Избавление от непрофильных активов, или Проданная «Мечта»

№36(786) 9 — 15 сентября 2016 г. 01 Сентября 2016 3 5

, Игорь КОНДЕНКО

Всего лишь за несколько дней новость о сотрудничестве Украины и Китая в развитии производства крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-225 «Мрія» сделала крутой вираж — от информации о продаже всех прав собственности на супертранспортник, включая чертежи и спецификации, и намерений уже в 2019 г. поднять в воздух первую китайскую «Мрію» до категоричного опровержения возможности передачи КНР права владельца сертификата типа воздушного судна Ан-225 и планов достройки на мощностях ГП «Антонов» второго недостроенного самолета.

«Соглашение, подписанное ГП «Антонов» с китайской Aerospace Industry Corporation of China (AICC) о сотрудничестве по программе Ан-225, является своеобразной «дорожной картой», которая подтверждает взаимную заинтересованность сторон во взаимодействии с целью дальнейшего развития программы Ан-225», — обтекаемо комментирует соглашение по «Мрії» пресс-релиз ГП «Антонов» от 2 сентября. Там же: «Сотрудничество с КНР по программе тяжелого транспортного Ан-225 «Мрія» грузоподъемностью 250 тонн исключает передачу китайской стороне интеллектуальной собственности на супертранспортник»...

...«Речь идет о подготовке предложений по разработке договора, по которому на мощностях ГП «Антонов» будет выполнена достройка и модернизация второго экземпляра Ан-225 «Мрія». Заказчиком этого самолета выступает AICC. Таким образом, ГП «Антонов» выполняет одну из основных задач авиастроительного предприятия — строительство и поставка самолета заказчику».

Реконструировав ситуацию, в которой новость о планах «Антонова» строить «Мрію» вместе с китайской компанией AICC распространилась буквально с эпидемическим характером, со 100%-ной уверенностью можно утверждать, что украинская сторона не собиралась информировать общественность о подписанном соглашении.

Первоисточником выступил телеканал «ССTV — Русский», один из международных телеканалов вещания «Центрального телевидения Китая».

А информацию о договоренностях по «Мрії» китайский канал получил от своего регионального корреспондента, побывавшего 30 августа на церемонии подписания китайской, а на самом деле гонконгской компанией Aerospace Industry Corporation of China, президентом «Антонова» Александром Коцюбой и правительством города Лучжоу (провинция Сычуань) рамочного соглашения о создании в этом городе базы по производству с 2019 г. самолетов Ан-225.

Именно на этом этапе начало долгого пути по созданию новой версии крупнейшего в мире самолета стало констатацией продажи гонконгской компании всей документации в обмен на гипотетическое обещание достроить второй самолет и создать в КНР производственную базу для «Мрії». На следующий день ССTV исправила неточности о соглашении «Антонова» и AICC, сославшись на информационный сайт провинции Сычуань.

Партнер украинского авиахолдинга по такому, казалось бы, эпохальному проекту также оставляет о себе весьма туманное впечатление.

Хотя эта компания существует с 2010 г. и поставляла оборудование многим аэропортам Поднебесной, сайт www.chinaairspace.com, который является визитной карточкой бизнеса AICC, до сих пор находится в недоделанном состоянии. Отсутствует информация о руководстве компании, финансовые отчеты, зато много красивых фотографий с изображением самолетов. Таким образом, можно как минимум говорить о не публичном характере партнера крупнейшей украинской авиакорпорации.

Патриотическая пропаганда всегда должна подкрепляться рассказами о достижениях, и украинская в этом плане не исключение, а поскольку с реальными успехами в последнее время туго, то страницы СМИ заполонили сообщения об обновляемых чуть ли не ежедневно мировых и национальных рекордах по размерам национального флага, герба, вышиванок из самых разнообразных материалов.

Впрочем, по меньшей мере один повод для подлинной гордости у Украины был. Существующий в единственном экземпляре самый большой самолет в мире «Мрія» — это настоящий, подлинный бренд, «эксклюзив», производящий впечатление на самые широкие массы во всех уголках мира (даром, что изготовлен он еще во времена «советской оккупации»). Совсем недавно украинские СМИ с гордостью писали о фуроре, который «Мрія» произвела в Австралии.

И вот, как сообщил портал CCTV, «30 августа китайская компания China airspace и украинское госпредприятие «Антонов» подписали договор о сотрудничестве. Согласно договору Китаю переходит право собственности на гигантский самолет-транспортер Ан-225, включая использование чертежей и спецификаций самолета. Переговоры по привлечению китайских инвесторов велись еще в мае 2016 г. После подписания договора с украинской компанией Китай получил доступ к уникальным технологиям в области авиастроения. Планируется, что первый китайский Ан-225 будет выпущен в первой половине 2019-го. Самолет существует в единственном экземпляре».

Сразу же последовали опровержения. «Информация о продаже китайской компании China airspace прав собственности на Ан-225 не соответствует действительности. Мы Родину не продаем. Более подробный комментарий будет позже», — заявили в пресс-службе ГП «Антонов». Действительно, позднее президент ГП «Антонов» Александр Коцюба сообщил, что «Есть соглашение, которое предусматривает дальнейшее сотрудничество. Отдельные контракты потом будут подписаны. Мы подтверждаем намерения достроить вторую «Мрію», модернизируем ее и продадим Китаю».

«Речь идет о планере, который у нас стоит на заводе «мертвым грузом». Китайцы инвестируют свои деньги. Мы достраиваем современный самолет на базе «Мрії», — сказал Коцюба, не уточнив сроки подписания контракта. Он добавил, что «речи о какой-то передаче прав собственности, технологий или продаже действующей летающей «Мрії» не идет».

А пресс-служба ГП «Антонов» сообщила, что подписанное соглашение предусматривает на первом этапе построение второго модернизированного экземпляра Ан-225 в Украине и поставку компании AICC. На втором этапе — создание совместного серийного производства Ан-225 в Китае по лицензии ГП «Антонов». Оба этапа будут реализованы по условиям отдельных контрактов, заявили в ГП «Антонов».

Кому верить в данной ситуации — дело вкуса. Но даже если «взять за основу» версию украинской стороны, получается следующее. Конечно, на первый взгляд, в достройке для ино-странного заказчика стоящего «мертвым грузом» недостроя нет ничего плохого. Но специфика ситуации в том, что единственная летающая «Мрія» — абсолютный мировой монополист в авиаперевозках сверхтяжелых грузов от 130 до 250 т. С появлением второй машины у иностранного владельца такая монополия исчезнет.

При этом нужно учесть, что, судя по всему, этот рынок не является особо емким, летает «Мрія» не так часто и очередь на ее услуги не стоит. С учетом же того, что второй экземпляр будет модернизированным, более совершенным, чем изготовленная без малого 30 лет назад украинская «Мрія», а также что в части коммерческой хватки китайские товарищи дадут сто очков вперед кому угодно и демпинговать для устранения конкурентов умеют очень здорово, совсем несложно представить, кто выиграет в этой конкурентной схватке. Скорее всего, после появления конкурента украинская «Мрія» станет на прикол, поскольку не на что будет даже поддерживать ее в рабочем состоянии.

Самое же главное, представители ГП «Антонов» не отрицают, что речь идет о развертывании производства Ан-225 в Китае. Т. е. чертежи и технологии попадут в Поднебесную в полном объеме и, как показывает богатый опыт, после этого все права на интеллектуальную собственность становятся бумажкой.

К слову, это не первая сделка такого рода. В марте «2000» уже писали о распиаренном соглашении с Саудовской Аравией по проектированию самолета Ан-132 (глубокая модернизация Ан-32), согласно которому разработанная ГП «Антонов» машина будет производиться в ближневосточном государстве с передачей всех технологий и прав интеллектуальной собственности. «Таким образом, речь идет не о перспективной долгосрочной совместной деятельности по формуле «бензин (финансовые ресурсы) ваш — идеи (технические) наши», а о фактически разовой сделке по продаже бизнеса — уходу «Антонова» с одного из немногих сегментов авиационного рынка, на котором у него оставались неплохие позиции и перспективы (при умелом их использовании)», — отмечали мы тогда.

К слову, как сообщил Александр Коцюба, «Они (китайцы. — А. Ф.) параллельно с проектом Ан-225 обязались авансировать производство самолетов Ан-178. Это будет идти параллельным проектом. Это большая транспортная корпорация, и им нужны такие самолеты для использования в своих транспортных хабах». Похоже, китайские партнеры положили глаз и на этот проект, который можно назвать последней надеждой украинского авиапрома.

Возвращаясь же к проданной «Мрії», отмечу, что большинство специалистов сильно сомневаются в заявленных планах построить уже в 2019 г. первый китайский Ан-225. Производственный цикл изготовления даже серийной машины такого класса — не менее двух лет, а тут речь о развертывании масштабного производства на голом месте, не говоря уже о том, что ГП «Антонов» строило «Мрию» (30 лет назад) в кооперации с десятками других предприятий СССР и технологиями производства поставлявшихся ими узлов и механизмов (тех же уникальных для такой машины шасси) наверняка не обладает. Все это нужно разрабатывать заново.

Выяснилось и то, что китайский оператор этого проекта — некая гонконгская компания Airspace Industry Corporation of China, название которой явно сделано с целью мимикрировать под Aviation Industry Corporation of China, (китайского авиапромышленного монополиста AVIC). Судя по всему, Китай через гонконгскую импортно-экспортную прокладку приобрел комплект конструкторской документации на Ан-225. Видимо, для легализации этой сделки подписано не обязывающее и заведомо невыполнимое рамочное соглашение о строительстве производственной базы.

Зачем «оно» Китаю? Как мы уже неоднократно говорили, процветание наиболее развитых стран — США, Западной Европы, Японии (так называемого «золотого миллиарда») основано прежде всего на монопольном обладании ими по-настоящему высокими технологиями (не «ширпотребом»), в том числе в авиастроении, делиться которыми (и переносить производство в страны третьего мира) отнюдь не собираются.

Это, понятно, не устраивает Китай, который, собрав огромные ресурсы на производстве «ширпотреба», стремится выйти на новый технологический уровень, встать вровень с ведущими державами по экономическому развитию. Для этого в высокие технологии (тот же авиапром) вкладываются огромные ресурсы (так же делают и саудиты) с пониманием того, что быстрой отдачи они не принесут — работа на перспективу. И, естественно, никто не откажется от возможности приобрести такие технологии «по случаю» и, скорее всего, «по сходной цене».

Украина же следует по намеченному ее правителями и их зарубежными «патронами» прямо противоположному курсу — от высокотехнологичного индустриального государства к «великой аграрной державе», поставщику дешевой рабочей силы для требующих неквалифицированного физического труда производств и рынку сбыта для ведущих держав. Такой стране мощный авиапром не по карману, да и «не по чину».

Так что с этой точки зрения сделка выглядит абсолютно логичной, шансов на выживание у украинского авиапрома все равно никаких. В бизнесе это называется «избавление от непрофильных активов», а высокие технологии для нынешней Украины и назначенного ей вектора «развития» (точнее — деградации) — очевидно «непрофильный актив». Такие вот дела.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Гримасы новых лиц

Слияние политики и бизнеса, доминирование финансово-олигархических кланов, коррупция,...

Оппоблок против Святого майдана

Революция или переворот? Отражение в «черном зеркале»

Дурипш, Никита и Фидель

Правление колхоза заказало художнику большую картину. На переднем плане, естественно,...

Терминал для молитвы

В Украине появился новый сервис — заказ молитвы через электронную платежную...

Редкий покемон доплывет до середины Днепра

«Патриотизм» олигархов времен Майдана и активной фазы войны на Донбассе —...

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
serr

Доступен ответ президента ГП "Антонов" Александра Коцюбы на депутатский запрос по поводу сотрудничества с китайскими партнерами по программе Ан-225 "Мрия".
Красивые декларации, именуемые Соглашением о сотрудничестве с офшорной компанией из Гонконга, располагающейся в однокомнатном офисе с уставным фондом, эквивалентным нескольким тысячам долларов, не имеют ничего общего с "уникальным китайско-украинским проектом на высшем уровне". Скорее, это прекрасное прикрытие рутинных финансовых операций.
Копия ответа:
Председателю Комитета Верховной Рады Украины
по вопросам промышленной политики и предпринимательства
ГАЛАСЮКУ В.В.

Уважаемый Виктор Валерьевич!
На Ваше обращение от 01.09.2016г. №04-30/03-184 насчет сотрудничества ГП "Антонов" с китайскими партнерами по программе Ан-225 "Мрия", в том числе договоренностей о продаже интеллектуальных прав на Ан-225, сообщаю следующее.
Информация о продаже китайской компании интеллектуальных прав и документации на Ан-225 не соответствует действительности, поскольку между ГП "Антонов" и китайскими партнерами не было заключено ни одного хозяйственного договора (контракта) насчет передачи прав интеллектуальной собственности и технической документации на самолет Ан-225.
Для развития сотрудничества с китайскими партнерами было заключено Соглашение о сотрудничестве, предметом которого является изучение возможностей потенциала сторон в разных сферах авиастроения, в том числе и по достройке на ГП "Антонов" второго экземпляра самолета Ан-225. Это соглашение никоим образом не относится к самолету Ан-225, который эксплуатируется ГП "Антонов".
Кроме того, соглашение предусматривает, что обе стороны будут предпринимать все меры для исключения возможности несанкционированного копирования и производства самолетов и/или отдельных агрегатов.
Будущая реализация положений Соглашения планируется путем заключения соответствующих хозяйственных договоров и при условии получения разрешений, предусмотренных законодательством Украины.

С уважением,

Президент ГП "Антонов" А.А.Коцюба

Документ представляет несомненный интерес именно оперативностью появления и изложением официальной позиции ГП "Антонов" от имени первого лица предприятия. Уровень субъекта происхождения заданного вопроса также не позволяет усомниться в какой-либо неискренности или возможности уклончивого ответа.
Итак, ни интеллектуальных прав, ни документации на Ан-225 китайской компании не продано. Единственной причиной этого, согласно утверждению Коцюбы, является отсутствие какого-либо заключенного хозяйственного договора (контракта). Следовательно, как и комментировали с момента появления "сенсации" эксперты, с оффшорной компанией из Гонконга, а не из Китая, располагающейся в однокомнатном офисе с уставным фондом, эквивалентным нескольким тысячам долларов, после трех (!) лет предварительных переговоров заключен всего лишь договор о намерениях, стыдливо именуемый Соглашением о сотрудничестве или дорожной картой. Называть же подписанный документ "уникальным китайско-украинским проектом на высшем уровне" совершенно неуместно.
В ответе на депутатский запрос особо оговорено "исключение возможности несанкционированного копирования и производства самолетов и отдельных агрегатов", правда, не раскрывается, каким образом украинским специалистам удастся гарантировать выполнение этой декларации. Если это все же удастся, то ГП "Антонов" станет первым в истории владельцем интеллектуальной собственности, сумевшим защитить свои разработки от китайского дублирования.
Кстати, именно антоновцы жаловались на то, что они уже не раз пострадали от китайских инициатив и предприимчивости. Хорошо известна целая линейка китайских самолетов, оказавшихся практически точными копиями самолетов Ан. Ан-2 стал "чисто китайским" Y-5, Ан-24 — Y-7 и MA-700, а Ан-12 — Y-8 и Y-9. При этом КНР имеет несомненное преимущество, так как серийное производство всех перечисленных типов летательных аппаратов, двигателей и агрегатов к ним продолжается и в настоящее время, тогда как выпуск антоновских прообразов давно прекращен.
Более того, китайские клоны уже продаются на международном рынке, а китайские агрегаты, которые почему-то оказались практически полными копиями устанавливаемых на антоновских самолетах комплектующих, взаимозаменямы с ними, что приводит к постепенной "китаизации" даже исходных и еще эксплуатируемых самолетов Ан.

Другой декларацией, упомянутой в письме, является перспективы развития проекта самолета Ан-225. При этом, сразу же выдвигаются два условия: заключение отдельных дополнительных контрактов и получение необходимых разрешений со стороны украинских властей. Любой субъект предпринимательской деятельности, сталкивавшийся с украинскими реалиями, и имевший дело с китайскими партнерами, может представить предстоящие возможные трудности.
Следовательно, обеим сторонам гораздо проще заключить договор ни о чем с фирмой-бабочкой. В нашем случае это красивая формулировка — "изучение возможностей потенциала сторон в разных сферах авиастроения, в том числе и по достройке на ГП "Антонов" второго экземпляра", которая не предусматривает ни малейшей взаимной ответственности. В рамках имеющегося соглашения можно совершенно легально посещать конструкторские бюро и производственные мощности, работать с технической и рабочей конструкторской документацией, исследовать архивные материалы и выполнять многие другие операции без соблюдения каких-либо обременительных формальностей.
Наличие агента в Юго-восточной Азии, являющейся одним из самых динамично развивающихся регионов мира, также может помочь при работе с заказчиками, не стремящимися к широкой огласке своей деятельности. Да и само ГП "Антонов" всегда очень ревниво относилось к освещению событий и фактов своей работы. Особенно это касается финансовой стороны вопроса, чему также может способствовать оффшорный характер фирмы-партнера. Кстати, многие украинские предприниматели уже давно обзавелись подобными прокладками, зарегистрированными в Гонконге, и, расходуя на них менее десятка тысяч долларов, управляют с их помощью многомиллионными финансовыми потоками. Почему же ГП "Антонов", у которого ежегодные обороты оцениваются в сотни миллионов долларов, должно отставать от общемировой и внутриукраинской практики? А рамочный контракт, в котором упоминается "Мрия", может служить просто прекрасным прикрытием рутинных финансовых операций…

- 2 +
татьяна солохина
02 Сентября 2016, татьяна солохина

Успеть бы расширить территорию музея авиации, иначе "Мрия" на металлолом уйдет.

- 7 +
Михаил Маркович (EpsilonDelta)
01 Сентября 2016, Михаил Маркович (EpsilonDelta)

По всему видно, что Украину тоже причислили к непрофильным активам.

- 57 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка