Уралец, прославивший Беларусь

07 Февраля 2016 3 5

12 января Владимиру Мулявину исполнилось бы 75 лет.

В этой связи представительство Россотрудничества на Украине устроило в киевском Российском центре концерт с участием многолетнего солиста «Песняров» Анатолия Кашепарова, друга Владимира Георгиевича – основателя и руководителя ансамбля «Ариэль» Валерия Ярушина, а также глубокого почитателя «Песняров» – основателя и лидера группы «Зодчие» Юрия Давыдова.

Вести вечер попросили вашего покорного. Впрочем, был у меня и свой номер. Назывался «Воспоминания киевского меломана». Увы, по техническим причинам удалось исполнить лишь его половину. Но и этого оказалось достаточно, чтобы заинтригованные зрители попросили опубликовать его целиком. Особо настаивала Елена Вавилова, за что я ей премного благодарен.

В самом начале своего выступления я, правда, попросил профессиональных и даже нескольких присутствовавших гениальных музыкантов (того же Ярушина и Игоря Стецюка), сильно уж не смеяться над моим дилетантским взглядом на творчество Владимира Георгиевича. Но, как выяснилось уже в afterparty-общении с профессионалами, взгляд этот оказался верным.

Итак, «Песняров» я впервые услышал в семилетнем возрасте в 1972 г.

Дело в том, что мои молодые родители выбирались в те годы на целое лето с родственниками и друзьями на один из днепровских островов и становились лагерем в пять-шесть палаток. Так вот, всё лето транзистор – неизменный причиндал советских отдыхающих – транслировал, казалось, одни лишь песни «Песняров», перемежаемые разве что сообщениями об очередных скандалах Бобби Фишера в матче с Борисом Спасским (по крайней мере, именно так запечатлелось в памяти).

От причала «Вигуровщина» до нашей глуши нужно было идти километра три по пляжу. И все эти три километра из всех пляжных приёмников также доносились мгновенно ставшие узнаваемыми вокальные аккорды «Песняров», узоры мулявинской гитары, сокрушительные рок-рифы того же Мулявина, сдобренные откровенно западным органом Яшкина, напористой басовой вязью Тышко и виртуозными ударными Демешко.

Сами песни были либо разухабисто ироничными, либо проникновенными до слёз. Это и обеспечивало бешеный успех как у изголодавшейся по отечественному року молодёжи, так и у остальных групп населения обоих полов.

А вот магнитофонные записи «Песняров» (что само по себе носило какой-то культовый несоветский налёт – «у Лёхиного отчима-то есть «Песняры» на бобине»), как правило, были не с пластинки. Мой друг искусствовед Федор Гайдук поведал, что первый тираж диска составлял 3 тыс. экземпляров.

Поэтому народ большей частью записывал «Песняров» на «маг» с телевизора. С фильма-концерта «Песняры».

Симптоматичный фильм, кстати. Вот как протащить на «целомудренное» советское ТВ все эти хард-роковые вступления?

И это, заметьте, ещё до дип-перпловских “Machine Head”и “Burn” с их россыпью рифов. Значит, требуется солидное идеологическое обоснование. Мол, это такой мощный отпор прогрессивного крестьянства эксплуататорским классам. А «вставайте братцы, вставайте» (на самом деле – хватил дрыхнуть, к девкам пора!) подавалось чуть ли не как пропаганда восстания против упомянутых классов.

Но вовсе в голове не укладывается, как можно было протянуть на главную сцену страны – в колонный зал Дома союзов – длиннющее соло электрогитары. Думаю, на репетиции концерта приёмной комиссии они его просто не показали.

То, чем мы сейчас насладимся, пожалуй, первое рок-соло на официальной советской эстраде, не говоря уж о центральном ТВ. Посмотрите, как можно сыграть «Тёмную ночь» (уж точно интереснее, чем Блэкмор в “Black Night”).

Как инструменталисту Мулявину завидовал даже гитарист и скрипач Валентин Бадьяров, с отличием закончивший консерваторию. Все остальные в этом триумфальном составе не имели даже музучилища за спиной. Владимир Мулявин — и тот был отчислен в 56-м или 57-м из Свердловского музыкального училища за «преклонение перед западной музыкой». Т.е. – за увлечение джазом.

16-летний Володя пошёл иным путём со своим контрабасом (на фото справа)

И это увлечение давало о себе знать на протяжении всего золотого десятилетия «Песняров». Собственно, по джазовым критериям Владимир Георгиевич и подбирал клавишников после великолепного Яшкина.

Вот немного нью-орлеанщины на славянском замесе от души состава конца 70-х весельчака Владимира Николаева:

Но вернёмся к «Темной ночи». Это был концерт 1971 г. ко Дню милиции. Как вы успели заметить, в составе нет ещё ни Анатолия Кашепарова, ни Леонида Борткевича. Ансамбль этот изначально назывался «Лявоны». В «Песняров» переименуются они осенью 1970 г. накануне отъезда в Москву на IV конкурс артистов эстрады, где и произведут фурор.

А в следующем году они приезжают туда же – в Колонный зал уже как мэтры. Ибо, многие здесь помнят, что концерт к дню милиции был всегда самым «жирным» по количеству и качеству всесоюзных звёзд.

Таким образом на вершину успеха группу вывел Мулявин не только как руководитель и аранжировщик, но и как единственный лидер-вокалист. Борткевич же появится только через год – перед записью первой пластинки. И сразу же после этого – в январе 1972 г. Мулявин найдёт, наконец, и Анатолия Кашепарова.

В 74-м выйдет второй альбом «Песняров» – сложнейший с точки зрения аранжировки. На нём  кашепаровский голос полнее всего раскрылся в песне Владимира Мулявина «Розы цвет».

Ну и, конечно, Кашепаров – самый высокий фальцет «Песняров». Вслушайтесь:

Как жаловались руководители Госконцерта, оперные певцы после своих самых высоких нот по две недели отдыхали, давая восстановиться связкам, а тут по три концерта в день. Анатолий себя не щадил.

Некоторые поговаривали, что это синтезатор. Кстати, то же самое говорили об ещё одном уроженце Белоруссии Чеславе Немене. Но тогда у наших артистов таких синтезаторов ещё не было.

Первое же телевизионное появление Анатолия Кашепарова – ещё практически мальчишки смешного – выступление на «Песне-72».

Интересна история этого хита. Написан он был великими Баснером и Матусовским как вторая песня для фильма «Щит и меч». Марк Бернес успел записать «С чего начинается Родина». После этого у него началась болезнь лёгких, оказавшаяся в итоге смертельной.

Когда же в 71-м «Песняры» работали над своим фильмом-концертом, в соседнем павильоне «Беларусьфильма» шли съёмки «Мирового парня» с музыкой Баснера. И он попросил «Песняров» исполнить «Березовый сок» для звуковой дорожки картины. Партии были расписаны Мулявиным за несколько минут, записаны со второго дубля и благополучно, вернее, неблагополучно забыты.

И тут, после выхода фильма на экраны, на одном из концертов их просят исполнить «Берёзовый сок». Мулявин даже переспросил, не перепутали ли «Песняры» с каким-то другим ансамблем, ибо в их репертуаре этого номера нет. Зрители рассказали о «Мировом парне». Пришлось идти в кино, записывать на микрофон собственную песню, и разучивать заново. В итоге эта изначально полуимпровизация попала в финал «Песни-72».

C «Березовым соком» связана ещё одна импровизация. Предыстория её такова. В 75 г. «Песняры» и Пугачёва едут в Канны на фестиваль MIDEM. Вернее, это даже не фестиваль, а музыкальная тусовка, где ведущие продюсеры мира имеют возможность живьём услышать артистов, выпустивших в своих странах пластинки тиражом более миллиона экземпляров. Наверное, чтобы сэкономить на транспортных расходах и суточных аккомпанирующего ансамбля Пугачёвой «Песнярам» неожиданно, но очень настоятельно рекомендуют срочно разучить несколько её песен.

А через двадцать лет, когда Алла Борисовна приехала в Белоруссию на юбилей ансамбля, они отплатили ей тем же сюрпризом.

Кстати, благодаря Каннам «Песняров» в 76 г. наконец-то выпустят в гастроли по США.

И в этой афише “Russian folk group” большая доля истины. Тур буквально растормошил белорусскую диаспору. Правдами и неправдами американские белорусы узнавали телефоны гостиничных номеров, где останавливался Мулявин. Но полноценно общаться с дозвонившимися он был не в состоянии, ибо не говорил по-белорусски в достаточной степени. Он ведь – как и Валерий Иванович Ярушин – уралец. Прадед Владимира Георгиевича был наместником скита, между прочим. Да и сам Владимир Георгиевич был глубоко верующим человеком.

На фото Владимир Георгиевич представлен в качестве дирижёра что ли, но всё же не стоит забывать, что именно он продолжал оставался самым мощным вокалистом «Песняров».

Давайте оценим эту мощу.

А вот рассказ певицы Нелли Богуславской о том, как её гитарист в конце 60-х стал вокалистом.

Тем не менее, несмотря на оглушительный успех, какого ни до того, ни после не добивался ни один ВИА, Владимир Георгиевич не останавливается в развитии. Мулявин-селекционер находит ещё двоих певцов.

Леонид Борткевич рассказывал, что до них с Кашепаровым был отсеян не один десяток вокалистов.

Послушайте, каким интересным получилось в итоге не только хоровое звучание, но даже некий спектакль на контрасте образов: вступает напористый всё сокрушающий Мулявин; затем деликатный Кашепаров; после чего проигрыш – первый советский джаз-рок (ну а такой гитарный фуз, наверное, «Песнярам» только и позволялся) — и наконец, нежный Борткевич.

Борткевича, кстати, некоторые, особенно из женского пола, называли неким изумрудом «Песняров», а вот посмотрите, как этот изумруд полируется Мастером.

Впрочем, по тому, как терпелив и отходчив здесь Владимир Георгиевич, видно, что это, пожалуй, предел его жёсткости.

Характер и доброту Мулявина в быту передаёт кадр из фильма «Ясь и Янина», где он играет колхозного зоотехника, истинным призванием которого является музыка.

https://youtu.be/uZdkO62culo

Вряд ли без этой доброты и, как следствие, без соответствующего ей репертуара снискали бы «Песняры» истинно всенародную любовь.

Известны кадры, где «пазик» с ансамблем приезжает куда-то в глубинку. И их там встречают девушки-колхозницы хлебом-солью. На самом деле «доярки» эти – переодетые манекенщицы из минского Дома моделей. А вот массовка – действительно настоящие колхозники. Но видели бы мы только, что случилось после того, как режиссёр объявил «снято!». Ребят чуть на куски не разорвали и насмерть не зацеловали.

Так что наш ответ Западу был полным, включая фанатский.

Но главной «отповедью» была, конечно же, музыкальная. Вот наш ответ самому «Кингу Кримзону» и – во второй части ролика – CTI-джазу:

Ну и, конечно же, не мог Мулявин не засвидетельствовать свою любовь к группе Chicago (слушаем духовую секцию):

Но было бы большой ошибкой считать, что «Песняры» просто «творчески развивали передовые достижения Запада». Пожалуй, Мулявин и вышеупомянутый Чеслав Немен – единственные самодостаточные величины в мировой рок-музыке за пределами Англии и США. Да, они были в тренде, но творили абсолютно своё. Несравнимое ни с чем. И, как присуще гениям, в чём-то опережая время.

Эксперименты эти, а затем и работа с большими формами сознательно проводились с риском снижения популярности. Мулявин не раз повторял, что задача «Песняров» – не идти на поводу у массового вкуса, а подтягивать аудиторию до более высокого уровня восприятия музыки – этого Дара Божьего.

Извечная альтернатива, кстати, столь знакомая людям воцерковлённым – переводить службу с церковнославянского на русский или украинский язык либо побуждать верующих к изучению языка общения с Богом.

Вместе с тем у Мулявина был простой критерий отбора: наши песни должны быть неудобоваримы для ресторанного исполнения. Поэтому «Песняры», между прочим, отказались от ставшей суперпопулярной в исполнении «Верасов» «Малиновки».

В конце концов подобный подход не позволил «Песнярам» обрести место на перестроечной и постсоветской насквозь коммерциализированной эстраде. Ну и слава Богу! Не замазались. И остались эталоном навсегда.

«Знаменательная» дата

Зачем брать на содержание целую страну, если ситуация позволяет (и это на несколько...

Законопроект для книги Гиннесса

Предложение запретить продажу презервативов, которые являются не только средством...

Знайдено склад, куди "мирні активісти" притягли...

Під час поліцейської операції жоден мародер не постраждав

Гримасы новых лиц

Слияние политики и бизнеса, доминирование финансово-олигархических кланов, коррупция,...

Оппоблок против Святого майдана

Революция или переворот? Отражение в «черном зеркале»

Дурипш, Никита и Фидель

Правление колхоза заказало художнику большую картину. На переднем плане, естественно,...

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
Yury Petrov
11 Февраля 2016, Yury Petrov

Большое спасибо. Будто в молодость свою вернулся.

- 3 +
Lyss

Спасибо,почитал и посмотрел с удовольствием!

- 7 +
татьяна солохина
07 Февраля 2016, татьяна солохина

Музыка, голоса и труд-достойный пример для подражания нынешним "певцам".

- 23 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка