«Медиаплатформа» и «Общественное вещание»: пустые прожекты за счет налогоплательщиков?

17 Сентября 2015 4.9

Накануне празднования Дня незалежности у Киева появились проблемы по части шумно разрекламированного телеканала «Ukraine tomorrow», который глава мининформполитики Ю. Стець обещал запустить аккурат к 24 августа.  Это был уже второй прокол «минстеця» на данном поприще – так же бодро он еще в марте рассыпал посулы, что в течение месяца (!) появится противовес «кремлевской пропаганде». Но тогда, ввиду финансовых и организационных проблем, эфирная премьера была отложена до главного «свята» украинских самостийников.

И вновь, хотя Стець полгода не покладая рук корпел над созданием антироссийского телефейкомета – добился подчинения своему ведомству каналов УТР и БТБ, а также агентства Укринформ, лоббировал свое детище в ВР и КМУ – проект забуксовал. За несколько дней до торжества выяснилось, что ему сделал подножку газовый магнат Дмитрий Фирташ, который запатентовал название «Ukraine tomorrow» и тем самым лишил шефа киевского минпропа вожделенного бренда.

«Теперь придется вносить изменения в соответствующий законопроект, в его тексте вместо Ukraine Tomorrow будет использоваться название "Мультимедийная медиаплатформа иновещания Украины”», - возмущался тогда Стець.

Однако укрогеббельсы получили еще один удар. На сей раз от Главного научно-экспертного  управления Верховной Рады, которое провело экспертизу зарегистрированного ими в ВР проекта Закона «О системе иновещания Украины». Это - нормативный акт, регулирующий деятельность упомянутой «Платформы», создание которой ведомство Стеця считает главным своим успехом за полгода существования. Главный вывод экспертов – проект пока не готов, поскольку во многих положениях идет вразрез и с обязательствами, взятыми Киевом перед ЕС, и с украинским законодательством.

В частности, комиссия указала, что концептуальным недостатком законопроекта является противоречие между созданием системы иновещания на базе государственных медиа с обязательствами Украины, которые выплывают из факта ее членства в Совете Европы. Согласно требованиям ПАСЕ, «органы вещания и информационные агентства, которые принадлежат государству, следует реформировать в первоочередном порядке и предоставить им статус открытых общественных учреждений, пользующихся журналистской и издательской независимостью». То бишь речь идет о том, чтобы Укринформ и УТР включить в систему общественного телевидения, идею которого «демократическая» верхушка мусолит еще со времен Ющенко.

По мнению Главного управления, переданные «минстецю» целостные имущественные комплексы УТР и Укринформа, а также полномочия по управлению корпоративными правами государства относительно БТБ, целесообразно было бы передать в структуру Национальной общественной телерадиокомпании Украины.

Также эксперты акцентировали на том,  что текст законопроекта не содержит положений, коими определялся бы механизм выявления целевой аудитории («потенциальной аудитории») иновещателя. В законопроекте отсутствует также регламентация механизма, по которому определялись бы «востребованные информационные продукты», как значится в тексте, предлагаемом к утверждению в парламенте.

Что касается целевой аудитории, добавим от себя, что она «минстецем» определена, хотя и не обозначена в законопроекте. Канал создается, в первую очередь, для промывания мозгов русскоязычному населению Европы и самой России, а также для пиара киевской власти с одновременным нагнетанием антироссийских настроений среди европейцев. О том, что это будет «противовес кремлевской пропаганде», Стець заявлял неоднократно. Но в законе зафиксировать это не решился – слишком одиозно выглядели бы такие положения. К  тому же – и это тоже важно! – отсутствие определения целевой аудитории дает возможность для манипуляций с контентом. Например, в эфир можно ставить некачественную дешевую галиматью, купленную у доверенного продакшн-продавца втридорога - якобы по причине необходимости адаптации для зарубежного зрителя. А если Нацсовет надумает предъявить претензии, почему для этого зрителя показывают какой-нибудь провинциальный сюжетец, достойный лишь местного эфира, можно будет сослаться на то, что определение целевой аудитории в законе отсутствует. Таким образом, можно весьма успешно "осваивать" немалые бюджетные средства – ведь единых расценок на тв-продукты не существует.

Подтверждение вышесказанному – еще одно замечание комиссии. На сей раз по поводу того, что авторы законопроекта внесли в него текст об использовании аналоговых материалов. То есть той самой дешевой продукции, на которой смогут обогатиться хозяева «Платформы».

Есть претензии у Главного управления ВР к пункту, где речь идет об источниках финансирования. В частности, одним из источников определены средства государственного бюджета. Однако, законопроекту не хватает конкретизации, кто именно будет выступать распорядителем бюджетных средств, подчеркнули специалисты.

Вывод комиссии был таким: отправить проект на доработку. Фактически это стало констатацией факта, что «Платформа» не готова к борьбе с конкурентами по всем технико-технологическим, а также контентно-идейным характеристикам.

Тем не менее, Кабмин Яценюка на своем заседании горячо одобрил систему работы «Мультплатформы». Стець пообещал, что это будет мощный медийный ресурс, который станет пиар-агентством Украины в мире и позволит «доносить правдивую информацию о нашем государстве».

По закону, годовой бюджет «Платформы» не должен быть ниже 0,04% расходов общего фонда Госбюджета Украины за прошлый год, которые составили 385 597 377,3 тыс. грн. 0,04% от этой суммы - 153 838 950, 92 грн.

Это значит, что из карманов налогоплательщиков ежегодно будет выделяться почти 154 млн. грн. на финансирование стецевского «матюгальника». И хотя эта цифра - весьма немалая для внутриукраинских телекомпаний,  она приблизительно равна прежнему бюджету НТКУ,  - для иновещания она недостаточна.

Главный конкурент детища Порошенко и Стеця – канал Russia Today – имел в 2014 г. финансирование в размере в 11,87 млрд. рублей, что составляет более 3,5 млрд. грн. А средства, выделенные в том же году на ВВС,  в переводе с фунтов на украинскую валюту составили свыше 8 млрд. грн.

Не лучше обстоят дела и с «Общественным вещанием». Еще в апреле состоялась его презентация, где  Первый национальный канал (НТКУ) сменил свой логотип на "UA: первый" и показал в эфире несколько новостных и социально-политических проектов. Презентацию почтил присутствием Порошенко, который, как всегда, на публике, в прямом эфире, подписал принятые Верховной Радой изменения в закон об Общественном вещании.

"Этот закон Украина ждала 23 года. Общественному телевидению быть. Это ребенок, который рожден двумя майданами - Оранжевой революцией и Революцией достоинства. У него будет все хорошо", - пафосно изрек украинский лидер перед подписанием закона (интересно, думают ли над стилистикой составители его речей: как это ребенок может родиться от двух рожениц?)

Однако медиа-эксперты назвали это лишь «фасадными изменениями». По мнению юриста из института медиаправа И. Розкладая, слабым местом украинского Общественного вещания является чрезвычайно "раздутый" штат сотрудников, который достался в наследство от региональных телеканалов. Их число составляет более 7 тыс. человек.

"Сейчас там работает больше 7 тысяч человек. Более 80 процентов из средств, которые им выделяются из госбюджета, идет на зарплаты. Чтобы купить какую-то технику, денег не хватает. О развитии речь даже пока не идет", - сетует Розкладай.

По давнему замыслу «реформаторов»,  Национальная телерадиокомпания Украины (НТКУ) и региональные ТРК должны объединиться в одну компанию и стать Публичным акционерным обществом "Национальная общественная телерадиокомпания Украины (НСТУ)", где 100 процентов акций будет принадлежать государству. После этого со следующего года в государственной смете должно быть заложено бджетное финансирование на НСТУ в размере 0,2 процента бюджета.

"До тех пор мы рассчитываем на финансовую поддержку извне – от ЕС, Совета Европы, Европейской языковой ассоциации, потому что мы показали, что Украина уже готова наконец создать полноценное общественное вещание", - поведал Розкладай немецкой корпорации DW.

Он также не исключил, что позже в Украине может быть введена добровольная абонентская плата за Общественное вещание. По мнению специалиста по медиаправу, украинский средний класс хочет иметь в стране независимое объективное СМИ, которое освещало бы и его проблемы, поэтому надо за это платить.

То есть фактически ничего нового не создано. Просто региональные компании, входившие в систему Гостелерадио, переподчиняются новой управленческой конторе под новой вывеской. Все остается по-прежнему, ибо у государства, доведенного властями до экономического краха, нет и не может быть денег на создание полноценных конкурентноспособных медиа-структур. Потому и надеются власти то на помощь ЕС, то на абонплату от обнищавшего населения. А пока они  делают ставку на энтузиазм людей.

"На самом деле ни финансы, ни современные студии и техника не являются залогом успеха. Я хочу просто хочу делать Общественное ТВ с людьми, которые хотят работать и работают с удовольствием. Пока у нас таких мало, но они есть", - изрек владелец двух харьковских рынков и канала Громадське ТВ Зураб Аласания, которого маййдан поставил руководить Национальной телекомпанией Украины и который теперь сделался шефом НСТУ.

Заявить, что финансы, современные студии и техника не являются залогом успеха – это рисковать, что тебя назовут полным профаном в телевидении. Ибо именно полноценное финансирование позволяет привлечь к работе высококлассные кадры, которые смогут в современных студиях и на современной технике производить высококачественный продукт. Впрочем, организаторам, видимо, нет нужды такой продукт создавать. Надеясь на западные вливания, они решили, пафосно проанонсировав, запустить в работу два медиа-прожекта, которые как-то будут функционировать да еще авось помогут бюджетному «освоению».

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.

В деле Януковича никому не нужна правда

Для наших людей фактор истины давно утратил свою значимость. Украинцы делят политиков...

Кому выгодны данные новых политических соцопросов?

На днях две ведущие социологические компании в один день обнародовали данные...

НОВОЛУНИЕ в Стрельце 29-го ноября - энергетический...

Энергетический центр кармически заточенного тау-квадрата с Нептуном

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка