Год постмайданной космонавтики – от проектов к прожектам

03 Апреля 2015 1 4.9

Прибыв в Днепропетровск для решения известного оргвопроса, Порошенко между делом бросил на пресс-конференции: «Только что уехала турецкая делегация. Мы договорились о многомиллиардной (ну как же без этого! – Д.С.) космической программе. Не все можем сейчас говорить»

Адресат месседжа понятен – десятитысячный коллектив «Южмаша», который уж 8 месяцев не получает зарплату, добрая сотня членов их семей, а также тех, кто вовлечён в инфраструктуру гиганта, плюс работники других предприятий аэрокосмического комплекса Украины, в отчаянии наблюдающие как провозглашенный запрет сотрудничества с РФ в самой высокотехнологической на сегодня сфере человеческой деятельности (в чём УССР, пожалуй, была впереди планеты всей) ведет их на кладбище. Пока что – космических кораблей.

Замечательно сей кладбищенский пейзаж описали в преддверие дня космонавтики достоянная дочь известного советского фантаста Мирослава Бердник и писатель Игорь Лесев.

Но «президент» намекает: потерпите немного, и будут новые заказы – на России свет клином не сошелся.

Однако слышал ли кто-то о космических амбициях Турции? Очень сложно представить, что её руководство «вдруг» решило потратить «многие миллиарды» на космические проекты, к которым оно было ранее совершенно равнодушно, главным образом ради того, что помочь ВПК соседней государства, к тому же успевшего зарекомендовать себя крайне ненадёжным (мягко говоря) внешнеэкономическим партнёром.

Да и в чем может выражаться такое масштабное сотрудничество? Основное направление «Южмаша» – тяжелые баллистические ракеты, они же, в принципе – космические носители. Для них нужны космодромы, которыми ни Украина, ни Турция не располагают, причем со стартовыми площадками, предназначенными для ракет определенного типа. Космодромы, с которых возможен запуск украинских ракет, находятся только в «забитом и отсталом Таёжном союзе».

Но, поверим в очередные цяцянки Порошенко, допустив, что выделенные «многие миллиарды» пойдут на строительство турками же (не исключено – в Турции) космодрома для украинских носителей (если дотянут к тому времени ещё помнящие как ракеты эти собирать). Но что скажут «наши европейские партнёры» да и те же турецкоподданные – ведь невозможно расположить такой объект на Украине или в Турции так, чтобы избежать падения отработанных ступеней на территории сопредельных густонаселённых государств. Это вам не мойынкумские пески и не приарктическая лесотундра.

Что же касается изготовления спутников для нужд Турции с запуском на носителях третьих стран, то признаем – это не конёк «Южмаша. За все постсоветские годы там было изготовлено всего три малогабаритных спутника типа «Сич», причем совершенно очевидно, проект имел более политический, нежели практический характер. Телекоммуникационный же спутник «Лыбидь» для своих нужд Украина предпочла заказать у российско-канадского консорциума. Его запуск, запланированный на лето 2014 г., был отменен из-за решения о сворачивании российско-украинского сотрудничества в космосе. К слову, и единственный имевшийся у Украины пункт управления космическими аппаратами в Тавриде по известным причинам был потерян.

В общем, совершенно очевидно, что любые «автономные» от РФ проекты в аэрокосмической, да и в целом в высокотехнологичных отраслях носят характер не более прожектов. Ведь главным образом украинские предприятия выступают (выступали, извиняюсь) в качестве поставщиков весьма обширной номенклатуры важнейших комплектующих изделий и элементов оборудования.

Наивно рассчитывать, что «западные друзья» протянут руку помощи и встроят предприятия украинского ВПК в свои кооперационные цепочки. Принцип «а табачок врозь» вообще свойственен им, а в сфере высоких технологий и подавно. Эти технологии в немалой степени монополизированы странами «золотого миллиарда» именно потому, что во многом обеспечивают их уровень и качество жизни. И делится преимуществами этой монополизации, создавать себе конкурентов, они понятно не будут.

Показательна история уникального Ан-70. Энное время назад Украина предложила европейцам его совместный выпуск. Делегация концерна EADS побывала в ОАО им. Антонова, все внимательно изучила… А через некоторое время EADS представил собственную машину А-400, поразительно похожую на Ан-70 . Причем Азарову «партнерами» было прямо сказано, что Ан-70 на западные рынки конкурировать с А-400 не пустят. Совместная же с РФ программа производства Ан-70 была после Евромайдана закрыта.

Самое же печальное для научно-технического потенциала Новороссии то, что двух-трех лет разрыва кооперации с РФ будет достаточно для его погибели. РФ попросту развернет (и уже разворачивает) производство ранее ввозимых из Днепропетровска, Харькова, Донбасса изделий на своих заводах. Согласен – не так уж это и «попросту». Но когда есть ресурсы и спрос, любая задача по импортозамещению выглядит выполнимой. Тем более что главная проблема – наличие подготовленных кадров в данной ситуации решается как раз просто. Они будут приглашены из Украины, где устроиться на автостоянку охранником скоро будет большой удачей. Будут ли эти – всю жизнь проработавшие в связке с российским друзьями – люди проявлять свой «патриотизм», если работу в «стране-агрессоре» ищут даже «герои майдана» вроде так и не получившей кружевных трусиков от ЕС «девочки».

Только «трусики» пусть идут по назначению, а людей, мыслящих головой, братья (и не только по разуму) готовы принять. Гендиректор НПО автоматики (разработчика систем управления для ракет-носителей "Союз-2"), Леонид Шалимов так и сказал: «Мы готовы их принять, мы даже знаем их пофамильно. Квалифицированные специалисты, которых не надо учить, всегда на вес золота».

Там. Здесь же – на вес трусиков.

Украину рубят, щепки летят!

Такова политика Запада, поглощающего львиную долю мировых природных ресурсов: беречь...

Новые герои против новых богов

«Постправда» заслоняет собой реальную действительность и не позволяет ни...

Какие плебеи, такие и патриции

У кого нет персонального храма, у того есть фотоальбом или профиль в соцсетях с...

Безлес вместо безвиза

Единственной «перемогой» украинской власти можно считать то, что эстафету...

Недопрацьовує команда Петра Олексійовича

Протягом найближчих років - безвізовий режим розповсюдиться також на власників...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Владимир Долгопятов
03 Апреля 2015, Владимир Долгопятов

Очень жаль, что квалифицированные ракетостроители у нас стоят сейчас дешевле кружевных трусиков майданутой девочки.

- 24 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка