Плетение кабелей – стратегическая отрасль `новой Европы`

№20(772) 20 — 26 мая 2016 г. 16 Мая 2016 2 5

Если экономическую программу сторонников «европейского пути» свести к нескольким фразам, то примерно она будет выглядеть так: откроем границы с ЕС, примем замечательные «европейские» законы, создадим максимально благоприятные условия для бизнеса, и инвесторы тучными стадами ломанутся в Украину открывать здесь современные инновационные предприятия, создавая рабочие места, поднимая её экономику, в общем, делая нашу жизнь «как в Европе».

Поэтому неудивительно, что, видимо, первое предприятие такого рода (во всяком случае, после победы Евромайдана), завод по производству электрооборудования для автомобилей японской компании «Фуджикура» во Львове привлекло такое внимание. В его открытии 14 апреля принял участие президент Петр Порошенко, отметивший, что «Открытие завода Fujikura во Львове должно стать сигналом для всех инвесторов, готовых поверить в нашу страну».

Действительно, как отмечалось на предприятии уже работают 550 человек, а к середине 2017 года планируется нанять еще три тысячи человек, а в перспективе довести численность сотрудников до 6 тыс. человек. По нынешним временам это очень, очень солидная цифра.

А днями известное львовское интернет-издание zaxid.net поместило пространный репортаж с нового предприятия. Прежде всего я из него узнал, что «электрооборудование», которое производит завод – это многожильные кабеля. И надо же, в 2012 году журналист Deutsche Welle сделал видеорепортаж о поезде по Румынии и Болгарии, дабы посмотреть, как им живется через пять лет вступления в ЕС.

Понятно, что журналист государственного информагентсва Германии при соблюдении объективности акцент должен был делать на позитиве и, по его словам: «до кризиса 2008 года от инвесторов отбоя не было», только вот в качестве единственного примера он показал расположенное в подвальном помещении производство, где…также плетут кабели, только для итальянской фирмы, выпускающей кофеварки.

И первых сотрудников львовского завода «Фуджикури» отправляли на обучение на аналогичное предприятие кампании в Румынию. В общем, из цепочки вроде бы частных примеров (при малом количестве других) можно сделать вывод, что плетение кабелей – прямо-таки стратегическая отрасль для стран восточной Европы, сделавших ставку на евроинтеграцию и привлечение инвесторов.

Объяснение этого «феномена» вполне очевидно – изготовление многожильных кабелей – низкотехнологичное производство, плохо поддающееся механизации, требующее много тяжелого ручного, но при этом не нуждающегося в особой квалификации работников труда. Иными словами – затраты на зарплату составляют львиную долю издержек и размещать такие производства выгодно там, где зарплаты особенно низки.

Вот и сотрудница румынского предприятия рассказала журналисту Deutsche Welle, что получает 250 Евро (на шестом году пребывания Румынии в ЕС), а «цены практически европейские». При этом раньше она работала парикмахером (т.е. обладает вполне «самодостаточной» специальностью), но очевидно доходы от этой работы были еще меньше. А вот что пишут о зарплатах на львовском «флагмане» иностранных инвестиций: «Работники монтажного получали зарплату 3100 грн. Те, кто работал в зоне подготовки — 3500 грн, а рабочие зоны нарезки получали — 4000 грн». Правда, «В конце лета работникам вновь обещают увеличить зарплату» Т.е., от 110 до 140 Евро, считай в два раза меньше, чем на аналогичном предприятии в Румынии.

В общем, очевидно, на какого рода инвесторов можно рассчитывать Украине и то, нельзя не заметить, что в тех же Румынии и Болгарии, несмотря на мизерные по меркам ЕС зарплаты, никакого инвестиционного бума не наблюдается. А ведь у них немало преимуществ перед Украиной – единое таможенное пространство ЕС (не путать с зоной свободной торговли, не освобождающей от таможенного оформления товаров), лучшая инфраструктура и т.п.

Можно отнести к числу риторических вопрос – сохранит ли Украина хоть какую-то инвестпривлекательность, если доходы (и запросы) граждан «вдруг» возрастут (ведь, как принято считать, конечная цель работы любого правительства – благополучие собственных граждан)? Впрочем, японские инвесторы (сотрудник администрации) уже жалуются – на предприятии «Фуджикури» высокая текучесть кадров, приходится даже вводить бонусы для сотрудников, «приведших друга», а с написавшими заявления на увольнение проводят собеседования, убеждая остаться.

«Нет такого понятия, нам не подходят люди. Скорее, мы не подходим им. Кроме того, Львов не является промышленным центром, город развивается в других направлениях. Нету промышленной культуры. Для многих людей понятие труда на заводе является новым и требует адаптации. Многие люди приходят, пробуют себя, но через две недели решают, что эта работа не для них и уходят», — рассказывает сотрудница администрации.

И это пока на предприятии работают 550 человек, а планируется-то, напомню, до 6 тыс. Придется японским инвесторам, видимо обманувшимися официальными цифрами средних зарплат в Украине, либо эти зарплаты ощутимо поднять, либо отказаться от планов дальнейшего расширения (последнее кажется более вероятным, поскольку, как оказалось, это единственное «инвестиционное» преимущество Украины перед той же Румынией отсутствует)

Есть правда и вариант, что украинская власть, в рамках повышения инвестиционной привлекательности страны, постарается сделать так, чтобы для основной массы украинцев и 150 Евро за тяжелый, монотонный труд в несколько смен стало «достойным» заработком, причем на длительный срок, гарантирующий окупаемость инвестиционных вложений. И кто рискнет утверждать, что правительство не сможет пойти навстречу таким пожеланиям инвесторам.

Резюмируя же, остается констатировать – сегодняшняя Украина может ждать только инвесторов с низкотехнологичными, требующими ручного труда производствами, которые высокоразвитые государства «сбрасывают» в страны третьего мира, в одну из которых наша страна стремительно и превращается.

А вот высокотехнологические предприятия, производство продукции с высокой добавленной стоимостью (самолеты, ракетная техника, судостроение, технологическое оборудование, даже автопром) – эти сегменты рынка, обеспечивающие благополучие «первого мира», он тщательно оберегает за собой и делиться ни с кем ими не желает. А ведь у Украины все это было, соответствовало мировым стандартам, имело свою нишу на рынке или, во всяком случае, «подлежало» реконструкции и модернизации.

Теперь же оно уничтожается (и похоже, целенаправленно) в угоду химере «европейского выбора». Украинцам же в его рамках останется только плести лапти кабеля, за соответствующее «вознаграждение»!

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Господин меня назначил любимой женой!

Вояж Юлии Тимошенко в Вашингтон породил множество версий и контрверсий в украинской...

Новогодняя калькуляция

Чем занималась средняя киевская семья во время зимних праздников

Современная Мексика: Государство, рожденное...

Внутренние проблемы и президент США Дональда Трампа бросают Мексике новые вызовы и...

Без излишеств

Узкопрофильные институты оказались среди "приоритетов" на ликвидацию

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Alexander Belkovsky
16 Мая 2016, Alexander Belkovsky

Хорошо, что не лапти.

- 13 +
Алексей
16 Мая 2016, Алексей

Ну это пока что не лапти...

- 21 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка