Политизация здравоохранения?

21 Июля 2017 1 5

Минздрав на карикатуре

В глазах рябит от «реформ», которыми нас потчуют практически во всех сферах жизни, причем по принципу, чтоб «сапоги тачал пирожник, а пироги печи сапожник».

Касается это и многострадального здравоохранения, где полноценные медицинские бригады на скорых (врач, на специализированных «каретах», фельдшер) должны заменить обладающие лишь элементарными профзнаниями парамедики (задача которых-де лишь довезти пациента до больницы, а если не довезут, то и бог с ним), а семейный врач в 90% случаев будет исполнять функции узкого специалиста (к тому же услуги тех станут полностью платными, так что подавляющее большинство пациентов предпочтет «семейника», несмотря на очевидное ухудшение качества диагностики и лечения).

Видимо, понимая очевидное отношение медицинского сообщества ко всем этим нововведениям, «реформаторы» сочли нужным и руководство медицинской отраслью на местах передать непрофессиональной «общественности». Честно говоря, если бы передо мной стояла конкретная задача уничтожения здравоохранения в стране и скорейшего сокращения населения, то я бы действовал точно так же, как нынешние реформаторы — и замена компетентного руководства на всех уровнях на дилетантов была бы одним из ключевых пунктов в выполнении этой задачи.

Как известно, реформой предполагается создание так называемых госпитальных округов, которые будут объединять все медицинские учреждения нескольких современных административных районов. Эта инициатива сама по себе достаточно «интересна», поскольку, как показывают первые попытки ее реализации, подразумевает кардинальное сокращение числа медучреждений (там, где было несколько районных больниц, будет одна — «окружная»), но об этом ниже, сейчас же отмечу ее административную составляющую — значительная часть полномочий перейдет к госпитальным радам.

Согласно положению Кабмина о госпитальных радах они являются консультативными органами, но нетрудно увидеть, что их полномочия чрезвычайно широки, в частности, в круг рассматриваемых ими вопросов входят такие функции:

- рекомендации по реорганизации, перепрофилированию учреждений, оказывающих стационарную медпомощь в пределах госпитального округа;

- определение трансфертов между бюджетами участников госпитального округа для финансирования медицинских программ;

- подготовка многолетнего плана развития ГО, направлений реформы, практической работы лечебно-профилактических учреждений, механизмов бюджетирования, навыков анализа и мониторинга, стратегического планирования;

- предложения о назначении и увольнении руководителей учреждений охраны здоровья;

- другие вопросы жизнедеятельности ЛПУ…

Все решения госпитальных рад должны утверждаться местными органами власти, но очевидно, что основная власть в медицине на местах будет сосредоточена именно в них. Очевидны и еще две вещи: уровень решаемых вопросов требует высокой компетенции от членов госпитальных рад, а главное — попадающие в сферу их компетенции вопросы, такие как ликвидация медучреждений, распределение между ними финансирования и назначения их руководителей, весьма и весьма притягательны в, скажем помягче, «политическом» плане доступа и распоряжения бюджетными средствами «заинтересованными» лицами.

Формировать госпитальные рады должны органы местного самоуправления, и уже видно, что вполне ожидаемо превалирует не профессиональный подход, а политический. Так, в Херсонском городском совете распространен проект решения о делегировании представителей в госпитальную раду Херсонского госпитального округа. Из четырнадцати кандидатов к медицине имеют отношение только четыре, остальные — местные депутаты от различных политсил, к медицине никакого отношения не имеющие.

Безусловно, нет ничего плохого в привлечении представителей городской общины к решению насущных проблем здравоохранения (ведь они представители «заказчика», т. е. граждан, для обслуживания которых и существует система здравоохранения), но не чрезмерен ли перекос в их сторону? Способны ли они не просто участвовать в обсуждении, принятии решений, а играть ключевую роль, причем так, чтобы не наломать дров?

Не выльется ли работа такой рады в банальный торг по поводу распределения финансов и по кадровым вопросам в интересах ключевых политических игроков местного «разлива», как и большинство вопросов, которые рассматривают местные органы власти? Случайно ли в предлагаемом составе госпитальной рады оказалась депутат Ирина Цеккер, директор ООО «Сервис-Гранд», которое занимается… поставкой продуктов питания бюджетным организациям, таким как детские сады и медицинские учреждения? Думаю, конфликт интересов налицо.

Не потому ли, что никто не хочет упускать такие возможности, профессиональным медикам осталось так мало мест в составе рады Херсонского госпитального округа? Так, там нет ни одного представителя около 1300 сотрудников городской клинической больницы им. Е. Е.Карабелеша, одного из основных учреждений, оказывающих медицинскую помощь херсонцам, других медицинских учреждений.

Кроме того, в составе делегатов нет представителей профессиональных общественных организаций медиков, таких как  «Ассоциация врачей г. Херсон», «Ассоциация молодых врачей г. Херсон» «Ассоциация медицинских сестер» и т. д.

А ведь тут точно возникает конфликт интересов: попавшие в раду медики неизбежно будут тянуть одеяло на себя, лоббировать интересы своих учреждений в ущерб тем, руководители которых в раду не попали. При этом они окажутся втянутыми в политические игрища, условием финансирования может стать публичная поддержка с их стороны (ведь они пользуются у населения значительным авторитетом) тех или иных политсил.

Ведь медицинские учреждения на местах борются за выживание. Конечно, каждый главный врач пытается любым способом отстоять свою больницу, иногда прибегая и к политическим методам воздействия. Ведь в нашей стране могут обратить внимание только на тех, кто перекрывает дороги, у кого в округе народный депутат или кто имеет другие «веские» аргументы.

А схватка, судя по всему, предстоит нешуточная. Методика расчетов формирования госпитальных округов, рекомендованная постановлением Кабинета Министров, прописывает только общие принципы определения многопрофильной больницы интенсивного лечения (БИЛ), которая должна остаться одна на округ. Никто не разъясняет, какая судьба постигнет другие центральные районные больницы (но это, похоже, и так понятно).

Кто-то подумал о кадровой проблеме, которая обязательно возникнет при изменении статуса больницы? Во-первых, это десятки освобожденных подготовленных медицинских специалистов, которые останутся без работы после урезания функций ЦРБ. Нам объясняют, что невостребованные специалисты в одном районе смогут трудоустроиться в другом. Но там этих людей нужно обеспечить жильем, что всегда было проблематично. И мало кто согласится в 40–50 лет переезжать с обжитого места.

Во-вторых, не во всех заведениях, которые будут определены как БИЛ, есть необходимые специализированные отделения, поэтому их придется создавать, а следовательно, и привлекать новых квалифицированных специалистов.

Не зная, куда девать «лишние» ЦРБ, чиновники предлагают перепрофилировать их в хосписы или учреждения восстановительного лечения. И как это будет выглядеть применительно к тому же Херсону? Скажем, больницу в городе Скадовске перепрофилируют в хоспис, а следовательно, херсонцам, чтобы проведать находящихся в своем последнем прижизненном пристанище родственников, нужно будет ехать за 100 километров? К слову, положение о госпитальных округах требует, чтобы БИЛ находились в часовой досягаемости от любой точки округа. Но реально ли по нашим дорогам преодолеть 100 км за 1 час?

И очень печально, что местные депутаты в Херсоне, вместо того чтобы постараться в меру возможностей минимизировать последствия инициируемых сверху «реформ», фактически усугубляют их, делая вершителями судеб местного здравоохранения по сути случайных людей. 


Загрузка...

Водки и коньяка в Украине стали производить меньше

Наряду с сокращением производства водки крепостью до 45,5% и коньяков/бренди, в Украине,...

В Киеве прошла торжественная церемония поднятия...

Украинцам пожелали мирного синего неба и щедрых плодов нашей земли

Нечего зеркалу пенять

Юрий Луценко перечислил успехи власти, затыкая рот внутривидовым критикам

Где живет «зрада»: социологи выяснили, какие регионы...

Чем моложе респонденты, тем выше среди них уровень поддержки независимости Украины

Загрузка...

Мы заботимся о вас глумливо

Хохма в том, что жильцы шестьдесят шестого дома вот уже четыре месяца сидят без горячей...

Культуры меньше — больше криминала

Лишь каждое восьмое уголовное правонарушение в Украине не остается сегодня...

Знай наших ксенофобов

Украинское телевидение вновь перепело "Нашу Рашу", но с учетом реалий — больше всех...

«План Маршалла» для Украины уже работает

«Группа друзей» Киева продолжает формироваться и разрабатывать план помощи,...

Бумеранг вернулся в Америку

Не стоит крутить пальцем у виска, когда говорят о возможности гражданской войны в США

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Сергей Бондаренко
23 Июля 2017, Сергей Бондаренко

Ничего удивительного. Эта власть делает всё во вред государству Украина.

- 12 +

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка