную программу на YouTube. Эти ролики состояли из проклятий и призывов к ненависти, каждый раз — к новому человеку. Так вот — у него были миллионы просмотров и 150 тысяч подписчиков. Это показывает, как опасные люди могут манипулировать другими.

Классические журналисты на самом деле не знают, что происходит. Когда я смотрел фильм, я думал: оказывается, есть океан информации, а мы живем на небольшом острове, где хотим заниматься честной журналистикой. Но наша молодежь хочет чего-то совершенно иного: ни правды, ни лжи!

— Что вы думаете о месте бумажных газет в современном мире? Это анахронизм, или более тонкий, специализированный инструмент?

— Газета — это последнее место, где можно применить цензуру. Газета должна быть свободной и подлежать лишь классическому регулированию. Думаю, такой порядок вещей еще долго никто не осмелится изменить.

В интернете все проще. Но я уверен: существуют и еще долго будут существовать люди, которым чтение бумажных газет доставляет удовольствие. И, кстати, газету можно быстрее прочитать, чем прокликать эту проклятую новостийную ленту, где на одну нужную информацию человек получает две-три ненужные!

Кто-то из нынешней молодежи может с удивлением обнаружить, что умную, качественную газету они смогут прочитать за 10 минут и найти в ней всю нужную информацию — при этом не придется сидеть перед монитором два часа, отфильтровывая мусор.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

56

Звездное «Убийство в «Восточном экспрессе», банды супергероев, Коэны, новый...

55

Мировая индустрия цветоводства ежегодно оценивается в сумму

Загрузка...

8989

Лозаннский суд может сделать «Динамо» чемпионом. ФФУ — снять с соревнований

111

197 млн. евро, тысяча планет, ноль логики в сценарии нового блокбастера Люка Бессона

Футбол-17/18. Путеводитель по сезону

По именам участников вторая лига может конкурировать с Премьер-дивизионом и,...

Ползучая национализация

Настоящее бизнеса крупных предпринимателей, служивших опорой прошлой власти, трудно...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка