Герберт Спенсер «Основания этики» и этические проблемы Украины

13 Октября 2015 3 2.4

За основу этой статьи взято произведение английского философа Герберта Спенсера «Этика».

Герберт Спенсер – английский философ и социолог.

Изучая эту работу, я увидел ответы на вопросы – почему современная Украина переживает такие серьезные проблемы в политике, экономике, социальной сфере, в области демографии, в культуре, в этике, морали, нравственности, эстетике и многих других областях общественной жизни. Я сначала дам выдержки из работы Г.Спенсера, а потом попробую прокомментировать то, что происходит и почему в Украине.

«…всякое существо должно жить, прежде чем действовать. А отсюда следует тот вывод, что те действия, посредством которых каждый поддерживает свою собственную жизнь, должны стоять, по степени своей повелительности, впереди всех остальных действий, к которым он способен. Ибо, если кто-либо станет утверждать, что эти другие действия должны, по степени своей повелительности, стоять впереди тех действий, посредством которых поддерживается жизнь и если это правило будет принято общим законом поведения, с которым действительно будут сообразоваться все люди без исключения, то в таком случае такое отстрочение действий, поддерживающих жизнь в пользу других действий, становящихся возможными только вследствие жизни, поведет лишь к тому, что все они должны будут потерять свою жизнь.

Это значит, что этика должна признать ту истину, - вполне признаваемую человеческой мыслью вне этической сферы, - что эгоизм должен идти впереди альтруизма. Коль скоро каждый не будет заботиться надлежащим образом о себе самом, его заботливость обо всех других окончится смертью; а когда каждый доведет себя таким образом до смерти то не останется и других, о которых следовало бы заботиться».

Это коротко о роли эгоизма в жизни человека и общества.

А теперь об альтруизме. Если мы определим альтруизм как совокупность всех тех действий, которые, если при нормальном ходе вещей, идут не пользу не себе, а другим, то в таком случае найдем, что, с самого развития жизни, альтруизм играл не мене существенную роль, чем эгоизм. Я включаю в область альтруизма , понимаемого в этом широком смысле, все те действия, посредством которых сохраняется жизнь потомства и поддерживается существование вида. Всякое бессознательное или сознательное действие, требующее затраты индивидуальной жизни с целью увеличения жизни других индивидуумов, представляет несомненно альтруистическое действие.

…Самопожертвование не менее первобытно чем и самосохранение. Альтруизм постоянно развивался одновременно с эгоизмом. …Недостаток нормального альтруизма ведет к ослаблению и даже к потере жизни, а следовательно, к потере способности выполнять альтруистические действия». (На мой взгляд, украинцы как раз и страдают от недостатка альтруизма. У них катастрофически перевешивает эгоизм, индивидуализм, потеря чувства самосохранения нации). «Но недостаток нормального альтруизма, причиняющий смерть или недостаточное развитие детей, приводит в свою очередь к исчезновению в будущих поколениях недостаточно альтруистических натур, - т.е. к уменьшению среднего эгоизма»

Далее Г. Спенсер показывает, что «всеобщий опыт убедил людей в том, что известное обуздание эгоистических стремлений , требующееся для поддержания справедливых отношений между людьми, благоприятствует в конце концов лучшему удовлетворению этих самых стремлений. Общепризнанным есть правило, что честность представляет самый выгодный образ действий. При нормальном альтруизме каждый заинтересован лично в обеспечении добросовестных деловых отношений между своими сообщественниками. …многочисленность совершающихся в обществе обманов вредит каждому из его членов, отражаясь на нем своими многочисленными и разнообразными путями. Господство враждебных отношений между окружающими его людьми мешает успешному выполнению тех деятельностей, которые предпринимаются им для удовлетворения собственных нужд; ибо приводимый такою враждою беспорядок делает сомнительными благодетельные результаты таких его деятельностей. Поэтому каждый имеет свою эгоистическую выгоду в усилении в обществе того альтруизма, который заставляет каждого содействовать прекращению или уменьшению всяких насилий одних людей над другими».

Все, о чем пишет Г. Спенсер, в полной мере относится к нам, современным украинцам. За четверть века своего независимого существования мы так и не уяснили того, о чем умные люди предупреждали нас еще два столетия назад. Не даром древнегреческий философ ПЛАТОН ГОВОРИЛ, ЧТО лучшими правителями государства являются философы. А у нас, благодаря нашему исторически сложившемуся менталитету, государством правят бандиты, которые «учились чему-нибудь и как-нибудь» Хотя учиться никогда не поздно».

И еще прямо про нас: «Человек, тратящий всю свою энергию на одни только свои частные дела, упорно отказывающийся от всякой заботы об общественных делах, просто слеп к тому факту, что его собственное дело возможно только вследствие поддержания хорошего общественного порядка. Там, где множество людей придерживаются такого образа мысли, и где, следовательно, правительственные должности занимаются политическими проходимцами, а общественное мнение управляется демагогами; там, где подкуп мешает правильному отправления правосудия и вносит обман и мошенничество почти во все правительственные дела, там этот порядок вещей отзывается тяжелыми карами на всем обществе, причем эти кары падают …и на тех, которые делали таким образом все только дл самих себя и ничего для общества.

Г. Спенсер делает заключение: «Таким образом мы видим, что удовлетворение эгоистических стремлений каждого зависит…от наличности той степени альтруизма, которая требуется для того, что бы, во-первых, быть справедливым самому, во-вторых, заботиться о справедливости во взаимных отношениях окружающих людей, и, в-третьих, поддерживать и улучшать те учреждения, которые назначены для отправления правосудия». (Это рекомендации для нас).

Далее Г. Спенсенр учит нас: «Очень очевидны такие некоторые более непосредственные формы связи между личным благополучием и служением благополучию окружающих нас людей. Эта связь явно обнаруживается из тех зол, которые приходится переносить людям, проявляющим в своем поведении недостаток сочувствия к другим, и из тех благих последствий для самого себя, которые приносят человеку несебялюбивое поведение. …важно убедить всех и каждого в истинности того, что альтруистический образ действий помогает умножению наших собственных эгоистических наслаждений.

Альтруистический образ действий не только способствует житейским успехам и благоденствию человека, но еще ведет к доставлению ему особого рода личных удовольствий, создавая вокруг него приятную , задушевную среду.

Итак, начиная с самой зари жизни, эгоизм постоянно находится в зависимости от альтруизма… Общество оказывается способным к выживанию лишь при том условии, чтобы каждое новое поколение его членов доставляло следующему за ним поколению известную сумму выгод, эквивалентную той, которую оно само получило от предыдущего поколения».

А далее я хочу показать исторические причины того, почему украинский народ страдает от чрезмерного эгоизма и отсутствием альтруизма в своем большинстве, что приводит его самостоятельную жизнь к печальным последствиям.

«М. Чугуенко. Шокирующая Украина»: «В историческом сознании современного украинца поселились сразу два таких смертельно опасных вируса: идея имперской великодержавности и провинциализм в специфически украинской форме народнического хуторянства. Им обоим свойственна наивно-оптимистическая вера в прогресс, под которым понимается триумф всеуравновешивающего деспотического государства и сытого самодовольства покорного ему большинства. Безудержная идеализация народной массы, обожествление сильного правителя-тирана и лютая ненависть к аристократии».

Ліна Костенко «Записки українського сумашедшого»:

«…Знаєш, чому нашу історію не можна читати без брому? Не тому, що вона страшна, бували страшніші. Тому що вона при-ни-же-на. А відтак принизлива. У нас навіть відлік часу – від поразок і катастроф. Від війни, від революції, від Голодомору, від репресій, від Чорнобиля. Або як тепер -від виборів до виборів.»

«Він (український народ - З.В.М.) увесь час стояв на колінах, він спить, у нього препаскудний менталітет, у нього жахлива історія, яку не можна читати без брому, у нього продажна інтелігенція, у нього немає еліти, він роздав своїх геніїв у сусідні культури, а сам сидить як наг, неконкурентоспроможний».

«Мужчини імперських націй мислять категорією сили. Мужчини поневолених, але гордих націй мислять категоріями свободи.

А такі, як оце ми, всі надіються, що якось воно буде. Не буде. Люди, які пережили критичну масу принижень (терпіти!), не можуть бути повноцінними громадянами».

«Я розумію, все має свої історичні корені, а тому треба знати свою історію і обирати свій шлях подальшої долі».

Бытует такой анекдот: «Одного хохла питають: у тебе радіація є? Хохол думає: скажи, що є, скажуть дай - жалко; скажи, що нема, скажуть: який же ти хохол, у хохла все є. Ще подумав і каже: Є. В кінці огорода, трошки і тільки для себе».

Существует ли путь выхода из глухого угла, в котором оказалась Украина за годы так называемой независимости? В чем суть этого глухого угла? Мы сами все разрушаем. Государственная машина работает на самоуничтожение. И этот процесс никто не может остановить. Главная проблема – политический кризис. А что такое политика: это насилие или моральность? Сегодня мы имеем политику, построенную на насилии, оторванную от морали.

Чем человек отличается от животного? Человек в отличие от животного имеет большое количество «ступеней свободы». Животные в этом плане ограничены. У них есть внутреннее «табу», генетика, которая диктует им поведение, границы дозволенного. Даже хищники не знают садизма, распущенности, извращений – генетика наложила на это «табу».На человека та кое «табу» накладывают религия, мораль, понятие греха. История учит, что на таких табу (моральных ограничениях) держатся народы. Эти табу положены в основу морали. Они освящались религией, защищались системой наказаний. Люди понимали: свобода от этого угрожает деградацией и гибелью этноса.

В чем суть украинского политического кризиса? Современная политика построена на насилии. Моральные ценности, законы в жизни людей отброшены. Главная цель, «святым» для большинства населения является богатство, деньги. Деньги любой ценой. Ценой уничтожения своего ближайшего соседа, товарища, земляка. Любого. Не задумываясь над тем, что и другой тоже пытается обогатиться за твой счет.

Таким образом осуществляется самоедство, самоуничтожение. Моральные табу не работают. Их нет. Такая «валюта» как совесть – исчезла. На смену этой валюте пришла и овладела сознанием людей зеленая валюта – доллар. Интеллигенция, интеллект украинской нации оказались слабыми , не способными противостоять хищническим инстинктам, которые вырвались у народа после распада СССР и провозглашения независимости Украины.

Сопротивление злу – обязанность человека. ненасилие означает безграничную способность к самопожертвованию, - так учит И.Христос. Самопожертвование требует самоотречения. Именно самопожертвование , честность, чистота помыслов и должны составлять основные критерии одухотворенности политики.

Следующая наша проблема. Мы потеряли границы между коллективизмом и индивидуализмом. А это – вечная проблема соотношения коллективизма и индивидуализма. Это соотношение всегда решалось в пользу первого. В чем преимущества коллективизма? Он гарантирует соблюдение индивидуальных интересов т. е. коллективистских начал в укладе жизни запорожских казаков. Индивидуальных интересов всех членов общества, а не только его наиболее наглых и богатых.

Христианская мораль при внешней имитации населением благочестия, отсутствует в сознании народа, который способен уважать только силу, но не личность и свободу.

Народ отбросил идею равенства перед законом.

Идея справедливости у нас сводится к принципу: пусть никому не будет лучше, чем мне. Все разговоры про моральность и патриотизм власти остаются сказками для наивных обывателей, ибо должности и проходные места в избирательных списках, как правило, стоят миллионы. У кого больше денег, тот и рыцарь без страха, без угрызений совести и без подозрений. И недосягаемый для справедливого суда. Живем в мире денег, а не чести, достоинства и совести. Укравши миллионы долларов у государства, которым правят, например, целое Черноморское пароходство, становятся не только депутатами Верховной Рады, но и премьерами. Даже президентами. Сидят на тех украденных у государства и народа «зеленых» миллионах, как святые или победители. А победителей, как известно, не судят. Их восхваляют и уважают. И отдают им почести.

Наместник Свято-Успенской Киево – Печерской лавры архиепископ Павел с горечью обратился к нам : » Если политики и дальше будут раздирать человеческие сердца баталиями и непримиримостью, это будет страшно и для Украины, и для церкви, и для всего народа». (Это было сказано 15 лет назад. И это предсказание сбывается). Дальше он сказал: » Сталина уже нету, Советов нету, московского «господства» тоже нету! Сегодня свои янычары ведут нас всех до этих бед. Священное Писание призывает тех, кто при власти, использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра.

Что такое совесть? Это дар понимания греховности и духовного несовершенства. Этот дар дает возможность различать добро и зло, удерживать страсти и корыстные расчеты. Совесть объединяет всех людей воедино не рабскими путами, а высшим смыслом, она мучит тебя, терзает, не дает быть довольным собой, толкает на постоянное совершенствование, оберегает от унижений и приспособленчества.

Исходя из выше сказанного, можно с большой долей уверенности утверждать, что проект «Украина», который уже больше двух десятилетий находится в коматозном состоянии, приближается (или уже приблизился?) к завершению своего исторического пути.

Мы имеем дело с явными признаками постепенного умирания этого еще молодого по историческим меркам государственного режима, который не способен ни изменяться в ответ на требования жизни, ни бороться с барьерами, которые возникают. И самое печальное – отсутствуют новые силы, которые могли бы изменить ситуацию.

Таким образом, проект «Украина» практически мертвый, впереди его разложение. Тешить может только лишь то, что и раньше погибало много государств, в том числе и великих.

Чувства отчаяния и внутреннего противоречия , которые возникают в связи с этим приговором Украине, не означает, что он не справедливый. История Украины – это история чужеземного господства над ней – монгольского, литовского, польского, московского. Естественно, каждый из завоевателей думает в первую очередь про свою выгоду, поэтому с приходом нового завоевателя Украина как государство ничего не приобретала, наоборот, только теряла, слабея и разоряясь. При этом под давлением обстоятельств очень многое терял и сам народ, внутренне меняясь не к лучшему.

Но к этому можно добавить достойный изумления факт живучести украинской нации. Об этом свидетельствуют ее периодические возрождения, порой приобретавшие характер в буквальном слове воскрешения из мертвых.

Отпечаток убогого провинциализма на общественной и культурной жизни народа наложило прямое следствие колониальной ситуации, в которой долгое время развивалась и по сей день развивается Украина. Причем на сегодняшний день страна является дважды провинцией – России и Запада.

То, что мы сегодня «не Европа и ни Азия, а сплошное безобразие», есть плод нашей трагической истории.

Каковы причины этой трагической истории?

Во-первых, ее пограничный характер. Украина находится «на краю», на границе западных и восточных миров. Издавна (чуть ли не с 4-го тысячелетия до н.э.) Украина являлась ареной жестокого и бескомпромиссного противостояния между цивилизациями: земледельческой и кочевой, христианской и исламской, ныне между западной (атлантической) и российской (евразийской).

Во-вторых, неудачная комбинация: с одной стороны, благоприятные природные условия и обилие природных богатств, а с другой - полнейшая незащищенность границ в смысле отсутствия значительных естественных препятствий (гор проливов и т.д.) на пути вражеских нашествий. Но главная причина упадка традиций не во внешних условиях, а внутри себя. Украинцы все свои силы отдают служению чужой империи. Упадок украинского народа начался с психологического раскола и морального вырождения его правящего слоя. Подтверждение этому смотри выше по тексту. На протяжении тысячелетия пребывания в колониальной зависимости выработались – рабское сознание и психология раба. Это попытка приспособиться к имперскому образу жизни и даже извлечь из своего состояния материальную выгоду, добиться богатства, стабильности и покоя любой ценой, даже ценой продажи в рабство себя и своей Родины.

Есть ли выход из этого? Нам нужно покончить с нашим исторически сложившимся косоглазием. Украина как двуликий римский бог Янус, пытается смотреть одновременно в противоположных направлениях, как будто у нее и в самом деле два лица: одно обращено к Западу, другое – к Востоку. Наша голова должна быть на Западе, сердце в Украине, ну а остальные части тела могут удобно расположиться на прилегающих пространствах. При маниакальном желании примкнуть к Европе, нам необходимо проникнуться жизненной философией европейских народов, в центре которой находится свободная индивидуальность – Homo evropeus ( и то уже можно поставить под сомнение в связи с их идеологией вседозволенности, в т.ч. однополых браков и проч.) его колоссальной культурой воли и высокоразвитым чувством национальной чести и личного достоинства.

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.

Кто наживается на цене газа?

В последнее время кто только не рассуждает о цене на газ и другие энергоносители.

Как возродить кредитование в Украине. Практические...

Можно сделать эффективное кредитования в Украине, если сделать все правильно

Видео покушения на известного политика

На видео запечатлено несколько попыток и реакция окружающих

Народний депутат – про фінансові законодавчі...

Коли вітчизняний фінансовий сектор прийде до омріяного стану, і що для цього потрібно.

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
Михаил Маркович (EpsilonDelta)
13 Октября 2015, Михаил Маркович (EpsilonDelta)

Должен сказать, весьма оригинальное понимание "колониальной зависимости", конкретно -от Москвы. Когда даже по формальным, "паспортным" признакам украинца нельзя было отличить от "колонизатора"-русского, когда украинцы занимали высшие посты в имперской иерархии, когда "колония" была развита не хуже, а условия жизни в ней были получше, чем в "метрополии". Вместе строили, и вместе воевали, вместе проливали пот и кровь, вместе грешили и вместе каялись, вместе праздновали и вместе горевали, и никто никогда не ставил происхождение во главу угла. Я уже и не говорю о том, что редко сейчас можно найти украинца, у которого не было бы русских или российских корней. Работали, говорит автор, на империю. А империя не работала на Украину, не защищала, не отстраивала ее ?

- 21 +
olya

дорогой михаил маркович! ну вы же заметили, что голова-то у автора на западе, а вот шаловливые ручки он предпочитает держать в россии

- 1 +
Михаил Маркович (EpsilonDelta)
15 Октября 2015, Михаил Маркович (EpsilonDelta)

Руки - чтобы шарить по карманам, и жопу - чтобы на нее срать.

- 0 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка