«Медиаплатформа» и «Общественное вещание»: пустые прожекты за счет налогоплательщиков?

17 Сентября 2015 4.9

Накануне празднования Дня незалежности у Киева появились проблемы по части шумно разрекламированного телеканала «Ukraine tomorrow», который глава мининформполитики Ю. Стець обещал запустить аккурат к 24 августа.  Это был уже второй прокол «минстеця» на данном поприще – так же бодро он еще в марте рассыпал посулы, что в течение месяца (!) появится противовес «кремлевской пропаганде». Но тогда, ввиду финансовых и организационных проблем, эфирная премьера была отложена до главного «свята» украинских самостийников.

И вновь, хотя Стець полгода не покладая рук корпел над созданием антироссийского телефейкомета – добился подчинения своему ведомству каналов УТР и БТБ, а также агентства Укринформ, лоббировал свое детище в ВР и КМУ – проект забуксовал. За несколько дней до торжества выяснилось, что ему сделал подножку газовый магнат Дмитрий Фирташ, который запатентовал название «Ukraine tomorrow» и тем самым лишил шефа киевского минпропа вожделенного бренда.

«Теперь придется вносить изменения в соответствующий законопроект, в его тексте вместо Ukraine Tomorrow будет использоваться название "Мультимедийная медиаплатформа иновещания Украины”», - возмущался тогда Стець.

Однако укрогеббельсы получили еще один удар. На сей раз от Главного научно-экспертного  управления Верховной Рады, которое провело экспертизу зарегистрированного ими в ВР проекта Закона «О системе иновещания Украины». Это - нормативный акт, регулирующий деятельность упомянутой «Платформы», создание которой ведомство Стеця считает главным своим успехом за полгода существования. Главный вывод экспертов – проект пока не готов, поскольку во многих положениях идет вразрез и с обязательствами, взятыми Киевом перед ЕС, и с украинским законодательством.

В частности, комиссия указала, что концептуальным недостатком законопроекта является противоречие между созданием системы иновещания на базе государственных медиа с обязательствами Украины, которые выплывают из факта ее членства в Совете Европы. Согласно требованиям ПАСЕ, «органы вещания и информационные агентства, которые принадлежат государству, следует реформировать в первоочередном порядке и предоставить им статус открытых общественных учреждений, пользующихся журналистской и издательской независимостью». То бишь речь идет о том, чтобы Укринформ и УТР включить в систему общественного телевидения, идею которого «демократическая» верхушка мусолит еще со времен Ющенко.

По мнению Главного управления, переданные «минстецю» целостные имущественные комплексы УТР и Укринформа, а также полномочия по управлению корпоративными правами государства относительно БТБ, целесообразно было бы передать в структуру Национальной общественной телерадиокомпании Украины.

Также эксперты акцентировали на том,  что текст законопроекта не содержит положений, коими определялся бы механизм выявления целевой аудитории («потенциальной аудитории») иновещателя. В законопроекте отсутствует также регламентация механизма, по которому определялись бы «востребованные информационные продукты», как значится в тексте, предлагаемом к утверждению в парламенте.

Что касается целевой аудитории, добавим от себя, что она «минстецем» определена, хотя и не обозначена в законопроекте. Канал создается, в первую очередь, для промывания мозгов русскоязычному населению Европы и самой России, а также для пиара киевской власти с одновременным нагнетанием антироссийских настроений среди европейцев. О том, что это будет «противовес кремлевской пропаганде», Стець заявлял неоднократно. Но в законе зафиксировать это не решился – слишком одиозно выглядели бы такие положения. К  тому же – и это тоже важно! – отсутствие определения целевой аудитории дает возможность для манипуляций с контентом. Например, в эфир можно ставить некачественную дешевую галиматью, купленную у доверенного продакшн-продавца втридорога - якобы по причине необходимости адаптации для зарубежного зрителя. А если Нацсовет надумает предъявить претензии, почему для этого зрителя показывают какой-нибудь провинциальный сюжетец, достойный лишь местного эфира, можно будет сослаться на то, что определение целевой аудитории в законе отсутствует. Таким образом, можно весьма успешно "осваивать" немалые бюджетные средства – ведь единых расценок на тв-продукты не существует.

Подтверждение вышесказанному – еще одно замечание комиссии. На сей раз по поводу того, что авторы законопроекта внесли в него текст об использовании аналоговых материалов. То есть той самой дешевой продукции, на которой смогут обогатиться хозяева «Платформы».

Есть претензии у Главного управления ВР к пункту, где речь идет об источниках финансирования. В частности, одним из источников определены средства государственного бюджета. Однако, законопроекту не хватает конкретизации, кто именно будет выступать распорядителем бюджетных средств, подчеркнули специалисты.

Вывод комиссии был таким: отправить проект на доработку. Фактически это стало констатацией факта, что «Платформа» не готова к борьбе с конкурентами по всем технико-технологическим, а также контентно-идейным характеристикам.

Тем не менее, Кабмин Яценюка на своем заседании горячо одобрил систему работы «Мультплатформы». Стець пообещал, что это будет мощный медийный ресурс, который станет пиар-агентством Украины в мире и позволит «доносить правдивую информацию о нашем государстве».

По закону, годовой бюджет «Платформы» не должен быть ниже 0,04% расходов общего фонда Госбюджета Украины за прошлый год, которые составили 385 597 377,3 тыс. грн. 0,04% от этой суммы - 153 838 950, 92 грн.

Это значит, что из карманов налогоплательщиков ежегодно будет выделяться почти 154 млн. грн. на финансирование стецевского «матюгальника». И хотя эта цифра - весьма немалая для внутриукраинских телекомпаний,  она приблизительно равна прежнему бюджету НТКУ,  - для иновещания она недостаточна.

Главный конкурент детища Порошенко и Стеця – канал Russia Today – имел в 2014 г. финансирование в размере в 11,87 млрд. рублей, что составляет более 3,5 млрд. грн. А средства, выделенные в том же году на ВВС,  в переводе с фунтов на украинскую валюту составили свыше 8 млрд. грн.

Не лучше обстоят дела и с «Общественным вещанием». Еще в апреле состоялась его презентация, где  Первый национальный канал (НТКУ) сменил свой логотип на "UA: первый" и показал в эфире несколько новостных и социально-политических проектов. Презентацию почтил присутствием Порошенко, который, как всегда, на публике, в прямом эфире, подписал принятые Верховной Радой изменения в закон об Общественном вещании.

"Этот закон Украина ждала 23 года. Общественному телевидению быть. Это ребенок, который рожден двумя майданами - Оранжевой революцией и Революцией достоинства. У него будет все хорошо", - пафосно изрек украинский лидер перед подписанием закона (интересно, думают ли над стилистикой составители его речей: как это ребенок может родиться от двух рожениц?)

Однако медиа-эксперты назвали это лишь «фасадными изменениями». По мнению юриста из института медиаправа И. Розкладая, слабым местом украинского Общественного вещания является чрезвычайно "раздутый" штат сотрудников, который достался в наследство от региональных телеканалов. Их число составляет более 7 тыс. человек.

"Сейчас там работает больше 7 тысяч человек. Более 80 процентов из средств, которые им выделяются из госбюджета, идет на зарплаты. Чтобы купить какую-то технику, денег не хватает. О развитии речь даже пока не идет", - сетует Розкладай.

По давнему замыслу «реформаторов»,  Национальная телерадиокомпания Украины (НТКУ) и региональные ТРК должны объединиться в одну компанию и стать Публичным акционерным обществом "Национальная общественная телерадиокомпания Украины (НСТУ)", где 100 процентов акций будет принадлежать государству. После этого со следующего года в государственной смете должно быть заложено бджетное финансирование на НСТУ в размере 0,2 процента бюджета.

"До тех пор мы рассчитываем на финансовую поддержку извне – от ЕС, Совета Европы, Европейской языковой ассоциации, потому что мы показали, что Украина уже готова наконец создать полноценное общественное вещание", - поведал Розкладай немецкой корпорации DW.

Он также не исключил, что позже в Украине может быть введена добровольная абонентская плата за Общественное вещание. По мнению специалиста по медиаправу, украинский средний класс хочет иметь в стране независимое объективное СМИ, которое освещало бы и его проблемы, поэтому надо за это платить.

То есть фактически ничего нового не создано. Просто региональные компании, входившие в систему Гостелерадио, переподчиняются новой управленческой конторе под новой вывеской. Все остается по-прежнему, ибо у государства, доведенного властями до экономического краха, нет и не может быть денег на создание полноценных конкурентноспособных медиа-структур. Потому и надеются власти то на помощь ЕС, то на абонплату от обнищавшего населения. А пока они  делают ставку на энтузиазм людей.

"На самом деле ни финансы, ни современные студии и техника не являются залогом успеха. Я хочу просто хочу делать Общественное ТВ с людьми, которые хотят работать и работают с удовольствием. Пока у нас таких мало, но они есть", - изрек владелец двух харьковских рынков и канала Громадське ТВ Зураб Аласания, которого маййдан поставил руководить Национальной телекомпанией Украины и который теперь сделался шефом НСТУ.

Заявить, что финансы, современные студии и техника не являются залогом успеха – это рисковать, что тебя назовут полным профаном в телевидении. Ибо именно полноценное финансирование позволяет привлечь к работе высококлассные кадры, которые смогут в современных студиях и на современной технике производить высококачественный продукт. Впрочем, организаторам, видимо, нет нужды такой продукт создавать. Надеясь на западные вливания, они решили, пафосно проанонсировав, запустить в работу два медиа-прожекта, которые как-то будут функционировать да еще авось помогут бюджетному «освоению».

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.


Загрузка...

Стець назвал фамилию своего преемника

И просил не искать «конспирологических версий» своего ухода

Стець опять подал в отставку

Сейчас чиновник находится в госпитале

Аваков: перекрытие дорог в ОРДЛО не касается...

Решение «касается товаров в промышленных объемах, а не колбасы в сумках для...

Стець хочет получить список сайтов, угрожающих...

МИП должно собирать данные о сайтах, несущих угрозу, и прорабатывать механизмы их...

Кабмин уволил заместителя Стеця

Татьяна Попова уволена с должности заместителя министра информационной политики

Загрузка...

Ляшко пообещал мне вернуть Крым, если я за него...

На вопрос Олегу Ляшко, когда же он вернёт мне Крым, как обещал, Валерьич ответил...

Спокойно, эпидемия под контролем или начнём с...

Ситуация с корью в Украине напоминает сентенцию попечителя богоугодных заведений...

Патриарх украинской журналистики осудил реформу...

Бывший генеральный директор Херсонской ОГТРК Виктор Гридасов осудил реформы...

Херсонські священники зробили заяву щодо дій свого...

Відмова священника із Запоріжжя відспівувати трагічно загибле маля сколихнула всю...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка