«Циклон» в Канаде: сомнительный проект

18 Марта 2017 5 4.8

Циклон-4М на фото

Наверно, меня можно заподозрить в предвзятости, поскольку я неоднократно высказывал скептическое отношение к тем или иным громким проектам с украинским участием, особенно в области высоких технологий, — информация о них регулярно появляется в СМИ, но и в очередном случае трудно обойтись без «замечаний».

«Ракеты, выпускаемые украинским «Южмашем», оказались чрезвычайно привлекательными для Канады и США. Для их запуска американской компанией Maritime Launch Services будет построен космодром в Канаде, где планируется запускать до восьми ракет-носителей «Циклон-4М» в год, сообщает CBC News.

Отмечается, что, выбирая место для космодрома в провинции Новая Шотландия, компания оценила все риски запуска: расстояние по отношению к орбите в этой точке земного шара, низкую плотность населения, близость к перевозкам и «интерес со стороны сообщества, провинции и правительства». Максимально снизить риски при запусках позволят и украинские ракеты.

Как информирует издание, строительство космодрома, которое будет стоить 148 млн канадских долларов, начнется в следующем году, а первая ракета может быть запущена через пять лет.

Что же, на первый взгляд, данный проект оказался тем более кстати, что позволяет использовать наработки, оказавшиеся невостребованными после выхода Бразилии из совместного с Украиной проекта о долгосрочном сотрудничестве по использованию ракеты-носителя «Циклон-4» в пусковом центре «Алкантара». А ведь проект казался многообещающим: Бразилия «приобщалась» к космическим технологиям, а Украина получала стартовую площадку непосредственно на экваторе.

Дело в том, что с точки зрения баллистики именно на экваторе находятся самые выгодные места для стартовых площадок, особенно для выхода спутников на геостационарную орбиту, а именно на этот сегмент приходится львиная доля коммерческих запусков. Поэтому и стараются все размещать космодромы как можно ближе к экватору.

И тем не менее, хотя договор был заключен в 2003 г., сроки его реализации неоднократно переносились, пока в апреле 2015-го Бразилия окончательно не решила от него отказаться. Заместитель директора Бразильского космического агентства Норонья де Соуза констатировал, что бизнес-план, базировавшийся на получении прибыли исключительно из коммерческих запусков космических аппаратов, был иллюзорным.

Какие же основания полагать, что смена партнера и перенос места старта намного севернее, в Канаду, сделает проект экономически оправданным? Ведь масса полезной нагрузки, выводимой на геостационарную орбиту, сократится при тех же издержках раза в полтора-два, а она у «Циклона» и так невелика.

По данным из открытых источников, из Бразилии должен был выводиться на геопереходную орбиту полезный груз до 1700 кг. Сравнение с характеристиками других ракет-носителей показывает, что вес выводимого на геостационарную орбиту аппарата не сможет превышать 700–800 кг. Это очень и очень мало. Спрос на запуски таких аппаратов весьма невелик, более того, и в целом ракеты легкого класса (к коим относится «Циклон») нельзя отнести к самым востребованным на космическом рынке.

Из приведенной в Википедии таблицы видно, что в среднем за год производится не более 8–10 их запусков (а всего, скажем, в 2016 г. было произведено 83 космических старта), и планы захватить едва ли не весь этот сегмент космического рынка («до 8 запусков в год») выглядят откровенной утопией. Собственно, это поняло и бразильское правительство, решившее отказаться от проекта с «Циклоном», хотя условия его реализации в Бразилии куда благоприятнее, чем в Канаде.

Так что, похоже, совместный с никому не ведомой кампанией Maritime Launch Services проект правильнее назвать прожектом и надеяться только на то, что он не принесет Украине такого же урона, как его бразильский предшественник. Ведь, «по предварительной оценке ГП "КБ «Южное», убытки, причиненные Украине вследствие одностороннего прекращения действия договора Бразилией, могут достигнуть 805,86 млн долл. При этом сам договор, заключенный на межправительственном уровне в 2003 г., не предусматривает финансовой ответственности сторон за его невыполнение, поэтому Бразильское космическое агентство отказывается от переговоров по выработке правового механизма компенсации Украине затрат в связи с прекращением сотрудничества и денонсацией».

Впрочем, пока, насколько можно судить по сайту кампании, проект находится в зачаточной стадии: только ищутся источники финансирования, а главное — не определено точное место размещения стартовой площадки. Следовательно, нет и разрешения властей. А с ним могут быть проблемы: помимо всего, «Циклон» использует крайне токсичное топливо —  гептил и азотный тетроксид (амил) в качестве окислителя. Использование аналогичной смеси на «Протоне» является источником постоянных трений между Россией и Казахстаном и одной из причин, по которым от «Протона» в скорой перспективе решено отказаться.

В Канаде же с экологией строго, особенно с учетом того, что отработанные ступени (с остатками топлива) будут падать в море, которое возле Новой Шотландии является районом интенсивного рыболовства.   

Читайте также статью «2000» «Циклон» меняет прописку»

Без локомотива состав не поедет

Украине высокотехнологичные отрасли не по карману, да и «не по чину»

Брутальная формула западной демократии

«Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской»

«Дочки» на выданье

Вслед за украинской «дочкой» Сбербанка России к продаже готовится...

«Домой», в рагули

Возвращению куда и в каком качестве так радуется украинский президент?

Загрузка...
Загрузка...

Франция: лишь контуры новой борьбы

Эммануэль Макрон победил Марин Ле Пен, но каков главный вывод выборов?

Больше трех не собираться!

Прошли первомайские праздники, а вместе с ними и уже третья годовщина трагических...

Трудовые жертвы инвестирования

К нам идет инвестор, который не стесняется по полной эксплуатировать преимущества...

Язык мой — враг мой

Так за счет чего премьер Гройсман собрался увеличивать в два раза долю...

Мы уйдем из гетто-парка

Молодежь Украины и России выбирает «Тает лед», но у Скрипки другая «краина...

Комментарии 5
Войдите, чтобы оставить комментарий
Старый Ворчун
20 Марта 2017, Старый Ворчун

Задал вопрос профессионалам по поводу "керосина с кислородной накачкой". Говорят, что бывшая советская боевая ракета будет взрываться ещё на старте. Ну не приспособлена она для таких "подвигов". Плюс полезная нагрузка сводится до минимума. Но... спорить не буду: не специалист я в этом вопросе - "за что купил, за то и продаю". :-)

- 3 +
Виктор
18 Марта 2017, Виктор

Жаль конечно, но южмашу придется умереть, и не только южмашу, а и мотор сичи. Они повторят путь антонова. Ну не нужны они великой аграрной державы.

- 34 +
serr

У мотор сичи не все так грустно, - у нее есть "дочка" с российским капиталом.

- 4 +
Старый Ворчун
20 Марта 2017, Старый Ворчун

И завод в Подмосковье! ;-)

- 5 +
Виктор
20 Марта 2017, Виктор

Конечно, конечно, и моторы, и ракеты будут продолжать делать. Но где-то там, Россия, Америка, Европа. Украинцам даже легче стало и радостно за всех

- 11 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка