Государственное регулирование цен, опыт развитых стран

24 Ноября 2016 2 4.8

С  1 октября текущего года  Кабинет  Министров Украины временно отменил  государственное  регулирование  цен  на  социально  значимые  продукты  питания  с  последующей  полной  или  частичной  его  отменой.

Хотелось  бы  напомнить, что  к  перечню  наиболее  важных  целей экономических  реформ, осуществляемых  сегодня  в  Украине, относится  улучшение  бизнес-климата и  повышение  стандартов  жизни  граждан. Достижение  этих  целей  невозможно без  осуществления  соответствующего  контроля  за  ценовой  ситуацией  на рынках, защиты  прав  потребителей от  необоснованных  цен  и тарифов. В  соответствии  со ст.12 Закона Украины  “ О  ценах  и  ценообразовании “  регулируемые  цены  вводятся на  товары (услуги), которые  оказывают определяющее  влияние  на  общий  уровень и динамику  цен,  или  имеют  существенную  социальную  значимость, а  также  на  товары, производимые  субъектами, занимающее  монопольное (доминирующее) положение  на  рынке.

В  связи  с  этим  существует  мнение  о  том,  что на   фоне  декларируемой  децентрализации полномочий, правительство  планирует  не  только   снять  с  себя  конституционную  обязанность контроля  за  ценовой  ситуацией, но и лишить также  органы  местного  самоуправления   права   влиять  на  цены. При  этом  результаты  социологических  исследований  свидетельствуют   о  том, что  проблемы  роста  цен и тарифов   сегодня  являются  одними  из   наиболее  важных   и  болезненных   для  граждан   страны.

Для  убеждения правительства  в  необходимости  отмены  государственного  регулирования  цен, специалисты Министерства экономического развития  и  торговли Украины привели спорные  и не совсем убедительные  факты. Оказывается,  по  их  необоснованным  расчетам,  в период   с 2003 года   по  2013  год  рост  регулируемых  цен на социально значимые продукты питания значительно опережал  средний рост цен по всем продуктам питания. Так, по хлебу, муке и свинине среднегодовой рост цен составлял  12%. То есть, в среднем за 10 лет (!!!)  цены на эти регулируемые категории росли на 2% в  год  больше, что дало почти 20% накопленного роста выше, чем средний индекс цен продуктов питания"!  Но данный аргумент,  приведенный  министерством  не  корректный для  того  чтобы  стать основанием для  отмены    государственного  регулирования потому что:

      - во-первых, госрегулированию  подлежат  цены на  продукты  питания, составляющие  наибольшие  объемы  потребления  в  общем  объеме  потребления  продуктов  питания. При  расчете  же  среднего  индекса   цен, учитывается  более  широкий  набор  продуктов,  не  относящихся  к  социально  значимым,  которые  не  подлежат  госрегулированию. Рост  цен  на  них  в  указанный  период  мог  составить  более  низкий  темп. Они  чаще всего  и так  более   дорогие (например, в  молочной  группе  это  йогурты,  дорогие  твердые  сыры; в  мясной  --  сыровяленые   колбасы,  филе  мяса  свинины,  говядины,  курицы,  а  не  мясо  на  кости, кондитерская  группа  не  входящая  в  социально  значимые, но  участвующая  при   расчете  среднего  индекса  цен). Соответственно,  этот  факт  приведенный  министерством,  отнюдь  не  убедителен  и  не  может  приниматься  во  внимание  для  принятия  правительством  столь  важных  решений,  в  частности  и  об  отмене  госрегулирования;

      - во-вторых,  в  министерстве  напрочь  забыли  о  том  факте, что  в  указанный  ими  период страна  пережила  сложнейший 2008  год,  год  мирового  кризиса,  и  государственный  контроль  за  ценами   сыграл  свою  сдерживающую  роль.

 После двухлетнего  правительственного   моратория  на  проведения   проверок   обоснованности  цен,  по  данным  официальной   статистики  подорожали  в два   раза   хлеб, пшеничная мука, макароны, сливочное и растительное масло, сахар и рис, а яйца и гречка выросли в цене в четыре раза (!!!).  Однако, отмена  госнадзора  за  ценами  защитит, по  мнению специалистов   Минэкономразвития,   бизнес  от  чиновничьего  коррупционного  произвола, а  значит и   население   от  необоснованного повышения цен.

Возникает  вопрос,   почему  нас все  время  так  бездарно “защищают“? Защищают  циничными и унизительными  субсидиями, перекачивая   миллионы  наших  денег, денег  налогоплательщиков,  в карманы  зарвавшихся   монополистов,   защищают  мизерными  подачками в  виде  “повышений”  пенсий  и  отменой  госнадзора  за  необоснованным  повышением  цен  на  продукты  питания. И повышение  вдвое  минимальных  зарплат тоже  серьезно  “защитит”   нас  всплеском  цен и  тарифов  на все  товары и  услуги, в  первую  очередь социально  значимые,  т.к.  изменение  минимальной  зарплаты  повлечет  за  собой  неконтролируемое  повышение  их  себестоимости.  И  не  только  продуктов  питания,  но и  сферы  услуг,  в  том  числе  и  коммунальных.

Подобные  ситуации  имели  в  свое  время  место  и  в  других,  более  развитых  странах. Сейчас  для  Украины  необходимо  изучить и применить  их  опыт. Например:

Германия.

Страна с самой мощной экономикой в Европе, страна, обеспечивающая высокий уровень благосостояния практически всем своим жителям. Страна, которая в сознания многих украинцев является  эталоном государства, создавшего для своих граждан наиболее комфортные условия жизни. Но мало кто сейчас вспомнит, что в 1947 году, та же Германия была абсолютно нищей, а главное -- никаких утешительных перспектив на ближайшие годы и десятилетия, казалось, у нее не было. Германия потерпела сокрушительное поражение в Второй мировой войне, ее государственность была фактически ликвидирована. Немцы голодали в прямом смысле этого слова: производство зерна и картофеля, по сравнению с 1936 годом, в западной части страны уменьшилось в два раза, поголовье скота -- в три, импорта продовольствия практически не было, а население за счет вынужденных переселенцев с Востока выросло более чем на шесть миллионов человек.

Но Германии  повезло, когда  доктор Людвиг Эрхард,  блестящий  экономист,  был  назначен  на должность   министра экономики оккупированной американцами Баварии. По убеждению Эрхарда, хотя рынок и лучший из всех известных инструментов регулирования экономики, только государство, на котором лежит ответственность за «общее благо» может «спасти рынок от самого себя» и придать ему социальную направленность. В 1948 году, в ходе «тотальной» либерализации цен и тарифов, было «отпущено на свободу» 90 процентов всех цен. Но контроль за ценами на основные продукты питания сняли только в 1958 году, за транспортными и почтовыми тарифами -- в 1966-м.

Введя свободные цены государство не самоустранилось от процесса контроля за ценами -- в качестве противовеса был принят закон против произвольного завышения цен, публиковались каталоги так называемых уместных цен. Цены выросли, но незначительно. Был  принят закон об  ограничении  власти  монополий, согласно которому доля рынка одной монополии не должна превышать 33%, двух-трех монополий – 50%, четырех-пяти – не более 65%. (“Почти” как  в  Украине!).

Соединённые  Штаты Америки.

Заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке США в 70-х годах, перерастание умеренной инфляции в галопирующую привели к необходимости модификации экономической стратегии страны. Первой реакцией государства  в  августе  1971 г. стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен.  В краткосрочном периоде  это способствовало стабилизации экономической ситуации -- к осени 1972 г. снизились темпы повышения оптовых и розничных цен, несколько увеличилась занятость, увеличились темпы роста валового национального продукта. В мае 1974 года правительство  отказалось от прямого контроля над ценами,  благодаря которому  в  течение  почти   трех  предыдущих  лет  государство  сдерживало  необоснованные   всплески  цен. Попытки частичного замораживания цен были предприняты и позже,  они касались внутренних цен на энергоносители (внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты, природный газ), что сдерживало раскручивание инфляционной спирали.

Испания.

В  Испании  в   настоящее  время    государство осуществляет  регулирование  и  контроль за  ценами  на товары первой необходимости, а также товары и услуги, производство которых монополизировано. Списки товаров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации. Контроль над формированием цен осуществляется Высшим советом по ценам при Министерстве экономики и финансов страны. Государственное регулирование цен в Испании осуществляется на базе разрешительных, уведомительных и местных цен.

Разрешительные цены. Государственная либо частная компания, предусматривающая повышение цен конкретного товара или услуги, направляет ходатайство в Высший совет по ценам и после получения разрешения от правительственной комиссии осуществляет повышение цены. Такие цены устанавливаются на электроэнергию, газ, бензин, керосин, нефть и другие виды топлива, фармацевтические товары, услуги почтовой, телеграфной и телефонной связи, железнодорожный и автомобильный транспорт, морские и воздушные перевозки пассажиров в пределах страны и др.

Уведомительные цены. Повышение цен таких товаров, как стерилизованное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения, производится после уведомления Высшего совета по ценам о предстоящем их увеличении за один месяц до его осуществления.

Местные цены. Повышение цен таких товаров и услуг, как водоснабжение для нужд населения, городские пассажирские перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц, относится к компетенции местных комиссий по ценам.

Все ходатайства, направляемые в Высший совет по ценам или в провинциальные комиссии, должны содержать описание товаров и услуг, на которые предлагается повышение цен; структуру издержек производства; описание способов реализации товаров и услуг; действующие цены и тарифы на эти товары и услуги, а также проектируемые новые цены и тарифы; обоснование роста издержек производства и увеличения цен .

 Хотелось бы  напомнить,  что  подобное   регулирование  еще  функционирует   в  Украине, и существовало  весь период  независимости,  но оно стало категорически  не  приемлемо  для  Минэкономразвития  сегодня.

Нас  убеждают в   том,  что  рынок  все  сбалансирует,  организует  и  создаст. Но  ведь за  окном   уже  давно  не  2007  год, спокойный   в  иллюзиях  мирового  экономического  сообщества  о  том,  что  рынки  в  основном  функционируют  самостоятельно  и  редко  сбиваются  в  своей  работе. Мнение, основанное   на  современных  принципах   неоклассической   школы,  исповедующих  классические идеи   Адама  Смита  о  невмешательстве  государства  в  экономику,  считавшие  кейнсианство  жалким  компромиссом. (Джон Мейнард Кейнс -- это во многом приемник К. Маркса с точки зрения борьбы с капитализмом. Его идеи способствовали существенной перестройке капитализма, превращению его, по сути дела, в смешанную систему. Действие рыночного механизма, заключенное в цивилизованные рамки законов и общепринятых правил, было увязано с государственным регулированием экономики  Интеллектуально обосновал формы правительственного вмешательства в экономику, которым суждено спасти капитализм и либеральную демократию – задача, представлявшаяся в 1930-е гг. насущной, но неодолимой. С тех пор термин "кейнсианский" обозначает особый вид смешения экономической и социальной политики).

И  только в  конце  2008  года, после жесточайшего  экономического кризиса,  Алан  Гринспен,  тогда  уже экс-руководитель  ФРС  США, ярый  сторонник  неолиберализма  признал, что  ошибался и  вся  конструкция  его  интеллектуальных  взглядов разрушена.

Я  полностью  поддерживаю   мнение  академика  Богдана  Данилишина, экс-министра экономики, что  мы  все  время  путаемся  в  тактике  и  стратегии  современного  экономического   развития. Без  правильного  видения  цели  развития  -- проблема  рано  или  поздно  обернется  крахом. Как  неправильно  поставленный  диагноз  и  протокол  лечения. Он поддержал  мнение  норвежского  экономиста  Эрика  Райнерта  том, что коррупция  --  не  причина  бедности,  а ее  следствие, неолиберализм,  как экономическая  доктрина   умирает, монетарные  экономические  идеи  не  работают, для  развития  нам  необходим  новый  цикл  кейнсианской  политики.

 С  неолиберализмом, как  доминирующей  идеей  украинской  экономической  политики  пора  заканчивать, пока  от   украинской  экономики  и  от  государственности  не  остались  одни  руины.

Правительство  постоянно  ссылается  на рекомендации  МВФ  привести  цены (тарифы) к  определенному  уровню.  Но  еще  в  2011  году  директор-распорядитель  Доминик Стросс-Кан заявлял, что  политика  МВФ не  только  не  помогает  экономическому  развитию  бедных  стран, а  наоборот   часто  вредит  им. Однако, по  мнению  ведущих  экспертов, экономическая  школа  неолиберализма в  мире  очень  влиятельна. И  ничего  удивительного   нет  в  том, что  например  Кристин  Лагард (директор-распорядитель Международного валютного фонда (с 5 июля 2011),   абсолютно  искренне  разделяет  ее  постулаты. Но, если  она  ошибется, с  ней  лично  ничего  плохого  не  произойдет, в  худшем  случае  она  потеряет  свой  пост. А  для  Украины  ее  ошибка  может  стать  фатальной, наша  страна  может  исчезнуть  как  независимое  государство или  станет  какой-то  псевдо суверенной  политической  территорией, на  которой  разные  страны  мира   будут  реализовывать  свои  эгоистические  интересы.

Поэтому,  мы  уверены  в  том,  что  исключительно  наш,  украинский  подход,  учитывающий  нашу  национальную  специфику экономических  отношений,  мнение  отечественных  экономистов  и общественности,  часто  меняющиеся  политические  воли  и ситуации, должен  взвешенно учитываться государственными  органами во  время  принятия  решений  по  вопросам,  имеющим  социальную   составляющую. Тем  более,  что   функция  по  обеспечению  ценовой  стабильности является  одной  из  основных  задач  правительства  Украины.

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.

Видео покушения на известного политика

На видео запечатлено несколько попыток и реакция окружающих

Народний депутат – про фінансові законодавчі...

Коли вітчизняний фінансовий сектор прийде до омріяного стану, і що для цього потрібно.

Австрия с четвертой попытки выбрала себе президента

Первый тур выборов президента Австрии состоялся 24 апреля 2016 года

Як волиняни відновлювальну енергетику...

Чи вигідно встановлювати сонячні станції - з практичного досвіду.

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Всеволод
27 Ноября 2016, Всеволод

Да-да-да. Цены зафиксировать, шоб производитель не сильно то на народе обогащался. А следующим шагом будет введение талонов. Перспектива - СУПЕР!

- -1 +
Валерий
24 Ноября 2016, Валерий

Я не бизнесмен , я обычный обыватель .Моё мнение о состоянии дел бизнеса может быть неправильным , но так оно сложилось под воздействием всех пертурбаций нашего
общественного сознания . " К перечню наиболее важных целей экономических реформ ,
осуществляемых в Украине , относится улучшение бизнес - климата и повышение стандартов жизни граждан ." Если судить по состояниям наших "керманичiв ", то с бизнес
климатом всё в порядке , и в порядке уже все постсоветские годы . А вот относительно
стандартов жизни граждан.... Постараюсь быть объективным . В моей жизни были периоды ( кратковременные ),когда я был более - менее доволен своим экономическим
благополучием . Но с пугающей регулярностью это самое благо превращалось в дым .
Как я понял из статьи, все постсоветские годы у экономического руля находились и
находятся неолибералы ( по мнению автора ) , а я уверен, что у руля весь этот период
находились самые обычные воры , только в дорогих костюмах . И мне почему -то кажется,
что некоторые из них даже слов таких - кейнсианцы ,неолибералы - не знают . А если и
знают , то в жизни предпочитают совсем другие постулаты . И самый главный для них :
умри ты сегодня , а я завтра . Уважаемая Наталья , сколько ещё лет нам придётся ждать
экономической чудо - теории ? " Жаль , только жить в эти годы прекрасные , уж не
придётся ни мне , ни тебе ." У вас никогда кусок хлеба не становится поперёк горла , что
у некоторых его нет ?

- 0 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка