Кабмин в раздумье: отпустить или удерживать цены?

24 Октября 2016 1 4.9

Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших  в экономической науке. Назревший и выдвинутый еще в начале восемнадцатого столетия, а сформулированный Адамом Смитом, принцип невмешательства государства в экономику вплоть до 30-х годов двадцатого  столетия разделялся практически всеми странами и экономическими школами. Кризис 1929-1933 годов, основательно потрясший экономические основы западного мира, привел к пониманию того, что для обеспечения  стабильности  развития  рыночный механизм необходимо дополнить мерами государственного регулирования.

Государственное  регулирование  является необходимым элементом функционирования экономики любой страны. Одной из форм такого регулирования является государственное  регулирование цен. Главная цель государственного  ценового регулирования  состоит в поддержании  баланса  спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы. Государственное  регулирование цен в странах с рыночной экономикой  является попыткой  государства с помощью законодательных, бюджетно-финансовых и административных мероприятий  воздействовать на цену таким образом, чтобы способствовать  развитию экономической системы в целом.

В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит  антикризисный и антиинфляционный характер. В цивилизованных странах  государство не устраняется от контроля над ценообразованием и от разумного регулирования цен, причем решает эти задачи  разнообразными методами, с учетом развития рыночной экономики в  каждой из них. Вопрос  обеспечения государственного контроля  за формированием и применением  цен является стратегически  важным как для власти, так и для общества, интересы которого должна защищать власть. Согласно социологических исследований, проводимых в регионах Украины группой  “Рейтинг“, вопрос отсутствия контроля за ростом цен  является одним из наиболее беспокоящих  население страны.

Мировая практика свидетельствует, что государственное  регулирование цен  присутствует  во всех национальных экономиках, а его методы и объемы зависят от уровня  развития страны. При этом, как и в Украине, наибольшее государственное  регулирование цен имеет место на рынках природных монополий и  социально значимых товаров и услуг. Самый эффективный государственный контроль  за ценами обеспечивается тогда, когда соответствующие функции и полномочия сконцентрированы в одном органе. Позитивными примерами служат Высший совет по ценам при министерстве экономики и финансов в Испании, Федеральное ведомство контроля за ценами в Швейцарии, Отдел государственного регулирования и ценовой конкуренции министерства  планирования и финансов Франции, Государственное управление цен и конкуренции в Швеции  и многие др.

Например, в одной из самых высокоразвитых стран мира — Швеции действует Закон о регулировании цен, которым  дано право правительству осуществлять меры по прямому воздействию на цены (в т. ч. замораживанию) в случае ВОЙНЫ или ОПАСНОСТИ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, либо при угрозе значительного общего повышения цен. Законом также предусмотрено право государства устанавливать максимальный уровень цен на отдельные товары и вводить порядок, при котором повышение цен допускается лишь после подачи предварительного уведомления и обосновании размера повышения, что соответствует  пока еще действующему в Украине порядку  декларирования, но приостановленного Правительством с 1 октября 2016 года в порядке эксперимента..

Но следует отметить, что в Украине сложилась совершенно другая ситуация. В соответствии со ст. 116 Конституции Украины  Кабинет Министров  обязан обеспечить проведение государственной ценовой политики и социальных гарантий населению в случае  необоснованного роста цен. И сегодня, в условиях резкого роста цен и фактического замораживания социальных выплат, а главное  в условиях  войны, вопрос  регулирования цен приобретает  даже не политическое, а жизненно  необходимое  значение.

Хотелось бы напомнить, что одним из первых  экономических  законов независимой Украины был Закон “О ценах и ценообразовании“, принятый Верховной Радой в декабре 1990 года. В тот момент государство  понимало важность защиты населения от  необоснованного роста цен. Уже в апреле 1991 года была  создана  Государственная инспекция  Украины по контролю за ценами. В этот  период еще действовала советская  прейскурантная  система, однако  несмотря на устаревшие  методы регулирования  и применения  цен, они сыграли свою  позитивную  роль  в сдерживании  роста тарифов  в  жилищно-коммунальной, транспортной и  ряде других  отраслей  в бурные 90-е годы.

За последующие  годы  усилиями  Министерства экономики, Министерства ЖКХ, Госценинспекцией, ряда других  отраслевых министерств и ведомств были  разработаны  Порядки  формирования  цен (тарифов) на социально значимые  товары и услуги. проведена  огромная работа  по  формированию  государственной ценовой  политики во всех  социально важных  отраслях. Однако время, пришедшее после революции Достоинства принесли свои изменения. На фоне трехкратного уменьшения  стоимости  национальной  валюты, почти 72% инфляции ( 24,9% -в 2014 г. и  46.6%. в 2015 г.), двух кратного роста цен на основные  продукты питания, 400-500% роста цен  на лекарства, 100% на услуги  автотранспорта, в 2-3 раза повышения  стоимости  жилищно-коммунальных  услуг Кабинет Министров Украины  уверенно и без оглядки на возрастающие проблемы населения  осуществляет  так называемую  де регуляцию цен  на  жизненно необходимые  для граждан  товары и услуги или  просто отказывается от своей  Конституционной обязанности  защищать население  от  безосновательного  роста цен.

Так, с июня  2014 года  расширены  полномочия органов местного самоуправления в части  формирования тарифов  на жилищно - коммунальные  услуги и их утверждению, а выводы специалистов  Государственной инспекции по контролю за ценами  относительно  расчетов  экономически  обоснованных  затрат перестали быть обязательными. Экс-министр  по вопросам  ЖКХ  Алексей  Кучеренко  сразу  же жестко раскритиковал  принятие этого  постановления, назвав  его  большой  ошибкой, свидетельствующей  об отсутствии  у  Минрегиона  стратегического  видения  реформы ЖКХ,  без системности и нелогичности  принимаемых  решений. Ведь в условиях фактически  военного положения ослаблять  государственный контроль  за монополистами  даже ради  получения  политических дивидендов крайне  опасно, т.к. может  привести  к  социальному бунту. Другие эксперты уже тогда  предостерегали, что  потребитель не застрахован от  того, что на  местном уровне  монополисты  будут забивать в  тариф  те  расходы,  которые  считаются для  них  выгодными, а  органы  местного самоуправления, часто не имеющие специалистов  по тарифообразованию и  созданные по политическому признаку  не смогут защитить  потребителя от самодеятельности  ЖЕКов. Что фактически  и  происходит …

А в  сентябре  2014 года  была  создана  Государственная  служба  Украины  по вопросам  безопасности  пищевых  продуктов, объединившая в своем  составе  Государственную  фито-санитарную и ветеринарную  службу и  Государственную  инспекцию по вопросам  защиты прав  потребителей, наделив ее ко всему  прочему функциями проведения  государственного  контроля (надзора) за соблюдением требований  по формированию, установлению и применению  государственных  регулируемых цен, ликвидировав при этом  Государственную  инспекцию  Украины  по контролю за ценами .   Сложно понять  логику  действий, которой  руководствовалось правительство ,  наделившее  неэкономическую  службу  функциями  экономического  контроля, но с лета текущего года  служба  подчинена  уже  Министерству АПК ! Т.е. надежды на то, что Служба сможет защитить наших граждан от дальнейшего роста цен минимальны, что  говорит о циничном  безразличии  руководства  государства  к самым  насущным  проблемам  жителей  Украины.

  P.S Предлагаем все общественным  организациям и журналистам, заинтересованным  в исследовании бизнес интересов власти на рынках  социальных  товаров, работ и услуг , провести  независимый  анализ ситуации и дать исчерпывающий ответ на вопрос :  кому выгодна  ликвидация  государственного  надзора  в ценообразовании  и почему  Правительство  неуверенно, но целенаправленно  уничтожает одну из своих  Конституционных  функций?

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.

Недекоммунизация «Укрзализныци»: Горишние Плавни...

В то время, когда все дружно избавляются от памятников Ленину и переименовывают ...

Кто наживается на цене газа?

В последнее время кто только не рассуждает о цене на газ и другие энергоносители.

Как возродить кредитование в Украине. Практические...

Можно сделать эффективное кредитования в Украине, если сделать все правильно

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
цзы лисицин
25 Октября 2016, цзы лисицин

Детально владеющие предметом, предложенного разговора, могут с определённой долей критики или наоборот похвалы высказать своё профессиональное мнение в комментариях к статье. Мне понравилась сама идея выноса на форум вопроса,который всех нас касается.Понравилась и статья написанная специалистом глубоко владеющего вопросом. Единственное добавление,какое могу себе позволить ,как дилетант в ценообразовании,это то,что не они нынешние, авторы сегодняшней ценовой вакханалии. Они только реализуют программы маркшейдера Азарова,которые разрабатывались в ,налоговой академии, им созданной. Азаров предусматривал этапность в "ощастливливании" нас, т.е,грабёж поэтапный. Нынешние,обладая ,одним качеством,а именно-наглостью, отнимают всё и сразу. Эта публика не настроена на созидание ибо для этого нужны знания и опыт,ни того ,ни другого у них нет. Посему имеем то что имеем. Статья полезная и нужная! Спасибо!!!

- 0 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка