Действия не согласуются с обещаниями

№38(788) 23 — 29 сентября 2016 г. 21 Сентября 2016 2 4.9

, Игорь КОНДЕНКО

По поводу президентского послания парламенту

Начало работы осенней сессии Верховной Рады было ознаменовано обращением президента П. Порошенко к парламентариям с очередным посланием о внутреннем и внешнем положении страны. Обращает на себя внимание то, что хотя чтение послания и прерывалось более 20 раз аплодисментами и даже овациями, после заседания многие народные депутаты стали выражать неудовлетворенность его содержанием, а само послание не вызвало особого интереса ни в нашем обществе, ни тем более у зарубежной общественности. Событием оно не стало.

Справедливости ради стоит заметить, что так было и с посланиями, с которыми обращались к Верховной Раде предшественники Порошенко на президентском посту. На положение в стране, на деятельность государственных органов особого влияния они не оказывали. Складывалось впечатление, что и президенты, и народные депутаты просто раз в год «отбывали конституционную обязанность» — первые оглашали послания, другие выслушивали их. И тут же забывали.

Так произошло и на этот раз. В продолжавшемся около часа послании, в котором должны определяться основные направления внутренней и внешней политики Украины, по существу не содержалось новых идей, предложений о новых подходах, которых требует динамично развивающаяся обстановка в стране и в мире.

Провозглашались затасканные пассажи о достижениях в утверждении «самостійності України», верности ее европейскому выбору, о членстве в НАТО как самой заветной цели. К слову, спичрайтеры, видимо, не случайно прибегли к употреблению именно слова «самостійність» вместо «незалежність». Как говорить о независимости Украины, если направление и содержание ее внутренней и внешней политики определяется Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом и НАТО, а решения по конкретным важным вопросам бесцеремонно диктуются Международным валютным фондом?

С пафосом говорилось о «созданных заново» Вооруженных силах и «победах над агрессором», «мощном военно-промышленном комплексе» (реальное положение в котором, представленное президентом в радужных тонах, совершенно не такое), о «подъеме патриотических чувств и сплочении украинской нации», о «фронтальном» наступлении на коррупцию, о реформах, «без проведения которых была бы экономическая катастрофа и полный социальный коллапс».

Это явно было рассчитано на создание впечатления о «мудрости» нынешнего украинского руководства, которое в непростых условиях, когда продолжается «антитеррористическая операция», называемая «войной — формально не объявленной — с российским агрессором»), «уверенно ведет страну к победе и процветанию». Содержались и деликатные сетования на то, что западные «друзья», оказавшиеся перед серьезными проблемами и угрозами, Украине с некоторых пор стали меньше уделять внимания.

Послание, оглашенное в Верховной Раде (по ряду вопросов в акцентах оно несколько отличается от официально опубликованного текста), не содержало характеристики реального положения в области экономики, социальной сфере, с правами человека, не давало ответов на жгучие вопросы, которые волнуют наших соотечественников: как им быть дальше в условиях, когда стремительно падает уровень жизни, так как безудержно растут цены и тарифы, а инфляция съедает львиную долю заработной платы и мизерных пенсий. Когда для большинства наших сограждан стало недоступным здравоохранение.

Когда на каждом шагу нарушаются декларированные в Конституции права и свободы, а государство оказалось не в состоянии защитить их от беззакония и произвола, катастрофически растущей преступности, безнаказанных посягательств на жизнь и здоровье, имущество и личную безопасность, честь и достоинство, ввести в правовые рамки деятельность различного рода вооруженных формирований, многие из которых созданы олигархическими кланами и политическими партиями, обслуживают их интересы.

А главное — люди не услышали, что конкретно будет делать власть для выхода из такого положения. Кого могли удовлетворить затасканные общие слова о необходимости «переходить от политики выживания к стратегии развития, от макрофинансового оздоровления к экономическому росту, от затягивания ремней к стабилизации бюджетов домохозяйств и постепенному росту доходов украинцев»? Правда, эти тезисы были детализированы в опубликованном тексте послания. Но с ним подавляющее большинство наших людей не ознакомлены. Да и чего-то принципиально нового в нем не содержится.

К тому же в ряде случаев докладчику недоставало логики и убедительности. Это особенно касается самой острой сегодня проблемы — урегулирования кровавого конфликта на востоке страны, который несмотря на некоторое смягчение обстановки продолжает уносить жизни наших людей — и военных, и гражданских по обе стороны вооруженного противостояния.

Заявляя о недопустимости замораживания конфликта, отмечая, что военного варианта восстановления территориальной целостности Украины не существует, утверждая, что единственно возможным является политико-дипломатический путь, критикуя тех, «кто не воспринимает «нормандский формат и минский процесс» и по существу «не хочет возвращения Донбасса», Порошенко справедливо говорит, что «любой формат урегулирования ситуации имеет смысл лишь тогда, когда в нем принимает участие Россия и когда формат является многосторонним». А это возможно только при соблюдении Минских договоренностей.

Но как согласовать эти здравые слова с заявлениями о том, что «не будет второго чтения проекта закона о внесении изменений в Конституцию» (относительно особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской обл.), не будет закона о местных выборах в этих районах («пока не созреют условия»)? Ведь в соответствии с Минскими договоренностями эти вопросы должны были быть согласованы с теми, кто сейчас осуществляет реальную власть в указанных регионах, и решены еще в 2015 г.

Конкретных предложений, направленных на выход из тупика, на поиск решений, которые устраивали бы все стороны и способствовали мирному урегулированию, в послании не прозвучало. Явно сказывается давление воинствующих радикалов, в том числе в президентском окружении, на которых все время вынужден оглядываться Порошенко, влияние доморощенных «стратегов», которые толкают политическое руководство страны на ужесточение позиции, навязывают варианты опасных действий.

Особенно активничают перерожденцы — выкресты из компартийной номенклатуры и кагэбистских кругов, стремящиеся патологической русофобией и угодничеством перед лидерами нынешнего режима заслужить благосклонность и удержаться в его структурах. Нагнетанием антироссийских страстей, культивированием ненависти ко всему русскому и российскому проникнута вся общественная жизнь, отравляя сознание людей и политико-нравственную атмосферу в стране.

Опасность дальнейшего обострения ситуации сохраняется. Это вряд ли приведет к полномасштабной войне, которая в случае ее возникновения неизбежно перекинулась бы и в Европу, что явно не входит в расчеты лидеров стран континента, хотя они и активно помогают, в том числе вооружениями, украинским властям. Продолжение жесткого противостояния, милитаристская риторика используются режимом для оправдания трагического положения, в котором оказалась страна.

Проблемы загоняются вглубь, их решение потребует дополнительных колоссальных средств. Ведь Донбасс рано или поздно надо будет восстанавливать. Да и с северным соседом придется налаживать отношения. Нам жить рядом. Ни одна из наших стран на Луну не улетит.

Понимание необходимости смены политического курса, который привел страну к такому положению, все больше овладевает, хотя и медленно, здравомыслящими кругами, чего, судя по содержанию президентского послания, политическое руководство страны не учитывает. Несмотря на без конца повторяемые уверения Порошенко о «крепнущем единстве украинского общества», оно расколото по многим направлениям и раскол все больше углубляется.

Ввиду деморализованности ввергнутых в нищету, запуганных террористической деятельностью неонацистских сил трудящихся масс, слабости и разобщенности оппозиции, вынужденной действовать в условиях, когда растоптан принцип верховенства права и на каждом шагу нарушаются признанные в демократическом мире прав и свободы человека, дело пока еще не дошло до открытого противостояния основных социальных сил.

Но в массах зреет недовольство своим положением, деятельностью властных структур. Трудно сказать, какой будет реакция людей, когда в ноябре—декабре они получат платежки за отопление, горячую воду, знергоносители и почти две третьих населения страны (около 60% семей) не смогут выживать без субсидий.

Выступление в парламенте показало также, что Порошенко серьезно беспокоит активизация борьбы в политической верхушке. Грызня на политическом олимпе в Украине никогда не прекращалась. Но сегодня, когда становится все более очевидной несостоятельность режима, установленного в результате февральского (2014 г.) государственного переворота, и все громче звучат требования о проведении досрочных парламентских и даже президентских выборов, тон задают лидеры политсил, которые входили в созданную после парламентских выборов 2015 г. парламентскую коалицию, но затем вышли из нее и пытаются — небезуспешно — безудержной популистской демагогией привлечь на свою сторону доверчивые, сбитые с толку массы обездоленных людей. Сегодня трудно сказать, существует ли вообще парламентская коалиция.

Призывы к единству и консолидации стали стержневой идеей произнесенного перед народными депутатами президентского послания. Ими Порошенко начинал свое выступление, назвав вопрос национального единства и политической консолидации («в условиях продолжающейся агрессии России») «вопросом жизни и смерти», «главным, что он хотел сказать». Этой темой он и завершил послание. «Вижу риск — говорил президент, как каток политической дестабилизации может раздавить рождающиеся ростки социально-экономического возрождения, которые выстраданы всем народом, за которые заплачена такая высокая цена».

Конечно, Порошенко не мог не сказать, что «на внутренние потрясения делает основную ставку внешний враг». В России, продолжал он, «очень мечтают о досрочных выборах (в Украине), чтобы устранить ненавистный им так называемый киевский режим». На самом же деле беспокоит его иное, а именно то, что «в украинcком политикуме имеются люди, готовые сознательно играть в этот сценарий, есть такие, кто дает использовать себя вслепую, есть и такие, о которых говорят: «Боже, прости им, ибо не ведают, что творят».

О чем еще говорил Порошенко в Раде, читайте в материале «State-building, русский акцент и сохранение границ»

К числу мер, призванных консолидировать общество, Порошенко отнес пресловутую «декоммунизацию». Выступая в ВР, он с неприкрытым самодовольством говорил о демонтаже (вернее — о варварском уничтожении) более 1200 «идолов Ленина», переименовании многих районов и населенных пунктов, чьи названия, «идеологически чуждые и враждебные украинским интересам символы, традиции и культурные коды невидимыми нитями привязывали их жителей к бывшей империи».

Разумеется, у гражданина Порошенко могут быть личные мотивы отрицательно относиться к советской власти, бесплатно давшей ему престижное образование, путевку в большую жизнь, ненавидеть Коммунистическую партию, серп и молот и другие ее символы. Это его личное дело.

Но для президента Порошенко такая позиция, которая еще больше раскалывает украинское общество, лишает народ исторической памяти, не только недопустима и оскорбительна для десятков миллионов живых и уже ушедших из жизни соотечественников, создавших и построивших прекрасную, собравшую воедино исконные украинские земли страну, входившую в десятку передовых государств Европы и мира, отстоявших вместе со всеми братскими народами Советского Союза ее независимость и свободу в смертельной схватке с фашизмом, возродивших после войны и поднявших ее к мировым высотам прогресса, но и недальновидна в личном плане.

В официальном тексте послания Порошенко пошел еще дальше. «Декоммунизации, если уж на то пошло, это не только памятные знаки. Коммунизм нужно прежде всего вытравить из головы. Но я, к сожалению, сокрушался президент, и в этом зале вижу немало охотников перехватить у покойной уже, надеюсь, КПУ левые лозунги».

Это не просто запугивание любой политической оппозиции, но и прямое нарушение Основного Закона страны, попрание конституционных прав сторонников коммунистической идеи, фактическое признание того, что террор, развернутый в отношении Компартии, более чем двухлетняя возня вокруг вопроса о ее запрещении осуществляются с его благословления.

В этой связи не могу не напомнить и еще об одном. Пресловутые законы о декоммунизации, которые по заключению правовых управлений Верховной Рады нарушают около полутора десятков статей Конституции, вызвали негативную реакцию на Западе. Венецианская комиссия в предварительном заключении отметила, что законы «не соответствуют демократической практике европейских государств, нарушают права и признанные свободы граждан». Комиссия приняла к сведению заявление киевских властей о том, что в них, как и в закон о люстрации, будут внесены необходимые изменения. За два года ничего для этого не сделано.

Такова в Украине «демократия». Так реализуются и защищаются в ней конституционные права и свободы. Так ведет себя их гарант — президент Порошенко, не считаясь даже с мнением европейских институций, не выполняя данных обещаний.

К слову, в тексте послания, которое в парламенте не оглашалось, Порошенко сказал, что станет «первым президентом, который не собирает полномочия под себя, а делится ими с общинами (громадами) в рамках стратегического курса на децентрализацию».

Такие заверения Порошенко давал еще до избрания президентом. Но все его действия никак не согласуются с обещаниями. Он фактически подмял под себя Кабинет Министров, судебную власть. Сейчас под предлогом децентрализации и передачи советам функций государственных администраций в областях и районах навязывается учреждение института префектов с практически неограниченными полномочиями, назначаемых единолично президентом и только ему подотчетных, которым фактически будут подчинены советы и передана функция общего надзора, осуществлявшаяся органами прокуратуры.

Одним словом, выстраивается жесткая президентская вертикаль, возглавляемая главой государства, и он будет обладать полномочиями, которых не имел ни один из его предшественников.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

«Знаменательная» дата

Зачем брать на содержание целую страну, если ситуация позволяет (и это на несколько...

Законопроект для книги Гиннесса

Предложение запретить продажу презервативов, которые являются не только средством...

Гримасы новых лиц

Слияние политики и бизнеса, доминирование финансово-олигархических кланов, коррупция,...

Оппоблок против Святого майдана

Революция или переворот? Отражение в «черном зеркале»

Дурипш, Никита и Фидель

Правление колхоза заказало художнику большую картину. На переднем плане, естественно,...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Владимир Долгопятов
24 Сентября 2016, Владимир Долгопятов

Георгий Корнеевич, спасибо за глубокую аналитическую статью.Поддерживаю всё написанное Вами. Хотел добавить, что президент "забыл"о том что за последний год 99% украинцев ухудшили своё материальное положение (это по опросу Гонопольского).

- 13 +
Александр Юрченко
23 Сентября 2016, Александр Юрченко

Ваша похвала звучит вполне........ обидно.

- 1 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка