Преодоление кризиса или дальнейшая деградация режима?

№17(770) 29 апреля — 5 мая 2016 г. 26 Апреля 2016 7 4.7

, Игорь КОНДЕНКО

Отставка правительства Яценюка, сформирование нового состава Кабинета Министров, одобрение Верховной Радой (с третьей попытки!) программы его деятельности представляются как преодоление длившегося несколько месяцев политического кризиса, начало нормального развития страны. Дискуссии об отставке одиозного премьера, о том, удастся ли избежать внеочередных парламентских выборов, сменились разговорами, будет ли новый премьер, как "человек президента", и далее безоговорочно следовать его указаниям, удастся ли ему "показать, как надо управлять государством, чего не удалось никому за 24 года незалежности", что изменится в стране с приходом новой управленческой команды.

Дискуссии отвлекли и продолжают отвлекать внимание людей от их бедственного положения, гасить нарастающее в обществе недовольство. Уход премьера, судорожно державшегося за кресло, очищение украинского правительства от иностранцев в целом восприняты одобрительно. Многие, включая президента, лидеров большинства провластных партий, облегченно вздохнули в связи с тем, что удалось отодвинуть избирательные кампании, которые реально угрожают еще большим ослаблением позиций и потерей поддержки избирателей. Забрезжила возможность новых долларовых инъекций, которые хоть как-то облегчат положение в отечественной экономике. Что касается дальнейших перспектив, то они определяются, по крайней мере, двумя обстоятельствами: глубинными причинами кризиса и тем, как он преодолевался.

Кризис был неизбежным. После государственного переворота, совершенного в феврале 2014 года, положение в стране ухудшилось.

Власть не смогла обеспечить выполнение ни одного обещания, которые давались во время так называемой революции достоинства. Обещанная "жизнь по-новому" оказалась еще более тяжелой, чем прежде. Катастрофически упали рейтинги всех ветвей власти, высших должностных лиц. В правящей верхушке, в которой изначально не было единства, обострялась внутривидовая борьба. Правительство, сформированное из представителей противоборствующих олигархических кланов, раздиралось внутренними противоречиями. Как и при предыдущих президентах, это находило отражение в сложных взаимоотношениях между первыми лицами государства, между правительством и президентской администрацией. Объективно это провоцировалось дуализмом исполнительной власти, на что неоднократно обращали внимание европейские институции. Новый глава государства, следуя своим предшественникам, также стремится переделать Конституцию "под себя", выстроить жесткую вертикаль президентской власти. 

Кадровая политика, основанная на стремлении расставлять на ключевых руководящих постах, прежде всего "хлебных " должностях, "своих" (родственников, друзей, партнеров по бизнесу и т. п.) и таким образом воздействовать в своих шкурных интересах на денежные потоки, привела к фактическому уничтожению профессионализма во всех сферах жизни государства, деградации институтов государственной власти, утрате ими способности управлять, выполнять конституционные функции, защищать интересы граждан, государства, хозяйствующих субъектов, к сплошной безответственности и разгильдяйству.  

В обществе сложилось представление об обладании властью как о возможности конвертировать ее в капитал. Тем более, что налицо были убедительные примеры: премьер именно на этом посту стал миллиардером, олигарх-президент за год в несколько раз увеличил свое достояние — в то время как в обществе происходит стремительное обнищание большинства населения, и относительное, и абсолютное. В этих условиях не могло не произойти беспрецедентной коррумпированности государственного организма, которая, как злокачественная опухоль, разъедает все ветви власти, все системы государственного организма. На фоне разговоров об "отделении бизнеса от власти" произошло их сращивание и подчинение власти интересам бизнесовых кланов. Именно при этой власти долларовые миллиардеры впервые стали демонстративно выдвигаться на высокие государственные посты как в центре, так и в регионах.   

Власть в Украине, утвердившаяся после государственного переворота, проводит политику, продиктованную извне теми, кто хотел бы видеть нашу страну не высокоразвитой, современной державой, а аграрно-сырьевым придатком Запада, источником дешевой рабочей силы и рынком сбыта своей продукции.  

Уровнем общего развития и политической культуры властей предержащих, узостью их кругозора как государственных деятелей объясняется их отношение к науке, которая доведена до реальной угрозы быть уничтоженной. У властных структур отсутствует перспективное видение развития ситуации. В стране так и не выработана реалистическая стратегия трансформации общества.     

Псевдореформы, которые осуществляются по требованию Международного валютного фонда, привели к тому, что установленные для населения тарифы на жилищно-коммунальные, транспортные и другие услуги, потребляемую электроэнергию, бытовой газ, отопление и др. почти достигли европейского уровня, а заработная плата подавляющего большинства работающих и пенсии остались на уровне беднейших государств Африки.    

Никогда еще наши люди не были столь беззащитными перед беззаконием и произволом. Власть оказалась неспособной ввести в правовое поле деятельность многочисленных вооруженных, по сути бандитских формирований, которые, выполняя волю олигархических кланов, отдельных политических сил, мародерствуют, привлекаются к рейдерскому захвату предприятий и учреждений, комплектуют группировки рэкетиров. "Вольное" обращение с Конституцией и законами государства стало обычным делом для президента, парламента, правительства и даже для Конституционного Суда, призванного стоять на страже конституционной законности. Верхом пренебрежения требованиями Основного Закона, принципом верховенства права стали принятые Верховной Радой и подписанные президентом правовые акты о так называемых люстрации и декоммунизации, репрессии против инакомыслящих, противоконституционное запрещение деятельности Компартии, подавление любой оппозиционной деятельности, что все чаще осуждается европейскими правовыми институциями и политическими деятелями.

Все это и привело к тотальному, всеохватывающему кризису, который угрожал социальным взрывом, или, как говорили правительственные чиновники, "социальными бунтами", развалом страны.     

Не касаюсь здесь так называемой антитеррористической операции, превратившейся фактически в гражданскую войну, подавление силой сопротивления значительной части граждан Украины, которые не восприняли режима, установленного в результате государственного переворота, стремления лишить население Донбасса, Крыма, других регионов  возможности реализовать декларированные в украинской Конституции права и свободы, в частности в языковой сфере, воспротивились насаждению неонацистской идеологии. Это, с одной стороны, усилило действие перечисленных выше факторов, а с другой — война на востоке страны используется властью для оправдания последствий политики, приведшей страну к глубокому кризису.

То, как преодолевался затянувшийся политический кризис, не добавило уверенности в том, что положение в стране будет в ближайшее время стабилизировано. Все происходило в обстановке острой, изнурительной подковерной борьбы и беспринципного торга. Отставка обанкротившегося премьера вообще превратилась в фарс. Сначала народные депутаты признали работу возглавляемого Яценюком правительства неудовлетворительной. Но когда дошло до решения вопроса об отставке этого правительства, часть парламентариев — и из формально еще существовавшей тогда правящей коалиции, и из так называемой оппозиции — "слиняла", в результате голосов для принятия решения не хватило. А затем произошло вообще нечто "удивительное" — отставка правительства была принята путем пресловутого "пакетного голосования", одновременно с отменой ранее принятого решения о признании его деятельности неудовлетворительной... Яценюк покидал премьерский пост и сессионный зал Верховной Рады чуть ли не как триумфатор с заявкой на деятельность "более широкую, чем руководство правительством". Вряд ли это сулит нормальную обстановку в политической жизни страны.     

Несколько недель продолжался торг о новой парламентской коалиции, которую в итоге создали, как было объявлено, депутаты из двух фракций — партий "Блок Петра Порошенко" и "Народный фронт". Формально коалиция создана, в ней якобы более 226 народных депутатов, в том часть перебежчиков из других фракций и внефракционных. Когда же дело доходит до голосования за законопроекты, имеющие особо важное, принципиальное значение, то для принятия их зачастую голосов у коалиции не хватает. То есть прочного, надежного единства в коалиции нет, она в любой момент может развалиться.      

Фракции "Батькивщины" Ю. Тимошенко, Радикальной партии О. Ляшко, партии "Самопомич" вообще перешли в оппозицию, причем лидеры первых двух занимают, по крайней мере на словах, резко негативную позицию по отношению к президенту и правительству. Их радикальная популистско-демагогическая риторика показывает, что все помыслы лидеров указанных фракций и соответствующих политических сил подчинены подготовке к предстоящим парламентским и президентским выборам, привлечению на свою сторону возможно большего количества избирателей. Сам факт, что три фракции из пяти, входивших в прежнюю правящую коалицию, перешли  в оппозицию, делает парламентские выборы неизбежными.

Не менее постыдной стала эпопея с заменой Генерального прокурора Украины. Развернулась жестокая борьба между различными политическими силами за продвижение на этот пост "своего человека". В кампанию включилась даже народный депутат — жена известного политического деятеля, не имеющего ни юридического образования, ни опыта работы в системе органов прокуратуры, но готового руководить любой сферой, в том числе прокуратурой, лишь бы у него были полномочия расставлять и тасовать кадры. Поскольку это было бы прямым, вопиющим нарушением действующего закона о прокуратуре, услужливые коллеги внесли на рассмотрение Верховной Рады законопроекты (не один!) о его изменении. В общем, назначать нельзя. А если хочется? Даже некоторые западные деятели не удержались от публичного выражения недоумения по поводу такого обращения с законом, такого отношения к важнейшему государственному органу. Получается, что законы можно не знать и в то же время осуществлять надзор за соблюдением законности в стране. Битва за пост прокурора, как и многомесячная борьба после предыдущих парламентских выборов за то, кто возглавит Министерство внутренних дел, пожалуй, убедительнее всего отражают сущность нынешнего правящего режима: ведь ясно, о каких тылах заботятся те, кто у власти или рвется к власти. Значит, им есть чего бояться.

Формирование нового правительства, предоставление в нем постов отразили превращение этого процесса в национальный вид политической коррупции. Если постов, чтобы расплатиться за поддержку той или иной политической силой в каком-то вопросе не хватает, учреждаются новые. Неважно, нужны они для дела или нет. (К слову, этому служит и раздача высоких воинских званий. Генералов армии, например, в Украине больше, чем в десятке крупных европейских государств вместе взятых, в том числе в армии, Службе безопасности, других силовых структурах.) Так появилось  в составе Кабинета Министров шесть(!) вице-премьеров, обязанности которых совпадают с функциями подчиненных им министров.

Пороки этой системы обнаружились еще до того, как правительство начало действовать. Новый министр социальной политики, например, успел заявить средствам массовой информации, что он не согласен с некоторыми подходами своего предшественника, который стал вице-премьером, курирующим это же ведомство. Уже на первом заседании новосформированного Кабинета Министров произошел острый конфликт между министром культуры и вице-премьером по поводу решения кадровых вопросов. Многие члены правительства имеют дипломы выпускников зарубежных, преимущественно американских учебных заведений. Но профессионалов с опытом работы в соответствующих отраслях среди них единицы. Зато и премьер, и президент, и соответствующие политические силы, стоящие за ними олигархические кланы сумели продвинуть "своих". Можно ли ожидать от такого кабинета слаженной, плодотворной работы?

Что касается одобренной с таким трудом программы деятельности правительства, наивно искать в ней ответ на главный вопрос — какой видят ее составители Украину в ближайшем будущем, не говоря уже о среднесрочной перспективе, хотя бы некоторые важнейшие рубежи, предполагаемые сроки их достижения. Зато четко просматриваются цели: перейти во всех сферах на стандарты ЕС и НАТО, превратить Украину в полицейское государство, ликвидировать — в нарушение действующей Конституции — систему бесплатной медицинской помощи и образования. Науке — ведущему фактору современного экономического, социального, гуманитарного развития — посвящен один, мало о чем говорящий абзац: "Внедрение эффективной системы аттестации научных учреждений, грантовой системы финансирования научных исследований. Содействие коммерциализации результатов научных работ и создание действенной системы трансфера технологий". Ничего не сказано о том, как правительство будет отстаивать государственный суверенитет страны, преодолевать глубокий раскол в обществе, учитывать особенности и интересы различных регионов, преодолевать стремление агрессивных национал-шовинистических сил навязывать разнонациональному обществу один язык, одинаковое представление о нашей непростой истории, ее деятелях.      

Премьер однозначно заявил, что возглавляемый им Кабинет Министров будет неукоснительно выполнять взятые правительством Яценюка обязательства перед Международным валютным фондов по дальнейшему повышению тарифов для населения. В печати сообщалось, что к 2018 году тарифы на жилищно-коммунальные услуги, уже сегодня неподъемные без субсидий государства для 40% граждан, будут повышены еще на 60–100%. Плата за отопление двухкомнатной квартиры достигнет 1800 грн.

В общем, об устранении факторов, вызвавших глубокий кризис в украинском обществе, речь не идет.

Конечно, какие-то изменения в политической жизни страны произойдут. Видимо, изменится риторика: Гройсман, в отличие от предшественника, более выдержанный деятель. Он будет стремиться что-то сделать для облегчения участи народа, прежде всего самых обездоленных слоев. Но, повязанный по рукам и ногам обязательствами перед Западом, прежде всего перед США, ЕС и НАТО, мало что сможет сделать. Что касается его заявления о том, что он "покажет, как надо управлять страной", истолкованное некоторыми обозревателями как якобы свидетельствующее о стремлении Гройсмана к высшему посту в государстве и могущее осложнить отношения между премьером и президентом, то сделанное в эмоциональной обстановке оно, может быть, и отражает внутренние желания, но как разумный человек премьеп, по моему мнению, хорошо понимает силу объективных и субъективных обстоятельств, которые делают достижение им поста главы Украинского государства нереальной задачей. Будучи спикером, он делал все, чтобы проводить установки президента, не останавливаясь перед нарушением закона о регламенте Верховной Рады. Добиться положительных результатов на премьерском посту он будет стремиться.       

Гройсман мог бы серьезно поднять свой авторитет в обществе, если бы смог повлиять на урегулирование обстановки в Донбассе, нормализацию отношений с Россией. Страна устала. Бессмысленность кровавого конфликта, разрыва связей с северным соседом становится все очевиднее. Но вряд ли премьеру позволят это делать. Думается, не случайно в правительственной программе ни слова не сказано об усилиях, направленных на урегулирование ситуации в Донбассе, даже не упоминаются Минские соглашения. Ему не позволят "соратники" в правящей верхушке, особенно такие ястребы, как А. Турчинов. Не позволит нынешний состав Верховной Рады, где обстановку определяют национал-радикальные силы, а спикером избран откровенный неонацист, роль которого во многих эпизодах последнего времени, в том числе в трагических событиях в Одессе 2 мая 2014 года, до сих пор не выяснена.

Дальнейшее развитие обстановки на Востоке страны будет определяться тем, к каким соглашениям придут Запад в лице США, ФРГ, Франции и Россия. По большому счету, Украина с её бездарной дипломатией в этом процессе не является активно действующим, влиятельным субъектом. 

Что касается Петра Порошенко, то он имел уникальный шанс покончить с войной на востоке страны — крови на нем до вступления на президентский пост не было. Мог войти в историю многострадальной Украины как государственный деятель, принесший нашему народу мир. Этот шанс он не использовал. А дальнейшей деятельностью на этом посту, многочисленными нереализованными обещаниями по серьезным вопросам, грубой милитаристской риторикой, крупными ошибками при выдвижении кадров на ответственные государственные посты серьезно подорвал свой престиж. В данном случае имеем наглядное подтверждение того, что импозантная внешность, даже свободное владение иностранным языком еще не делают человека выдающимся государственным деятелем, а многократная примерка камуфляжной военной формы — военачальником.     

Как бы ни развивались события, от досрочных выборов не уйти. Их можно оттянуть на полгода, на год. Но без радикального обновления политической надстройки остановить деградацию обанкротившегося режима невозможно. Именно это и будет определять развитие политической ситуации в стране в ближайшие месяцы.     

К сожалению, на украинском политическом горизонте сегодня не просматриваются крупные фигуры, которые пользовались бы авторитетом у большинства граждан и были способны объединить разобщенное общество, как не видит большинство людей и политических партий, которым они могли бы доверить свою судьбу. Положение усугубляется тем, что антинародный режим подавляет всякую оппозицию, преследует неугодных. Процесс запрещения деятельности Компартии близится к завершению. Советское прошлое оплевано.   

Тем не менее нашим людям рано или поздно придется определять свое будущее, делать судьбоносный выбор. Стоит при этом задуматься над таким. После переворота 1991 года Украина в своем развитии отброшена более чем на полвека назад. Ее внутренний валовой продукт едва достигает половины объема в конце 80-х — начале 90-х годов. Экономика разрушается. Промышленность деградирует. Только за последние два года национальная денежная единица — гривня — обесценилась в три раза. Реальные доходы населения за один прошлый год уменьшились почти на четверть. Почти 80% граждан отброшены за черту выживания. Система социальных гарантий, существовавшая при советской власти, уничтожена. Численность населения Украины за четверть века после провозглашения независимости уменьшилась на 10 млн человек. Украина, входившая до 1991 года в десятку самых передовых государств Европы и мира, отброшена на обочину континента.   

В то же время за такой же период до антисоциалистического переворота 1991 года население нашей страны увеличилось на 10 млн человек. Почти в четыре раза вырос ее экономический потенциал. Объъм промышленного производства увеличился примерно в пять раз, а в электроэнергетике — в шесть, в машиностроении и металлообработке — в 12 раз. Практически удвоилась продукция сельского хозяйства. Производительность общественного труда в народном хозяйстве возросла более чем в 2,5 раза, реальная заработная плата рабочих и служащих — в 2,5 раза.    

У левых сил, прежде всего у Компартии, есть разработанная с участием авторитетных ученых и специалистов конкретная программа выведения страны из глубокого, всеохватывающего кризиса. Ее осуществление, возвращение страны на социалистический путь развития способствовало бы преодолению черной полосы, в которой оказалась Украина в результате захвата власти национал-радикалами, выразителями интересов компрадорских кругов олигархического капитала. Дело — за поддержкой народа.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Украину рубят, щепки летят!

Такова политика Запада, поглощающего львиную долю мировых природных ресурсов: беречь...

Новые герои против новых богов

«Постправда» заслоняет собой реальную действительность и не позволяет ни...

Какие плебеи, такие и патриции

У кого нет персонального храма, у того есть фотоальбом или профиль в соцсетях с...

Безлес вместо безвиза

Единственной «перемогой» украинской власти можно считать то, что эстафету...

Недопрацьовує команда Петра Олексійовича

Протягом найближчих років - безвізовий режим розповсюдиться також на власників...

Кому выгоден размен Нищука

Власть может пойти на сделку — отставка Нищука в обмен на лояльность или поддержку...

Нашим социологам даже Трамп позавидует

КМИС и Центр Разумкова опубликовали результаты исследований   

С болью о судьбе родной страны, находящейся в крутом...

Автор предлагает конструктивные пути решения стоящих перед обществом проблем

«Голосуй – не голосуй» по-немецки

Самое время, как представляется, уйти на политическую «пенсию», уступив дорогу...

Комментарии 7
Войдите, чтобы оставить комментарий
niky

...................уважаемый -многоуважаемый тов.Крючков--вы в своей статье забыли -очевидно по старости о Грабительской деятелности И.Г.Калетника -Гл.Таможэнник Украины-Член КПУ -ну И он делился с Симоненко---сотоварищи по Уряду..по Партии --более $5.0 мильярдов вывез с Украины..Подлец--такшта валить украину начали с смого самого......

- -11 +
Romeo

Удивительно правдивая статья, особенно то, что события 2014 года называются государственным переворотом....Что в корне идет в разрез с государственным понятиям "революции гидности".....Все таки остались на Украине люди, которые не смотрят на события в этой стране сквозь розовые очки....И автор задает вполне резонный вопрос, мучающий население этой страны уже последние лет 20 - когда же появится достойный лидер. А ответ все тот же - мы сейчас поторгуемся и найдем человека, который "удовлетворит все фракции парламента". Стыдно ???? Нет, ни в коем случае..Мы будем ждать, когда Европа (или США) назначат нам лидера...А сами мы не можем - нет у нас профессионалов

- 12 +
Корнилов, Ю.Н.
28 Апреля 2016, Корнилов, Ю.Н.

Всё правильно, всё продумано и точно. Но одно большое НО. Верить в "прекрасное вчера", в утопию социализма, простите великодушно, это что-то на уровне безумия. Безусловно, запрещение Компартии шаг более, чем безумный, а закон об "антикоммунизации" очередная глупость галичанских националистов. Но, мы сами себя завели в это болото. и выбираться будем из него долгие годы. Пока не созреет Гражданское общество.

- -6 +
Sergey Vasilev
30 Апреля 2016, Sergey Vasilev

Вы ещё верите в гражданское общество!? Люди ,напялившие на голову кастрюли, коих большинство, давно разогнали по кухням вменяемых и адекватных. А способных на действие или уничтожили, или выдавили в вынужденную эмиграцию.Такой коллективный психоз на пустом месте не рождается.

- 9 +
Сергей Супонин
27 Апреля 2016, Сергей Супонин

Крючков, ну как тебе можно доверять, если у таких как ты была власть и возможность без нынешней программы каких-то там "левых сил" не допустить Украину до как ты пишешь "... глубокого всеохватывающего кризиса"? И вот сидишь ты в теплом сортире и ждешь когда же наступит то дело, за которым "поддержка народа"! А чему тебя, "профессионально верного ленинца" учил "Вождь мирового пролетариата"?

- -18 +
Alexander Belkovsky
26 Апреля 2016, Alexander Belkovsky

Крохотное уточнение: "Забрезжила возможность новых долларовых инъекций, которые хоть как-то облегчат майданникам возможность пополнить личные счета в банках".

- 17 +
+ Показать все комментарии
Блоги

Авторские колонки

Ошибка