Начнем с газа

16 Апреля 2015 4 3.6

16 апреля во время традиционной ежегодной прямой линии президент России Владимир Путин сказал, что сожалеет по поводу разрыва экономических связей с Украиной и выразил надежду на возрождение промышленной кооперации между странами.

Посыл Путина вполне миролюбивый и по идее правильный. Тем не менее, в данном контексте нужно честно ответить на вопрос возможно ли восстановление экономических отношений между странами в полном объеме сейчас? И появится ли такой шанс в обозримом будущем? Ведь по данным Госстата уже за первый месяц 2015 г. отечественный экспорт в Россию упал на 60,3% (импорт из РФ сократился на 57,1%).

Очевидно, что даже после нормализации обстановки в неподконтрольных Киеву районах Донецкой и Луганской области стабилизировать товарооборот с соседом будет, мягко говоря, непросто.

Важно помнить, что российско-украинское экономическое противостояние не случилось внезапно, как ответ на начало вооруженного конфликта в Донбассе. Его история тянется еще с 1990-х и не всегда оно имело ярко выраженную политическую окраску.

Начнем с того, что никаких традиционных экономических связей между Украиной и Россией, о которых часто вспоминают политики, до 1991 г. не существовало в принципе. Советские предприятия строились исходя из тогдашних соображений эффективности размещения производительных сил в рамках общей плановой экономики. Множество предприятий в разных республиках СССР подчинялись непосредственно союзным министерствам, приоритеты которых находились в оборонно-промышленной сфере во всей ее многообразии.

После распада Союза интересы экономик новых государств часто противоречили друг другу. Вот лишь несколько примеров. Так, в 1999 г. после начала т.н. «эксперимента в горно-металлургическом комплексе» предприятия ГМК Украины, по сути, получившие государственную протекцию, стали постоянно попадать под антидемпинговые процессы не только в Европе и США, но и соседней России. Особенно страдали от этого трубные заводы олигарха Виктора Пинчука.

И вот совпадение, в которое верится с трудом – в том же 1999 г. был учрежден «Фонд развития трубной промышленности» (ФРТП). Именно эта организация, защищая российских производителей труб, инициировала расследования, заканчивавшиеся санкциями против трубников украинских.

Тогда более и менее спокойно себя чувствовал лишь Харцызский трубный завод, который выпускал трубы большого диаметра (ТБД) жизненно необходимые «Газпрому». Но уже с начала 2000-х Россия запустила программу импортозамещения ТБД и за несколько лет успешно ее реализовала.

Украинское вагоностроение, так же ориентированное на Россию (куда поставлялось 80%, произведенных у нас вагонов) входило в кризис задолго до войны на востоке, и даже до начала событий на майдане. Так, в 2011-м мы выпустили 52 тыс. вагонов, в 2012-м с – 47 тыс., в 2013-м – уже 22,7 тыс. Просто еще четыре года назад на рынке полувагонов СНГ произошло перенасыщение. В такой ситуации наших машиностроителей как раз спасли бы заказы «Укрзалізниці». Но…

Разрыв отношений сильно ударил по нашему заводу «Антонов». Например, не так давно Минобороны РФ отказалось от закупок военно-транспортных самолетов Ан-70, которые разрабатывались совместно Украиной и Россией. При этом россияне планируют затребовать еще и компенсацию вложенных ими средств в проект в размере 2,95 млрд. рублей (около $47 млн.).

А о множестве запретов на поставки отечественной сельскохозяйственной продукции на рынок РФ в очередной раз и вовсе вспоминать не хочется. Причем демонизированный у нас бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко иногда был прав – не всегда украинские продукты соответствовали санитарным нормам РФ и не только лишь из-за политической составляющей.

Не имеет смысла сейчас рассматривать причины и последствия трех крупных газовых конфликтов между странами в 2006-м, 2008-2009-м и 2013-2014 гг. 1 апреля было подписано соглашение о поставках российского газа в Украину во 2-м квартале этого года по рекордно низкой за последние годы цене $248/тыс. куб. м.

Это очень важно, даже с учетом того, что сегодняшнее экономическое положение «Газпрома» не оставляет ему другого выбора. (За последние четыре года капитализация компании упала на 40%, а в январе-феврале 2015-го ее доходы снизились на 70%). И даже со скидкой на то, что Украина тоже пошла на уступки, ведь отопительный сезон в стране закончился, а уже через месяц-другой цена на голубое топливо в Европе снизится примерно до $222/тыс. куб. м.

Нынешняя покладистость сторон является признаком, что Стокгольмский суд, может быть, и не состоится. Некоторые эксперты заговорили о том, что «Нефтегаз» и «Газпром» смогут договориться полюбовно во внесудебном порядке. Ибо жизнь заставляет.

27 августа 2014 г. Петр Порошенко подписал указ № 691/2014 по введению в действие решения СНБО «О мерах по усовершенствованию государственной военно-технической политики». Документ предписывает «принять меры по прекращению экспорта в Российскую Федерацию товаров военного назначения и двойного использования с целью их военного конечного использования Российской Федерацией».

Этот указ вспоминается, потому что он затрагивал как раз те сферы промышленности, кооперация в рамках которых, до недавнего времени оставалась наиболее глубокой. Но несмотря ни на что даже в этом документе было сделано исключение для «космической техники, которая применяется для исследований и использования космоса в мирных целях в рамках международных космических проектов».

Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 4
Войдите, чтобы оставить комментарий
Сергей Супонин
19 Апреля 2015, Сергей Супонин

А вообще о чем или чем автор хотел самовыразиться?

- 2 +
vlaveselow
18 Апреля 2015, vlaveselow

Автору я бы посоветовал обратиться к ленинской работе О кооперации. Тогда бы не делал тех ошибок, которые наворотил Кравчук. Коньком Кравчука была химера, что Украина наиболее подготовленная республика СССР (вот интересно, а можно ли будет писать СССР в недалёком будущем ), что бы плюхнуться в рыночную экономику. Так вот на примере авиапрома можно показать, что Украина не только не готова плюхнуться, но противопоказана независимость. Зададимся вопросом, нужен ли авиапром Украине. Это чтоб летать из Киева в Жмеринку. Разумеется, авиапром Украине не нужен. Он нужен СССР, что бы летать из Киева в Алма-Ату. Из Ленинграда в Тбилиси. Из Минска в Таллин. Поэтому по определению авиапром на Украине исчезнет. Вы теперь поняли, уважаемый автор, что такое кооперация в СССР? А вам казалось, что это козни Путина... Таким же балаболом был и Кучма. Ну зачем Украине космос, если даже спутники связи не особо-то нужны. По украинскому телевидению окромя Семнадцать мгновений весны и спокойной ночи малыши и смотреть-то нечего. А голливудскую бредятину и по hotbird'у можно смотреть.

- 4 +
Sergey Vasilev
18 Апреля 2015, Sergey Vasilev

Ему Вы ещё про ЧМП ничего не сказали. А там... Вообщем о том , что на Украине были мощнейшие на планете отрасли авиакосмические, судостроительные, промышленные и высокотехнологические атомные - скоро будут читать в разделе фантастики. Неужели народ не понимает , что из них делают баранов на убой?Жаль...

- 6 +
vlaveselow
19 Апреля 2015, vlaveselow

Есть смысл вспомнить визит Порошенко в Одессу. Там он не словом не обмолвился о Черноморском пароходстве. Зато разглагольствовал о флоте и Украине. Мол, была, есть и будет морской державой. Правда, что он при этом думает, сложно сказать. Вообще-то, наличие моря не предполагает автоматического величия на море. Пример рядом, Грузия. А ведь Грузия лет на тысячу постарше будет. Невдомёк нашему стратегу простая мысль. Морские державы всегда были... империями. А иначе, какой смысл отправляться за три моря. Или он думает, что Колумб ради любопытства отправился через Атлантику. М-да, вот такие стратеги.

- 3 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка