Люстрация археологии на пепелище майдана

28 Октября 2015 4.3

Конферанс на открытии МКФ "Молодость-45", как и на майдане-2014, вел все тот же Евгений Нищук, а главным героем всего стал режиссер Ссенцов

Один из официальных девизов нынешнего МКФ «Молодость» звучит довольно пафосно: «Начало новой истории…». Так, очевидно, было обозначено категорически постмайданное место самого этого фестиваля в наши дни. Все прежнее прошло, все новое начинается прямо сейчас. И далее по всему было видно, что как раз «свое место» нынешняя «Молодость» прекрасно знает. Вплоть до мелких нюансов, в которых вольное киноведение смыкается с практической кинологией.

«Молодость», место! Таков был смысл многих фильмов и событий, которые с первого же вечера стали происходить на кинофестивале. Например, как я уже сообщал в своей предыдущей публикации о тогда только еще грядущей «Молодости», ее гендиректор, Андрей Халпахчи на мой прямой вопрос: «Будет ли табуировано на смотре российское кино?», - дал такой же прямой ответ: «Нет». Между тем опубликованная программа смотра кажется абсолютно стерильной от каких-либо упоминаний о российском кино. Политика, видать, тут безапелляционно поправила сферу «артефаков».

Режиссура режиссеров

Зато о месте «Молодости» на открытии фестиваля много хорошего говорили разные официальные лица, а посол Франции в Украине, ее превосходительство мадам Изабель Дюмон, прямо на сцене вручила г-ну Халпахчи французский орден Кавалера искусств и изящной словесности ( L'Ordre des Arts et des Lettres). За огромный вклад в украино-французские культурные связи. Ясно, желающие вручить аналогичную награду за нынешнюю политику маргинализации на Украине русского кино обнаружены не были, но само намерение сквозило во многом. Как в речах самого Андрея Халпахчи, так и в речах наших официальных лиц.

И тут неожиданно команда «Место!» последовала из регулярно показываемого на фестивале ролика в защиту Олега Сенцова от произвола путинской власти. Здесь в защиту России как бы вступился сам язык той, ныне проклинаемой у нас всеми страны-соседа. Ответ был симметричным: свежеиспеченный «кавалер» французской словесности то и дело допускал смешные ошибки в русском произношении обычных слов типа «беспрецеНдентный», «грАжданство», «аннексИя» и проч.

Тема, похоже, оказалась генеральной. В широком смысле тема взаимоотношений настоящего с прошлым. Сотрудничество или война? Очередной отказ от наследия клятых «папиредников» или интеграция их удачного опыта? Когда на дворе очередной «поворотный пункт» и еще одна «новая эра». Браво составителям фестивальной программы! Андрею Халпахчи! Внесите на авансцену события еще парочку орденов!

«Все горело светло, только этого мало…»

Развернутой аллегорией означенной ситуации смотрелся и первый же конкурсный украинский фильм в номинации студенческих работ - «Хлам» Татьяны Симон. Красноречиво здесь уже название. В течение 16 минут мы увидим неспешное наблюдение за тем, как на дачный участок приезжают брат и сестра (каждому около 30-ти), чтобы по поручению «предков» навести здесь порядок в запущенной постройке-времянке.

Исполнять порученное героям явно неохота. Они роются в семейном хламе, накопившемся за многие годы и чают скорейшего возвращения к своим насущным делам в городе. Старшая сестра (эту роль играет сам режиссер) еще испытывает к отдельным «артефакам» фамильного прошлого некоторый ностальгический пиитет и отбирает в качестве сувениров некоторые трогательные фото и памятные вещицы. Однако вполне отмороженный младший брат настроен исключительно на тотальный «фак» всему былому. Дело дойдет даже легкой потасовки персонажей на пустынном пляже близ дачи. Однако закончится все, как в аналогичной реальности, жестом тотального отсыла фамильного наследия «на…».

В конце концов майданного типа хлопец из «Хлама» запросто свалит в одну кучу всю археологию своей семьи, да и подожжет вещественные доказательства былого. Вместо протекшего времени, испытанных чувств и родственных связей - один пепел да головешки. Зато - полная свобода! От трогательных фото себя маленького рядом с еще живыми и еще молодыми родителями. Свобода от груды старых писем с добрыми пожеланиями и тайными признаниями из несуществующей эпохи. «Да гори ты все синим пламенем!» - девиз новейшего времени? Впереди, мол, жизнь без «ярма» прошлого. Судьба с чистого листа. Хотя… Нужен ли кому-нибудь тот, кому никто не нужен? Эта мысль персонажей не посещает.

Вздыхая по-экклезиастовски, полагаю, что все это уже мнократно было. И, как по мне, перед нами и в кино, и в жизни - образчики бытийной неотесанности и экзистенциальной тупости. А кому-то, небось, увидится романтический порыв куда-то ввысь и вперед. Боюсь, что и не всякого зрителя нынешней «Молодости» такие соображения посетят. Ведь вокруг смотрящей кино на «Молодости» публики в ее реальности - всеобщая декоммунизация, война с советской памятью, война с «Отечественной» за «Мировую». Схватка с «опасными» фильмами, людьми, именами и прочими словами. И все ради якобы светлой европейскости будущего.

Сквозь время: диалог «майданов»

"Майдановцы-умницы" Питера из 1991 года в фильме "Событие" Сергея Лозницы

Да было все это уже, было! И сбрасывали уже всяческую классику с кораблей современности. И добивали баграми разных модернов этот упорно всплывающий «хлам» былых антлантид. И топили в Лете имена и лично персоналии несогласных. Только потом строили в их честь мемориалы, и там молились на сожженное и забытое. И главное - жить лучше - увы! - такие люстрации не помогали. Даже напротив.

И вот в тот же первый день «Молодости», 25 октября с.г., только во внеконкурсной программе, была показана полнометражная документально-монтажная картина «Событие» - снятая в Бельгии новая работа режиссера-космополита Сергея Лозницы, который иногда называется то российским, то украинским автором.

«Событие» как нельзя более кстати - для того, видимо, и сделан_- подчеркивает непростую диалектику взаимоотношений наследия консервативного прошлого с революционным новаторством грядущей эпохи. Более часа без каких-либо авторских комментариев мы будем наблюдать хронику того сакраментального августа 1991 года в городе Ленинграде. когда имел место антигорбачевский путч в СССР и страна фактически стала быстро распадаться, формируя нынешнюю геополитическую карту мира.

Для Лозницы, снявшего перед этим успешный «Майдан», «Событие» - это ретро-майдан, взывающий к тому, чтобы в прошлом найти причины поражений в настоящем. Только вот в чем именно тот урок истории состоит, в этом-то и кроется главная интрига. Выяснится сие только в самом финале «События». И вовсе не в документальных кадрах, а… из пространного письменного обращения автора к зрителям. Лозница в лоб скажет о том, как надо понимать его новое кино и в чем разница двух «майданов».

В Итак, в «Событии» мы увидим то, что когда-то давно уже мы видели, но уже успели подзабыть. 23 августа в «колыбели» всех русских революций. Смольный, Дворцовая площадь, Собчак, нон-стоп митинг против «фашистской хунты» за освобождение Михаила Горбачева из форосского заключения. Заметны множественные параллели с украинским Майданом, но больше - расхождений.

Толпа на Дворцовой и по виду, по речам и песням гораздо интеллигентней своей киевской реплики через через 33 года. В Питере заметен только один священник и не видать ни одного иностранца. В Киеве были, как известно целые церковные ансамбли с песнопениями и топ-гости из западных госструктур. И еще, скажем, в Питере тогда требовали насущного - выплаченных зарплат и продуктов в магазинах. В Киеве недавно - массы требовали стратегического - разрыва с путинской Россией и членства в абстрактной «Эвропе». Немедленно! Но очевидно притом и единство финалов: раскачанные многомиллионной толпой огромные страны вскоре распались на многие составляющие их фрагменты. С немалой кровью…

Но если кто-то сравнит с лирикой туристских песен бунтующего Питера-1991 буйство киевских молодежных толп с «коктейлями Молотова» у нас в 2014 году и подумает о постигшем за это время одичании былого homo soveticus, то таковых ждет глубочайшее разочарование от автора. По его мнению все было наоборот. Как это следует из финального титрового резюме режиссера, который видит в нынешней РФ поражение перестроечной России-1991 по причине отсутствия во время оно жестокой чистки кадров предыдущей власти. Вот, дескать, почему так худо ныне в России… И так славно на Украине?

По Лознице получается, что киевский майдан, недавно зачистивший прошлое страны горящим бензином и пулями анонимных убийц, ныне благоденствует? Увы, дорогой режиссер без определенного места родины, как бы не так. Умственные и кинематографические итоги латентного сопоставления двух майданов в «Событии», по-моему, просто смехотворны, Хотя, не спорю, они именно таковы, какими и должны быть по кинологической науке о «своем месте».

То, что все начинает и кое-что заканчивает

[img:73053] 

Волею судеб и их вершителя на «Молодости», все того же орденоносца Халпахчи, сразу же после церемонии открытия фестиваля вне конкурса был показан обломок последнего Берлинале — фильм «45 лет» англичанина Эндрю Хейга. Здесь в главных ролях блистательно сыграли такие антикварные звезды мирового кино, как Шарлотта Рэмплинг и Тони Кортни. И этот фильм, по-моему, невзначай и задал одну из главных общих тем всего фестивального смотра. Тема драматического сопряжения прошлого и будущего в конкретном бытии людей. Но не по-лозницевски - через политическое СОБЫТИЕ, а по-людски, «по душе» - через человеческое СО-БЫТИЕ живых людей.

Камерный и весьма оригинальный сюжет. Супружеская пара готовится вскоре отметить 45-летие своей на самом деле очень счастливой семейной жизни («сапфировая свадьба»). Им соответственно обоим около 70-ти. Они на самом деле до сих пор относятся друг к другу с предельной нежностью и неразлучны. Зовите это как хотите, если неохота лишний раз трепать слово «любовь». И вот в самый канун предпраздничных хлопот происходит всплеск обстоятельств, которые по рангу явно не ниже самой судьбы.

Добродушный и милый старикан Джеф (Том Кортни) получает телеграмму из горноспасательной службы в швейцарских Альпах. Оттуда, где почти полвека тому назад погибла его тогдашняя возлюбленная Катя. Провалилась в ледяную расщелину и там и осталась навеки. Сейчас ее тело обнаружили. Она замерзла такой, какой тогда и была. То есть молодой и красивой.

«Боже, а я во что сейчас превратился! Развалина! Сейчас мы не пара…» - рассуждает вслух Джеф, как на грех, в присутствии своей супруги Кэт (Шарлотта Рэмплинг). Как тут ехать на похороны первой любви, когда совсем скоро - «сапфировая свадьба» с первой и последней женой?

Пробуждается некий вечный двигатель самоуничтожения любви — ревность. Причем в наихудшей и практически безвыходной форме — как ревность к «не тому» прошлому, возможно, приведшему к «не своему» настоящему. Переиграть прошлое и конкурировать за избранника с мертвой соперницей немыслимо. И все-таки…

Грациозная еще старушенция Кэт начинает свое тайное домашнее расследование и узнает, что она 45 лет тому назад стала не только утешением горюющего Джеффа, но и даже - своего рода парадигмой той жизни, которую ее муж хотел бы прожить с той женщиной, которой уже нет в живых если бы Катя не погибла. И даже сходство имен - Катя и Кэт - тут неслучайно: так Джефф в новый брак встраивал элементы того союза, которого никогда не будет.

То, что все начинает и кое-что заканчивает

«А были ли тогда все эти 45 лет для Джеффа жизнью и любовью именно с нею, с Кэт, а не с той же «морозилкой» для чувств и воспоминаний, которые на самом деле предназначались бы Кате, если бы она осталась жива? Был ли мой муж все это время именно моим мужем?» - такие мысли становятся проклятием и настоящим наваждением для героини. И все равно любящая старая женщина именно по-женски побеждает в ситуации, которая так похожа на проклятье. И это будет дано самые последние мгновения картины и всего в одном жесте при совешенно гениальной мимической игре великой актрисы Шарлотты Рэмплинг. Обязательно посмотрите этот фильм, который появился на киевских экранах одновременно с премьерой на «Молодости».

А что рядом в фестивальных залах показывают от мировой киномолодежи по той же любовной линии и вообще? К примеру французская конкурсная лента «Сладостные тринадцать» Эллоиз Пеллоке - киноселфи о повседневности несмышленых девчонок, еще не доросших даже до вторичных признаков женственности. Так себе, девчачья энтомология.

А вот американская дебютантка Джоанна Арноу, тоже буквально вокруг себя снявшая сексуальную историю-селфи «Танцую я плохо» находит разрешение любовного треугольника почти шоковое, хоть и новаторским его не назвать. Любовь? Не смешите мои тапочки, как говорят в Одессе.

Жили-были две подруги - миловидная, которая обычно беспрерывно «трахается» со своим бойфрендом. Другая страшилка, которая открыто присутствует при чужих утехах, но сама по себе никого не волнует. Финал - на откровенном крупном плане сеанс самоудовлетворения дурнушки. Драмы взросления или все еще та же сексуальная энтомология?

В общем, выбирать зрителю на «Молодости, большая часть которой еще впереди, ныне есть из чего. Главное, чтобы публике пришлось по размеру. В частности — души и мозга.

Равным-равно

Странное кино о связи таланта и психических девиаций, с неудобной повествовательной...

Венгрия 1956-го на международных кинофестивалях

Сообщая о новых успехах отечественного кино за пределами страны, венгерская газета...

Старик и Молодость

Ходоровски не признает никаких границ приличия и делает только то, что позволяет ему...

Папа бил — не добил, мама била — не добила

Отношение к зрителям у 45-й «Молодости» было совершенно наплевательским:...

Зомби-фестиваль из ГМО-страны

Ночные мечтания полудиких индейцев о западной «халяве» крайне мало отличаются...

Лики (не)терпимости на фестивале с «огоньком»

На фестивальных экранах «правосеки» майдана чередовались с мерзкими для них...

Украину рубят, щепки летят!

Такова политика Запада, поглощающего львиную долю мировых природных ресурсов: беречь...

Новые герои против новых богов

«Постправда» заслоняет собой реальную действительность и не позволяет ни...

Какие плебеи, такие и патриции

У кого нет персонального храма, у того есть фотоальбом или профиль в соцсетях с...

Безлес вместо безвиза

Единственной «перемогой» украинской власти можно считать то, что эстафету...

Недопрацьовує команда Петра Олексійовича

Протягом найближчих років - безвізовий режим розповсюдиться також на власників...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка