Начнем с газа

16 Апреля 2015 4 3.6

16 апреля во время традиционной ежегодной прямой линии президент России Владимир Путин сказал, что сожалеет по поводу разрыва экономических связей с Украиной и выразил надежду на возрождение промышленной кооперации между странами.

Посыл Путина вполне миролюбивый и по идее правильный. Тем не менее, в данном контексте нужно честно ответить на вопрос возможно ли восстановление экономических отношений между странами в полном объеме сейчас? И появится ли такой шанс в обозримом будущем? Ведь по данным Госстата уже за первый месяц 2015 г. отечественный экспорт в Россию упал на 60,3% (импорт из РФ сократился на 57,1%).

Очевидно, что даже после нормализации обстановки в неподконтрольных Киеву районах Донецкой и Луганской области стабилизировать товарооборот с соседом будет, мягко говоря, непросто.

Важно помнить, что российско-украинское экономическое противостояние не случилось внезапно, как ответ на начало вооруженного конфликта в Донбассе. Его история тянется еще с 1990-х и не всегда оно имело ярко выраженную политическую окраску.

Начнем с того, что никаких традиционных экономических связей между Украиной и Россией, о которых часто вспоминают политики, до 1991 г. не существовало в принципе. Советские предприятия строились исходя из тогдашних соображений эффективности размещения производительных сил в рамках общей плановой экономики. Множество предприятий в разных республиках СССР подчинялись непосредственно союзным министерствам, приоритеты которых находились в оборонно-промышленной сфере во всей ее многообразии.

После распада Союза интересы экономик новых государств часто противоречили друг другу. Вот лишь несколько примеров. Так, в 1999 г. после начала т.н. «эксперимента в горно-металлургическом комплексе» предприятия ГМК Украины, по сути, получившие государственную протекцию, стали постоянно попадать под антидемпинговые процессы не только в Европе и США, но и соседней России. Особенно страдали от этого трубные заводы олигарха Виктора Пинчука.

И вот совпадение, в которое верится с трудом – в том же 1999 г. был учрежден «Фонд развития трубной промышленности» (ФРТП). Именно эта организация, защищая российских производителей труб, инициировала расследования, заканчивавшиеся санкциями против трубников украинских.

Тогда более и менее спокойно себя чувствовал лишь Харцызский трубный завод, который выпускал трубы большого диаметра (ТБД) жизненно необходимые «Газпрому». Но уже с начала 2000-х Россия запустила программу импортозамещения ТБД и за несколько лет успешно ее реализовала.

Украинское вагоностроение, так же ориентированное на Россию (куда поставлялось 80%, произведенных у нас вагонов) входило в кризис задолго до войны на востоке, и даже до начала событий на майдане. Так, в 2011-м мы выпустили 52 тыс. вагонов, в 2012-м с – 47 тыс., в 2013-м – уже 22,7 тыс. Просто еще четыре года назад на рынке полувагонов СНГ произошло перенасыщение. В такой ситуации наших машиностроителей как раз спасли бы заказы «Укрзалізниці». Но…

Разрыв отношений сильно ударил по нашему заводу «Антонов». Например, не так давно Минобороны РФ отказалось от закупок военно-транспортных самолетов Ан-70, которые разрабатывались совместно Украиной и Россией. При этом россияне планируют затребовать еще и компенсацию вложенных ими средств в проект в размере 2,95 млрд. рублей (около $47 млн.).

А о множестве запретов на поставки отечественной сельскохозяйственной продукции на рынок РФ в очередной раз и вовсе вспоминать не хочется. Причем демонизированный у нас бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко иногда был прав – не всегда украинские продукты соответствовали санитарным нормам РФ и не только лишь из-за политической составляющей.

Не имеет смысла сейчас рассматривать причины и последствия трех крупных газовых конфликтов между странами в 2006-м, 2008-2009-м и 2013-2014 гг. 1 апреля было подписано соглашение о поставках российского газа в Украину во 2-м квартале этого года по рекордно низкой за последние годы цене $248/тыс. куб. м.

Это очень важно, даже с учетом того, что сегодняшнее экономическое положение «Газпрома» не оставляет ему другого выбора. (За последние четыре года капитализация компании упала на 40%, а в январе-феврале 2015-го ее доходы снизились на 70%). И даже со скидкой на то, что Украина тоже пошла на уступки, ведь отопительный сезон в стране закончился, а уже через месяц-другой цена на голубое топливо в Европе снизится примерно до $222/тыс. куб. м.

Нынешняя покладистость сторон является признаком, что Стокгольмский суд, может быть, и не состоится. Некоторые эксперты заговорили о том, что «Нефтегаз» и «Газпром» смогут договориться полюбовно во внесудебном порядке. Ибо жизнь заставляет.

27 августа 2014 г. Петр Порошенко подписал указ № 691/2014 по введению в действие решения СНБО «О мерах по усовершенствованию государственной военно-технической политики». Документ предписывает «принять меры по прекращению экспорта в Российскую Федерацию товаров военного назначения и двойного использования с целью их военного конечного использования Российской Федерацией».

Этот указ вспоминается, потому что он затрагивал как раз те сферы промышленности, кооперация в рамках которых, до недавнего времени оставалась наиболее глубокой. Но несмотря ни на что даже в этом документе было сделано исключение для «космической техники, которая применяется для исследований и использования космоса в мирных целях в рамках международных космических проектов».

«Знаменательная» дата

Зачем брать на содержание целую страну, если ситуация позволяет (и это на несколько...

Законопроект для книги Гиннесса

Предложение запретить продажу презервативов, которые являются не только средством...

Знайдено склад, куди "мирні активісти" притягли...

Під час поліцейської операції жоден мародер не постраждав

Гримасы новых лиц

Слияние политики и бизнеса, доминирование финансово-олигархических кланов, коррупция,...

Оппоблок против Святого майдана

Революция или переворот? Отражение в «черном зеркале»

Дурипш, Никита и Фидель

Правление колхоза заказало художнику большую картину. На переднем плане, естественно,...

Терминал для молитвы

В Украине появился новый сервис — заказ молитвы через электронную платежную...

Редкий покемон доплывет до середины Днепра

«Патриотизм» олигархов времен Майдана и активной фазы войны на Донбассе —...

Украину рубят, щепки летят!

Такова политика Запада, поглощающего львиную долю мировых природных ресурсов: беречь...

Новые герои против новых богов

«Постправда» заслоняет собой реальную действительность и не позволяет ни...

Какие плебеи, такие и патриции

У кого нет персонального храма, у того есть фотоальбом или профиль в соцсетях с...

Комментарии 4
Войдите, чтобы оставить комментарий
Сергей Супонин
19 Апреля 2015, Сергей Супонин

А вообще о чем или чем автор хотел самовыразиться?

- 2 +
vlaveselow
18 Апреля 2015, vlaveselow

Автору я бы посоветовал обратиться к ленинской работе О кооперации. Тогда бы не делал тех ошибок, которые наворотил Кравчук. Коньком Кравчука была химера, что Украина наиболее подготовленная республика СССР (вот интересно, а можно ли будет писать СССР в недалёком будущем ), что бы плюхнуться в рыночную экономику. Так вот на примере авиапрома можно показать, что Украина не только не готова плюхнуться, но противопоказана независимость. Зададимся вопросом, нужен ли авиапром Украине. Это чтоб летать из Киева в Жмеринку. Разумеется, авиапром Украине не нужен. Он нужен СССР, что бы летать из Киева в Алма-Ату. Из Ленинграда в Тбилиси. Из Минска в Таллин. Поэтому по определению авиапром на Украине исчезнет. Вы теперь поняли, уважаемый автор, что такое кооперация в СССР? А вам казалось, что это козни Путина... Таким же балаболом был и Кучма. Ну зачем Украине космос, если даже спутники связи не особо-то нужны. По украинскому телевидению окромя Семнадцать мгновений весны и спокойной ночи малыши и смотреть-то нечего. А голливудскую бредятину и по hotbird'у можно смотреть.

- 4 +
Sergey Vasilev
18 Апреля 2015, Sergey Vasilev

Ему Вы ещё про ЧМП ничего не сказали. А там... Вообщем о том , что на Украине были мощнейшие на планете отрасли авиакосмические, судостроительные, промышленные и высокотехнологические атомные - скоро будут читать в разделе фантастики. Неужели народ не понимает , что из них делают баранов на убой?Жаль...

- 6 +
vlaveselow
19 Апреля 2015, vlaveselow

Есть смысл вспомнить визит Порошенко в Одессу. Там он не словом не обмолвился о Черноморском пароходстве. Зато разглагольствовал о флоте и Украине. Мол, была, есть и будет морской державой. Правда, что он при этом думает, сложно сказать. Вообще-то, наличие моря не предполагает автоматического величия на море. Пример рядом, Грузия. А ведь Грузия лет на тысячу постарше будет. Невдомёк нашему стратегу простая мысль. Морские державы всегда были... империями. А иначе, какой смысл отправляться за три моря. Или он думает, что Колумб ради любопытства отправился через Атлантику. М-да, вот такие стратеги.

- 3 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка