Долетит ли Маск до Марса

№43(793) 28 октября — 3 ноября 2016 г. 30 Сентября 2016 4.9

Илон Маск

Американский миллиардер Илон Маск имеет, пожалуй, все основания претендовать на титул «героя нашего времени».

Бизнесмен-инноватор, основатель и владелец компаний Tesla Motors, производящей электромобили, и SpaceX, специализирующейся на создании космической техники, стал настоящей иконой для поклонников технического прогресса. В особенности тех, кто уверен (и кого усиленно убеждают в этом СМИ), что именно (и исключительно) частная инициатива, исходящая от таких гениев, как Маск, способна обеспечить не просто прогресс, а настоящий технологический прорыв.

Действительно, как убеждают сам Маск и его весьма многочисленные адепты, электромобили «Тесла» стали первым шагом к осуществлению давней мечты о полной электрификации автотранспорта. Ну а разработки SpaceX, особенно многоразовая первая ступень ракеты «Фалкон», сулят многократное снижение стоимости доставки грузов на орбиту, что, понятно, должно привести к прорыву в освоении человеком космического пространства. И, естественно, гений Маска обязан обеспечить лидерство США в этих сферах.

Впрочем, есть и немало скептиков. Они утверждают, что выпускаемые в небольших количествах, по меркам мирового автопрома, «Теслы» никакого технологического прорыва собой не представляют. Они дороги и по закупочной цене, и в эксплуатации, по рабочим характеристикам уступают аналогам на традиционных ДВС и являются по сути статусными (благодаря масштабному пиару) игрушками для достаточно узкой категории потребителей. Причем финансовая отчетность Tesla Motors постоянно показывает убытки.

Еще более сомнительно значение космических разработок Маска. Прежде всего следует отметить, что основное финансирование SpaceX получает непосредственно от NASA. «Инновационная» же компания всего с 4000 сотрудников выступает «прокладкой» между государственным агентством и реальными производителями всего комплекса работ — от проектирования до запуска, осуществляемых традиционными аэрокосмическими корпорациями. Поэтому говорить о ее эффективности по сравнению с компаниями «Боинг», «Локхид» и Южмашем с их многотысячными коллективами, как это любят делать адепты Маска, мягко говоря, некорректно.

Сама же идея многоразовых космических систем, что называется, витала в воздухе с самого начала практического освоения космоса. Более того, она и была реализована в системе Space Shuttle, где многоразовыми были не только сам космический корабль, но и его первая ступень, боковые ускорители. Так что ничего принципиально нового Маск не создал. При этом не было сложностей в создании на базе «боковушек» шаттла первой ступени новой ракеты-носителя. Так же как на базе «боковушек» советской системы «Энергия — Буран» была создана ракета «Зенит».

Почему такой вариант не был реализован, объясняется просто — многоразовые системы оказались экономически неэффективны. И в том, что Маску удастся (пока не очень получается) решить эту проблему, многие специалисты сильно сомневаются. Тем паче что непонятно, зачем выбран такой сложный способ возвращения — вертикальная посадка на платформу в океане, ведь можно было их приводнять на парашютах, как это делалось с «боковушками» шаттла (уже отработанная схема). Поневоле приходит мысль, что столь неоднозначное техническое решение было принято ради эффектной телекартинки.

А картинка нужна понятно для чего — для всепланетного пиара инновационного и инженерного гения. Ведь схем зарабатывания денег под рекламу якобы прорывных открытий и (или) сулящих миллиардные прибыли проектов много — привлечение инвесторов, раздувание мыльных пузырей на бирже и т. п. Ну и политическая составляющая проекта «Маск», обеспечивающая ему поддержку на самом высоком уровне, вполне очевидна — демонстрация технологического и инновационного лидерства США.

В общем, в спорах о том, «кто такой мистер Маск» — великий подвижник или ловкий прохвост, аргументов хватает у обеих сторон. Но, как представляется, презентовав в последнее время несколько своих новых проектов, Илон Маск сам дал окончательный ответ на этот вопрос.

Так, в июне он с огромной помпой представил проект вакуумного поезда, т. е. поезда, который будет перемещаться по трубе, из которой откачан воздух, благодаря чему будет достигнута скорость 1100 км/час (выше скорости звука!). В подтверждение серьезности намерений было обнародовано видео, на котором странного вида тележка проехала несколько сотен метров по рельсам со скоростью аж 160 км/час. Но, как обещает Илон Маск, уже в 2019 г. по вакуумным трубам понесутся грузовые поезда, в 2021-м — пассажирские. В течение 10 лет между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом проляжет железная дорога будущего всего за 6 млрд. долл.

Тогда же он пообещал в 2018 г. отправить к Марсу космический корабль Dragon (разработка SpaceX), правда, без людей. Ну а на днях едва ли не главной мировой новостью стало его обещание в течение 40—50 лет колонизировать Марс, для чего будет создан космический корабль, способный доставить на Красную планету 100 пассажиров и 300 т груза. Первые испытания ракеты-носителя в SpaceX наметили на 2019 г., ну а полет «Межпланетной транспортной системы» на Марс может состояться уже в 2022 г. В качестве доказательства серьезности намерений, как и в случае с пневмодорогой, был показан презентационный анимационный ролик.

Для краткой оценки реалистичности последних прожектов Маска скажу о том, что в Калифорнии уже реализуется проект скоростной железной дороги, аналогичной существующим в Европе, Китае, Японии и даже России (как ни странно, США являются абсолютным мировым аутсайдером в развитии этого вида транспорта).

При использовании отработанных во всем мире технологий и при том, что значительную часть маршрута не возводят заново, а реконструируют существующие пути, бюджет оценивают в 68,4 млрд. При этом он, как обычно, имеет тенденцию постоянно расти с одновременным увеличением сроков ввода в эксплуатацию. Окончить начатое в 2015 г. строительство планируют в 2028 г.

А пилотируемую экспедицию на Марс NASA планирует лет через 20 (3—6 человек), если «все будет хорошо», прежде всего в плане финансирования. Для одной такой экспедиции понадобится несколько сверхтяжелых ракет-носителей с массой выводимого груза до 200 т (создание более мощных ракет специалисты считают невозможным). Маск же собрался выводить одним запуском объекты до 2000—3000 т.

Очевидно, что все последние проекты Маска — это абсолютно нереализуемые (тем более в указанные сроки) прожекты, даже без намека на их правдоподобность (для специалистов). Ну а сам он — классический пример афериста, который, когда возникает вопрос об «отдаче» от реализации проектов, начинает предлагать новые, уже совершенно фантастические (в «нехорошем» смысле этого слова), ведь с «Фалконом» дела обстоят неважно.

«По словам Маска, на данный момент в финансировании «Межпланетной транспортной системы» заинтересованы как частные инвесторы, так и некоторые государственные структуры», — сообщают СМИ. И как не вспомнить классиков: «Деньги дадут сборы... Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс!»

Восемьдесят лет прошло, а изменилось лишь то, что Остапу до масштабов Илона Маска — как... до Марса. Да и за человечество, которое опустилось до уровня наивных васюкинцев, немного обидно.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Гримасы новых лиц

Слияние политики и бизнеса, доминирование финансово-олигархических кланов, коррупция,...

Оппоблок против Святого майдана

Революция или переворот? Отражение в «черном зеркале»

Дурипш, Никита и Фидель

Правление колхоза заказало художнику большую картину. На переднем плане, естественно,...

Терминал для молитвы

В Украине появился новый сервис — заказ молитвы через электронную платежную...

Редкий покемон доплывет до середины Днепра

«Патриотизм» олигархов времен Майдана и активной фазы войны на Донбассе —...

Украину рубят, щепки летят!

Такова политика Запада, поглощающего львиную долю мировых природных ресурсов: беречь...

Новые герои против новых богов

«Постправда» заслоняет собой реальную действительность и не позволяет ни...

Какие плебеи, такие и патриции

У кого нет персонального храма, у того есть фотоальбом или профиль в соцсетях с...

Безлес вместо безвиза

Единственной «перемогой» украинской власти можно считать то, что эстафету...

Недопрацьовує команда Петра Олексійовича

Протягом найближчих років - безвізовий режим розповсюдиться також на власників...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка