Черный квадрат

11 Августа 2016 13 3.9

 

ЧЕРНЫЙ  КВАДРАТ

Классическое произведение искусства не нуждается в пояснениях, поскольку задушевное чувство художника, выраженное в картине, передается зрителю непосредственно. А чувство ясно во всей своей полноте. Таким чувственным, а стало быть, общедоступным, искусство было много веков. Но с импрессионизма искусство стало дрейфовать из лона чувства в область рассудка, в область исключительности. С каждым новым стилем всё нагляднее превращаясь в искусство умозрительное. Л.Н.Толстой в сочинении «Что такое искусство?» пояснял, что «ход, по которому шло искусство, подобен накладыванию на круг большого диаметра кругов все меньшего и меньшего диаметра: так что образуется конус, вершина которого уже перестает быть кругом». Так вот, двигаясь по обозначенному направлению, искусство, в конце концов, в 1915 году дошло до крайнего предела – до Точки – до «Черного квадрата» Малевича. До абстрактного художественного знака, заключённого в понятии. Объекта, не художественного впечатления, а умозрительного понимания, который невозможно прочувствовать, но можно понять. Уразуметь!

Но, чтобы уразуметь сущность Квадрата, необходимо уяснить генезис изобразительного искусства:

От наскальных сцен охоты

живопись пошла в века,

силою изображенья

покоряя племена.

От холста к холсту сближаясь

с явью божьею – живой,

поражала совпаденьем,

изумляла красотой.

И наконец, достигло своего первого апогея – предела списания. Изобразительность исчерпалась. Взойти до уровня реализма Ренессанса и Голландской школы удавалась немногих. Начался поиск новых средств художественной выразительности. В конце ХIХ-го явился импрессионизм – стиль, в котором неизобразительная манера письма стала основной изображения. Для импрессионизма оказалось маловажным что изображено, а важно как изображено. Новое письмо привлекло массы ищущих художников. За импрессионизмом, как с рога изобилия, посыпались новые авангардные стили:

Всё размылось (импрессионизм),

все разбилось (кубизм),

всё в динамику вошло (футуризм).

Стили за стилем явились,

обновляя ремесло.

Малевич был один из многих, кто включился в процесс умозрительного обновления живописи. Писал в импрессионизме, творил в кубофутуризме. Как незаурядный мыслитель он прекрасно осознавал  диалектику живописи и первым уяснил абсолютное исчерпание умственного живописания. Взаперти, втайне даже от товарищей он создал Супрематизм – предельную форму выражения беспредметности, состоящую из пространственно белого фона («белая свободная бездна») и парящих геометрических плоскостных фигур локальных цветов. Венчал супрематизм иконоподобный «Черный квадрат».

Но средь праздника ЦветТеньЯ

умозрительных картин

Казимир ИЗОбличитель

в смысл искусства

нож вонзил.

Малевич заявил, что завершил историю развития мировой живописи, что «зарезал искусство, уложил его в гроб и припечатал «Черным квадратом».  Вот так, и не меньше. Малевич поломал кисти, раздал краски. Бросил живопись!

Но реалистическое искусство выжило. Реализм не блистал новизной, но трогал зрителя простыми, общечеловеческими ценностями. Такими, как желание мира, радость труда и всеобщего счастья. К таким общедоступным произведениям можно отнести символического «Голубя мира» Пикассо и лучшие работы соцреализма. Сегодня, по причине духовного упадка цивилизации, реализм хиреет, но светоносное направление непременно сохранит его и возродит в будущем. Это оптимистическая ветвь живописи.

А вот искусство авангарда погибло. В том смысле, что уже не явило миру новой мысли, способствующей прогрессу человечества. И в этом Малевич оказался совершенно прав.

После Квадрата началась эпоха постмодерна. Эпоха эклектизма –  «вторичности ума», формального развития, умственной бесперспективности. Но в век развития научно-технического прогресса признаться в несостоятельности умозрительной живописи было не просто. Тем более рынок – ублажатель массового потребительства, требовал непрерывной товарной изменчивости. В это послевоенное время, в его американское чрево попала и современная авангардная живопись. Мог ли рынок смиренно ожидать нового, прогрессивного в живописном будущем. Конечно, нет. Ему нужны были не шедевры, а товары. Товары, пользующиеся спросом у потребителей. И последнее стало первым. Целая армия теоретиков, публицистов, телевизионщиков, искусствоведов и прочей братии начали заниматься формированием художественного спроса, вдалбливая эгоцентричным потребителям достоинства  новоявленного лжеискусства. Художники спустились на порочную землю, превратились в красильщиков. Но, что они могли предложить по существу, после Квадрата? Ничего. И тогда одни взялись за переиздание Символа завершенности. Что они только не делали. И уменьшали толщину слоя краски, и боролись с мазками, и рисовали водой. Все, чтобы подменить Квадрат и продать свои вторичные копии Символа по цене оригинала. И это им вполне удавалась, поскольку кампания по переоценке художественных ценностей приносила свои плоды. «Черный квадрат» принимался не как рассудочный, воображенный Символ завершенности, а как оригинальная форма выразительности. Благо, что сам Квадрат, сколько на него ни смотри, о своей интеллектуальной сути ничего не сообщал. Другие взялись за перекодирование смысла Квадрата. Из Символа завершенности его переиначивали в символ первоначала постмодерна. Из Омеги – в Альфу. И тогда  писсуары Дюшана, консервные банки поп-арта и прочая безсмысленная чушь, в глазах общественности, стала проистекать из «Черного квадрата». К тому времени Малевич умолк навеки, а то б он им объяснил, как круто объяснял советским конструктивистам о полном непонимании его супрематизма.  Третьи постарались упразднить Квадрат, смешивая реализм с абстракционизмом в сюрреалистической куче. Вот на таком извращении смыслов и разухабилось художественное новозатейничество. Искусство идиотизировалось.

Но кроме рыночной, существовала и более фундаментальная причина живописного неразумения. Дело в том, что любые явления, которые возникают и утверждаются без нашего участия, нам не доступны. В том смысле, что в таких явлениях мы видим лишь вещи, и не видим феноменов. Авангард состоялся в Европе, а после Второй мировой был завезен в Америку – метрополию рынка. Там феномен «Черного квадрата» не мог быть понят вполне, поскольку создавался без них и не для них. Черный квадрат для американца был лишь вещью, а вещи они ценили страстно. Подобное явление можно наблюдать и у нас с их западными ценностями, состоявшимися вне нас. Например, с демократическими институтами. Всмотритесь, в какие деструктивные соцсистемы они переродились на нашей азиатской почве, и Вы поймёте смысл данного утверждения.

Итак, художественный авангард, как смысловой, прогрессивный этап живописи, завершился «последним смыслом» – «Черным квадратом», а «Черный квадрат» завершил авангард. В этом смысле Квадрат сопоставим и с Точкой в литературных текстах. Точкой, не имеющей геометрического определения – кляксой! Знаком, определяющим конец повествования. Не будь точки, тексты бы оставались незавершенными. А части текста, предшествующие окончанию, смешивались бы с частями, следующими за окончанием. Слова, словосочетания и даже отдельные выражения оставались бы прежними, но смысл бы разрушался. Вместо смысла мы бы получили симулякры –  бесконечные и безсмысленные «копии» нереальностей. Так произошло в умозрительной живописи. Игнорируя смысл «Черного квадрата», постмодернизм переродился в фиглярство, в эклектизм, в вульгарность и откровенную пошлость, чем он и остается по сей день.

Сотня лет, как после смерти,

уж пора своё создать,

но сильны его заклятья,

но крепка его печать.

Но если «Черный квадрат» есмь Омега. То что же за ним? Слово, философия, знание о незнаемом. Квадрат побуждает творителей к расширению разумения. За пределом Квадрата нам предстоит узреть общие контуры еще не веданных нами Законов. Так что рассуждения о «Черном квадрате» весьма продуктивны, если мы обмениваемся собственными суждениями. Ведь смыслы рождаются исключительно на агорах – общественных рынках мышления, в живых человеческих дискуссиях.

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.

Давайте отменим НДС ...Нельзя или можно

Продолжил разговор на счет того, можно ли в Украине отменить НДС - самый...

В деле Януковича никому не нужна правда

Для наших людей фактор истины давно утратил свою значимость. Украинцы делят политиков...

Кому выгодны данные новых политических соцопросов?

На днях две ведущие социологические компании в один день обнародовали данные...

Комментарии 13
Войдите, чтобы оставить комментарий
цзы лисицин
12 Августа 2016, цзы лисицин

Как всегда, диалектика,-признать или отвергнуть,всё дело во вкусе!

- 0 +
Ирэн Глэд
12 Августа 2016, Ирэн Глэд

С ответным почтением, Цзы. Но что же делать с признанием ГЕНИЯ после его ухода в мир иной?..

- 0 +
Ирэн Глэд
11 Августа 2016, Ирэн Глэд

Меня всегда завораживал супрематизм Малевича. Для развивающих занятий с малышами я придумала артразминки, чтобы детишки с удовольствием усваивали эталоны формы, размера и цвета. Супрематизм--превосходство цвета. Это психогигиена. Венцом таких творческих практик были ясность, красота мысли и действия. Вот этот беспредметный мир на белом полотне и создаёт дополнительный потенциал для развития здоровой психо-- эмоциональной сферы. Недаром дети с двух лет любят играть с кубиками---зов природы... А вот мне пришлось перечитать статью Архитектора трижды. Очень интересно. Но один момент смутил. Казимир Малевич , правда, бросал живопись на три-четыре года после ЧК, но потом написал раз в пять больше картин в разных техниках и жанрах. Чёрный Квадрат для меня как печальный символ--- ВРЕМЯ ХУДОЖНИКОВ закончилось сто лет назад. Было Время Музыкантов, Время Литераторов, Время Ученых. Теперь время диктаторов, миллиардеров,политиканов, потребителей и злых психологов. Но и оно пройдёт!!!

- 2 +
Архитектор Савчин
12 Августа 2016, Архитектор Савчин

Эта статья продолжение "Себе плюс -- Малевичу минус". Там о значимости (незначимости) Малевича в живописи. О безразличии к количественным показателям в искусстве. Пожалуйста прочтите.

- 0 +
Архитектор Савчин
11 Августа 2016, Архитектор Савчин

Увы, ни об Айвазовском, ни об Айвазяне суждений не имею. В Малевича влез из-за архитектуры. С удовольствием писал бы архитектурную критику, но на профессиональной основе.

- 2 +
Вероника
11 Августа 2016, Вероника

Спасибо! Прекрасная статья! Поддерживаю Лисицина: хотелось бы "услышать из Ваших уст", т.е. в "2000" об Ованнесе Айвазяне. Ждем.

- 2 +
+ Показать все комментарии
Блоги

Авторские колонки

Ошибка