Околонаучная статья о театрах Украины и их связях с Миланом, Москвой, Римом и Санкт-Петербургом

20 Марта 2017 5

Театр – специализированный институт культуры, зрелищный вид искусства, транслирующий художественные ценности. Если позволить себе перефразировать слова Межуева В. М., театр, конечно, отражает жизнь, но ведь не вообще жизнь, а нашу собственную и в формах, ей соответствующих. Наряду с фестивалями, праздниками и ярмарками театр является частью исполнительского искусства. Театр как предмет исследования включает в себя драматические театры, театры оперы и балета, а также кукольные театры.

В статье не поднимается вопрос и, соответственно, не предлагается ответ, является ли театр элементом массовой культуры или высокого искусства. В кинотеатрах страны на 2017 год запланирована демонстрация экранизаций спектаклей Национального театра Британии (Великобритания) и Комеди Франсез (Франция). Приняв во внимание указанную информацию, выводы можно сделать самостоятельно.

В Украине широко представлены академические, областные и городские театры разной специализации или направленности, среди которых драматические, музыкально-драматические, украинские драматические, русской драмы, молодежные, украинские и экспериментальные, а также театры кукол, юного зрителя, детей и юношества, драмы и комедии, музыкальной комедии и танца и, наконец, театры оперы и балета. Всего насчитывается 100 театров.

В стране десять национальных театров, с их помощью будут определены города – ядра, командные центры театральной жизни страны. Опорными станут города, в которых размещены национальные театры и будут осуществляться связи между ними и городами, вовлеченными в орбиту театральной жизни Украины. Национальные театры включают драматические театры и театры оперы и балета. Такие театры есть в Донецке, Киеве, Львове, Одессе и Харькове.

Спектакли в драматических театрах ставят, в большинстве случаев, по пьесам Шекспира, а также по произведениям русских и украинских классиков. Из современных авторов, пожалуй, только пьесы Огородникова О.В по количественным показателям составляют конкуренцию великим мастерам. Для сравнения, например, совершенно иначе выглядит ситуация в испанском театре – Национальном драматическом центре Мадрида. На сцене играют спектакли, поставленные по пьесам современных драматургов, в основном, испанских и американских, отдельные из которых переведены на более чем 70 языков.

Пьесы Уильяма Шекспира ставят разные режиссеры: «Ромео и Джульетту» – Кашликов К., «Ричарда III» – Варсимашвили А., «Бурю» – Маслобойщиков С., «Укрощение строптивой» – Данченко С., а также мюзикл «Целуй меня, Кэт! или Укрощение строптивой» – Струтинский Б. Не каждый режиссер позволяет себе поставить спектакль по пьесе Шекспира, тем весомей и заметней вклад мастеров в театральную жизнь города, страны. В силу того, что спектакли поставлены по разным произведениям, работу режиссеров сложно оценивать, да и, наверное, это бессмысленно. Аналогичная ситуация и с другим классиком – А. П. Чеховым. Все драматические театры считают необходимым поставить у себя спектакли по Чехову А. П., Лесе Украинке, Гоголю Н. В. и Островскому А. Н. – «наше все».

«Знаковыми» произведениями, поставленными в драматических театрах, являются «Женитьба», «Наталка Полтавка» и «Назар Стодоля». «Женитьба» Гоголя представлена в Киеве, Львове и Донецке, причем во Львове дважды – непосредственно по Гоголю, а также по Старицкому (за Гоголем).

В Киеве и Донецке поставлены четыре спектакля о жизни Эдит Пиаф, возможно, в связи с ее неоценимым вкладом в становление творчества Ива Монтана и Шарля Азнавура, возможно, потому, что является нашим кумиром.

В театрах Украины можно увидеть и мировые общепризнанные постановки. Пьеса английского драматурга Рей Куни «Слишком женатый таксист» на протяжении девяти лет представлена в лондонском Вест-Энде. Мюзикл известного американского композитора Коула Портера «Целуй меня, Кэт» выдержал более тысячи постановок на Бродвее и более четырехсот – в Лондоне.

Среди драматургов и режиссеров драматических театров, благодаря их творчеству, выделяются следующие: в Национальном академическом драматическом театре имени Ивана Франка – Хостикоев А. Г., которым поставлены три спектакля, находящиеся в репертуаре театра и не сходящие с его афиш. Спектакли «Несравненная», «Кин IV» и «Моя профессия – сеньор из высшего общества» отличаются наличием в них некоторого шика или «налета» уникальности. Режиссер Огородников О. В. ставит в Национальном академическом украинском драматическом театре имени Марии Заньковецкой спектакли по своим пьесам. Кроме того, он играет в бесчисленном количестве спектаклей в качестве актера. Практически четверть поставленных спектаклей в театре имени Марии Заньковецкой – по драматургии «занькивчан» – Огородникова О. В., Горак Р. Д. и Максимчук С. В. Художественному руководителю Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки Резникович М. И. удается собирать под крышей театра ведущих драматургов и режиссеров и связывать, вовлекать в орбиту Киева театральные столицы, а именно: Гамбург, Монреаль, Москву, Санкт-Петербург, Тель-Авив, Хайфу и другие.

Три национальных драматических театра находятся в двух городах – Киеве и Львове, центрах театральной жизни Украины.

В национальных театрах оперы и балета Украины поставлены лучшие мировые оперы: «Аида», «Иоланта», «Кармен», «Риголетто» и «Травиата», а также балеты «Баядерка», «Дон Кихот», «Жизель», «Кармен-сюита» и «Лебединое озеро». Представлены спектакли ведущих мировых композиторов, кроме произведений Прокофьева и, в должной степени, Моцарта. Несмотря на мировое признание, в театрах страны отсутствует балет «Сон в летнюю ночь», а также не в соразмерном объеме с его значением для мирового балета представлен балет «Весна священная». 

Во всех театрах можно послушать оперу или посмотреть балет «Белоснежка и семь гномов», композиторы театров Львова, Киева и Харькова – Павловский Б., Одессы – Колмановский Э. и Киевской оперетты – Домшинский В.

Спектакль «Золушка» по одноименной сказке Шарля Перро представлен в репертуарах двух театров, а в одном из них – Киевском театре оперы и балета – сразу в двух жанрах: и опера, и балет. Музыка к спектаклю написана композиторами Дж. Россини, Прокофьевым С. С.  И его учеником Спадавеккаи А. Э.

Необходимо особо отметить работу наших мастеров-художников. Оперу «Свадьба Фигаро», входящую в первую тройку мировых шедевров, во Львовском театре представляют как оперу, а в Киевском театре оперы – как комический балет, с написанным своими авторами либретто – Яременко В. и Станишевским Ю.

Во всех национальных театрах ставят «Запорожца за Дунаем» Гулака-Артемовского С. С., композитора и исполнителя главной партии, автора первой украинской оперы. Премьера состоялась в Мариинском театре, в отличие от других мировых опер, премьеры которых проходили в театрах Парижа, Венеции или Каира.

Для постановок опер стали привлекаться итальянские режиссеры, мировые мастера режиссуры оперных постановок,  которыми поставлены семь опер в Киевском театре оперы и четыре – во Львовском театре. В частности, Джузеппе Вишилия успешно поставил на львовской сцене «Аиду» Верди, «Богему» Пуччини, «Сельскую честь» Масканьи.

«Аиду» восторженно принимали не только во Львове, но и в Италии, куда режиссер дважды организовывал гастроли львовской труппы. Это, как мне кажется, оказало существенное влияние на популяризацию театра, а также дало возможность в дальнейшем иметь финансовое обеспечение постановок новых спектаклей. Итальянские мастера являются наиболее признанными постановщиками опер, как, например, признана лучшей русская школа для балета.

Не последнюю роль, и не только в нашей стране, играют посольство Италии и Итальянский институт культуры в Украине, которые совместно с Национальной оперой Украины имени Т. Г. Шевченко представили оперы «Джанни Скикки», «Набукко» и «Служанка-госпожа».

Другим примером аналогичного характера, меньшего по масштабу, но имеющего значение для региона, является связь между Львовским национальным академическим театром оперы и балета имени Саломеи Крушельницкой и мэрией города Вроцлава. Театр поддерживает коммерческие связи с мэрией города, на полученные деньги поставлен спектакль «Страшный двор», который исполняется на польском языке и содействует популяризации польского искусства.

Существуют связи и на национальном уровне. Киевский Национальный академический театр оперетты и Бучанский городской совет при поддержке Министерства культуры Украины и Киевской городской администрации проводят Международный музыкально-театральный фестиваль, тем самым сближая Бучу и Киев.

Роль династии в искусстве, вклад потрясающих семей в развитие актерского мастерства, воспитания на собственном примере юного поколения свойственны театральной среде. В качестве примера следует назвать семью Малхасянц в лице Петроса, Ирины и Юлианы. Их вклад в жизнь балета переоценить невозможно. Своей деятельностью они связали Львов с Москвой и Пермью, а Львовский национальный академический театр оперы и балета имени Саломеи Крушельницкой – с Государственным академическим Большим театром России и Пермским хореографическим училищем соответственно.

Связь между театром и университетом неразрывна. Художественное руководство театров, помимо управления театральными процессами, занимается преподавательской деятельностью, возглавляет отдельные кафедры в Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского, Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой, Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и других.

Подготовка юных талантов не ограничивается географией городов, в которых размещены основные учебные заведения страны, и тем более – местом последующей работы. В дальнейшем это приводит к соперничеству театров Москвы, Санкт-Петербурга, Рима или других столиц оперных и балетных Мекк за того или иного исполнителя.

Так, например, Оксана Лынив, закончившая Львовскую национальную музыкальную академию имени Н. Лысенко, работала во Львовской и Одесской операх. Сегодня она сотрудничает с Баварской государственной оперой в качестве приглашенного дирижёра, а с сезона 2017/18 – в качестве главного дирижера возглавит оперу и филармонию Грац. Анастасия Матвиенко родилась в Севастополе, после окончания Киевского государственного хореографического училища была принята в труппу Национальной оперы Украины имени Т. Г. Шевченко и, спустя некоторое время, стала прима-балериной Михайловского театра, а с 2009 года – солисткой Мариинского театра. Оксана Скорик и Инна Билаш родились в Харькове. Окончили Пермское хореографическое училище, после чего были приняты в труппы Мариинского театра и Пермского театра оперы и балета соответственно. Саленко Яна, которая после Донецкого национального академического театра оперы и балета и солистки Национальной оперы Украины продолжила свою карьеру в качестве прима-балерины Берлинского государственного балета и Королевского балета Великобритании. Известный танцовщик Исупов Г. А. родился и закончил хореографическое училище в Перми и продолжил свою профессиональную деятельность во Львове.

К сожалению, происходит разрыв устоявшихся связей между отдельными городами, прекращается процесс взаимного обогащения. Потоки осуществляются в одностороннем порядке и до полного истощения, в основном, это касается Донецка. Например, экс-главный дирижер «Донбасс Оперы» Василий Василенко ныне – педагог НМАУ и руководитель Национального президентского оркестра Министерства обороны Украины.

Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко работает в режиме неопределенности. В афише имена мастеров, которые будут выступать, до последнего момента не указываются, что свидетельствует о возможности смены выступающих артистов, ротации внутри коллектива, в отличии от сценария в донецких театрах. Творческий коллектив Харьковского театра получил «свободное время» и вынужден искать свой новый «центр», имея возможность «легальной миграции», в отличие от Донецка, на сегодняшний день имеющего свое «поле действия» и отсутствие возможности выхода за его пределы.

Существенным различием между драматическим театром и театром оперы и балета является язык, на котором представлены спектакли. В драматическом – это украинский, русский – региональный охват. В опере безусловным лидером является итальянский, а также практически все европейские языки – французский, немецкий, древненемецкий, русский, украинский, польский и латинский являются рабочими языками – охватывает европейский и американский регион. И, более того, балет транслируется на единственном языке, глобальном, понятном во всем мире.

Это обуславливает и степень вовлеченности данного вида искусства в мировое поле, и, соответственно, связь городов Украины с мировыми или региональными столицами. Взаимодействие городов рассматривается на трех уровнях – локальном, региональном и глобальном, между театрами и мастерами театрального искусства в пределах одного города, находящимися в границах и за границами страны соответственно.

Одним из примеров такого взаимодействия является Баклан Ф. Н., дирижер Национальной оперы Украины, который сотрудничает с Киевским муниципальным академическим театром оперы и балета для детей и юношества, Новым национальном театром Токио и другими. Дирижер Одесского Национального театра оперы и балета Шаврук И. Л. является художественным руководителем и главным дирижером камерного оркестра Одесской филармонии, работал с симфоническим оркестром Национального балета в Лондоне, был главным дирижёром «Москоу Сити балета», дирижировал оркестрами Будапештской оперы, оркестром радио Ирландии, оркестром оперы Брно, оркестрами в Великобритании и Бразилии.

Следует назвать и примеры другого плана, когда зарубежные мастера приглашаются в города Украины. Иван Путров с труппой Королевского театра Великобритании выступил с балетом Men In Motion в Национальном театре оперы и балета Украины. Это и дирижер Казеро Рикардо, и маэстро Донг, которые успешно дирижировали оркестром театра во время опер «Травиата» и «Турандот». Сотрудничая с приглашенными мастерами, театр связал Киев с Лондоном и Монсоном, Валенсией и Тяньзинем – третьим по величине городом Китая.

 Главный дирижер Большого театра Белоруссии Плоскин В. И., выступая в Киеве 12 января текущего года на вечере памяти Николая Кагарлицкого, дирижировал оркестром в опере «Риголетто» Джузеппе Верди. Давая возможность сравнить звучание оркестра под управлением разных мастеров –  Плоскина В. И.,  Дядюра Н. В., Барвинского А. П. и Кульбабы А. А. в балете «Лебединое озеро», такая постановка разнообразит и укрепляет отношения между Минским и Одесским театрами.

Связь Воронежа с Киевом и Харьковом обусловлена деятельностью дирижера Дмитрия Морозова. Мюнхен с Одессой и Львовом объединяет деятельность Оксаны Лынив. Дирижер Ялчин Адигезалов в ноябре 2016 года дирижировал в опере «Богема» в Львовском театре, связав Баку и Львов.

Помимо глобальных существует великое множество связей и на национальном уровне между всеми ведущими театрами, что подчеркивает степень вовлеченности городов в национальные или глобальные процессы, которые происходят в мире искусства. Днепропетровский академический театр оперы и балета более года вел переговоры с балериной Национальной оперы Украины Ольгой Голицей, в конце концов им удалось пригласить приму в днепропетровский «Дон Кихот».

В Национальном академическом украинском драматическом театре имени Марии Заньковецкой состоялось представление Остапа Ступки «Крылья. Вечер с Богданом». Сотрудничество актеров с театрами разнообразно, что, как следствие, развивает искусство. Например, солисты Одесского театра Олег Злакоман и Дмитрий Павлюк выступят во Львове в опере «Травиата», а дирижер Михаил Дутчак будет управлять оркестром национальной оперы Украины.

Профессиональная деятельность мастеров помогает взаимосвязи театральных городов друг с другом. Дирижер Керри-Линн Уилсон дирижировала оркестрами практически во всех ведущих оперных компаниях мира, расположенных в городах Даллас, Рим, Турин, Верона, Анкона, Ницца, Роттердам, Монреаль, Торонто, Лос-Анджелес, Сент-Луис, Москва, Триест, Бари, Лейпциг, Вена, Бильбао, Санкт-Петербург, Палермо, Тулон, Тель-Авив, Нью-Йорк, Вашингтон, Варшава, Бухарест, Мюнхен, Салерно, Цюрих, Ла Корунья, Стокгольм, Токио, Астана, Ганновер, Валенсия и, наконец, Киев. Особая удача для Симфонического оркестра Словенской филармонии, в Любляне в сезоне 2014/15 когда Керри-Линн Уилсон являлась музыкальным руководителем оркестра. Таким образом, деятельность канадского дирижера Керри-Линн Уилсон является ярким примером связей городов на глобальном уровне.

В случае привлечения Керри-Линн Уилсон на сезон в качестве музыкального руководителя одного из оркестров Киева, город будет являться ядром театральной жизни мира и будет вовлечен в орбиту театральных столиц мира.

Дирижер Львовского театра опери и балета имени С. Крушельницкой Мирон Юсипович, являясь главным дирижером Симфонического оркестра Филармоникер австрийского агентства Да Капо Музикмаркетинг, выступает с оркестром на лучших сценах Европы: Гевандхауз – Лейпциг, Альте-Опер-Франкфурт, Концертхауз – Берлин, Тонгалле – Цюрих.  С другой стороны, дирижер Национальной  оперы Украины, артист ЮНЕСКО Герман Макаренко в качестве главного дирижера оркестра Киев-Классик выступает на лучшей сцене страны – в Национальной опере Украины. В феврале текущего года он дирижирует в постановках «Жизель», «Дон Кихот» и «Щелкунчик». Согласно репертуару национальной оперы Украины, в указанных спектаклях работают дирижеры Баклан А. Ф. и Власенко А. Г.

Данное обозрение не предполагает изучение гастрольной деятельности театров. Все входящие потоки направлены в города, в которых размещены национальные театры Украины – Донецке, Киеве, Львове, Одессе и Харькове.

Исследование описывает деятельность режиссеров и дирижеров различных театров, не включая актерские труппы драматических театров и театров оперы и балета, за исключением упоминания их в качестве примеров связей между городами. Исходя из полученных данных, можно судить о вовлеченности театров страны в мировые центры творчества, исходящие потоки которых направлены на украинские города.

Лидерами среди городов, направляющих свои потоки в центры размещения национальных театров Украины, являются Киев, Санкт-Петербург, Москва, Рим и Милан. Среди городов «второго» порядка – Львов, Харьков, Воронеж, Мюнхен, Одесса и Монреаль.

Украинское театральное сотрудничество определяется наличием связей между городами, в которых находятся театры, и городами, являющимися основным местом работы мастеров театрального искусства. Входящие потоки в Киев среди украинских городов отсутствуют, кроме незначительных исключений, составляющих около трех процентов от общего числа связей Киева. Внутри национального пространства прослеживается тесная связь Киева и Донецка, но, пожалуй, она сложилась благодаря оттоку мастеров из столицы Донбасса. В незначительной степени исходящие связи Киева просматриваются со Львовом, Одессой и Одессы с Киевом.

В качестве примера разной «географии» драматического театра и театра оперы и балета выступает Львов. Национальный академический украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой принял в своих стенах мастеров из Варшавы, Киева и Черновцов. Львовский национальный академический театр оперы и балета имени Саломеи Крушельницкой обеспечил входящие потоки во Львов в пять раз больше, чем драматический театр – из Киева и Рима, а также Москвы, Санкт-Петербурга и Вроцлава.

В драматических театрах преобладает локальная связь внутри города с преобладанием, за редким исключением, глобальных связей над национальными, а именно: Монреаль, Москва и Прешов, направляющие свои потоки в Киев. 

Сформированные мировые центры в области оперы и балета подтверждают свои позиции и в Украине. Москва и Санкт-Петербург, благодаря мастерам старой школы, оказывают влияние на состояние дел в украинском балете. Эти города имеют значительное присутствие во всех городах нашей страны: Петербург в Донецке, Одессе и в меньшей степени – в Киеве и Львове; Москва в Киеве и в меньшей степени – в Одессе и Львове.

Итальянские мастера в последнее время все большее участие принимают в деятельности театров оперы, благодаря своим традициям и, не в меньшей степени, политике посольства Италии в Украине и Итальянского института культуры в Украине. Рим в тесном контакте сотрудничает с мастерами Киева и Львова. Милан помогает «наладить» оперное искусство в Одессе, а также Донецке и Киеве.

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.

Пьеса украинского драматурга завоевала высшую премию...

В Германии были представлены работы украинских режиссеров, перфомеров и драматургов

Русский, Могучий, Козловский...

«Золотая маска»-2017: Жолдак в 4015-м, одесские плеяды, пост-Чехов и Островский в...

Пятнадцать плюс-минус одна

27 марта в Международный день театра состоялось награждение лауреатов 25 сезона...

Министерство культуры надеется найти деньги

Евгений Нищук заявил, что у Минкульта не хватает средств на финансирование культурной...

Дама сдавала «Багаж»

Культовые постановки лондонского театра Глобус сегодня можно увидеть за тридевять...

Загрузка...
Загрузка...

Доколе терпеть зловредное Майл.Ру?

Знают наши кАрманычи, что делают! Ой, как знают!

Подозревает ли Сталин о выдвинутом ему подозрении?

"Коли померлих будуть судити, головне, щоб не випустили під заставу, бо збігуть, як інші"

Прощай, «Майл.Ру», не поминай нас лихом!

"Вчера мне запретили соцсети. которыми я не пользуюсь, а 11 июля мне разрешат Европу, в...

Хулиган - или великий разрушитель стереотипов?

Президента можно понять: разве кому-нибудь хочется быть посмешищем?

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка