Околонаучная статья о театрах Украины и их связях с Миланом, Москвой, Римом и Санкт-Петербургом

20 Марта 2017 5

Театр – специализированный институт культуры, зрелищный вид искусства, транслирующий художественные ценности. Если позволить себе перефразировать слова Межуева В. М., театр, конечно, отражает жизнь, но ведь не вообще жизнь, а нашу собственную и в формах, ей соответствующих. Наряду с фестивалями, праздниками и ярмарками театр является частью исполнительского искусства. Театр как предмет исследования включает в себя драматические театры, театры оперы и балета, а также кукольные театры.

В статье не поднимается вопрос и, соответственно, не предлагается ответ, является ли театр элементом массовой культуры или высокого искусства. В кинотеатрах страны на 2017 год запланирована демонстрация экранизаций спектаклей Национального театра Британии (Великобритания) и Комеди Франсез (Франция). Приняв во внимание указанную информацию, выводы можно сделать самостоятельно.

В Украине широко представлены академические, областные и городские театры разной специализации или направленности, среди которых драматические, музыкально-драматические, украинские драматические, русской драмы, молодежные, украинские и экспериментальные, а также театры кукол, юного зрителя, детей и юношества, драмы и комедии, музыкальной комедии и танца и, наконец, театры оперы и балета. Всего насчитывается 100 театров.

В стране десять национальных театров, с их помощью будут определены города – ядра, командные центры театральной жизни страны. Опорными станут города, в которых размещены национальные театры и будут осуществляться связи между ними и городами, вовлеченными в орбиту театральной жизни Украины. Национальные театры включают драматические театры и театры оперы и балета. Такие театры есть в Донецке, Киеве, Львове, Одессе и Харькове.

Спектакли в драматических театрах ставят, в большинстве случаев, по пьесам Шекспира, а также по произведениям русских и украинских классиков. Из современных авторов, пожалуй, только пьесы Огородникова О.В по количественным показателям составляют конкуренцию великим мастерам. Для сравнения, например, совершенно иначе выглядит ситуация в испанском театре – Национальном драматическом центре Мадрида. На сцене играют спектакли, поставленные по пьесам современных драматургов, в основном, испанских и американских, отдельные из которых переведены на более чем 70 языков.

Пьесы Уильяма Шекспира ставят разные режиссеры: «Ромео и Джульетту» – Кашликов К., «Ричарда III» – Варсимашвили А., «Бурю» – Маслобойщиков С., «Укрощение строптивой» – Данченко С., а также мюзикл «Целуй меня, Кэт! или Укрощение строптивой» – Струтинский Б. Не каждый режиссер позволяет себе поставить спектакль по пьесе Шекспира, тем весомей и заметней вклад мастеров в театральную жизнь города, страны. В силу того, что спектакли поставлены по разным произведениям, работу режиссеров сложно оценивать, да и, наверное, это бессмысленно. Аналогичная ситуация и с другим классиком – А. П. Чеховым. Все драматические театры считают необходимым поставить у себя спектакли по Чехову А. П., Лесе Украинке, Гоголю Н. В. и Островскому А. Н. – «наше все».

«Знаковыми» произведениями, поставленными в драматических театрах, являются «Женитьба», «Наталка Полтавка» и «Назар Стодоля». «Женитьба» Гоголя представлена в Киеве, Львове и Донецке, причем во Львове дважды – непосредственно по Гоголю, а также по Старицкому (за Гоголем).

В Киеве и Донецке поставлены четыре спектакля о жизни Эдит Пиаф, возможно, в связи с ее неоценимым вкладом в становление творчества Ива Монтана и Шарля Азнавура, возможно, потому, что является нашим кумиром.

В театрах Украины можно увидеть и мировые общепризнанные постановки. Пьеса английского драматурга Рей Куни «Слишком женатый таксист» на протяжении девяти лет представлена в лондонском Вест-Энде. Мюзикл известного американского композитора Коула Портера «Целуй меня, Кэт» выдержал более тысячи постановок на Бродвее и более четырехсот – в Лондоне.

Среди драматургов и режиссеров драматических театров, благодаря их творчеству, выделяются следующие: в Национальном академическом драматическом театре имени Ивана Франка – Хостикоев А. Г., которым поставлены три спектакля, находящиеся в репертуаре театра и не сходящие с его афиш. Спектакли «Несравненная», «Кин IV» и «Моя профессия – сеньор из высшего общества» отличаются наличием в них некоторого шика или «налета» уникальности. Режиссер Огородников О. В. ставит в Национальном академическом украинском драматическом театре имени Марии Заньковецкой спектакли по своим пьесам. Кроме того, он играет в бесчисленном количестве спектаклей в качестве актера. Практически четверть поставленных спектаклей в театре имени Марии Заньковецкой – по драматургии «занькивчан» – Огородникова О. В., Горак Р. Д. и Максимчук С. В. Художественному руководителю Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки Резникович М. И. удается собирать под крышей театра ведущих драматургов и режиссеров и связывать, вовлекать в орбиту Киева театральные столицы, а именно: Гамбург, Монреаль, Москву, Санкт-Петербург, Тель-Авив, Хайфу и другие.

Три национальных драматических театра находятся в двух городах – Киеве и Львове, центрах театральной жизни Украины.

В национальных театрах оперы и балета Украины поставлены лучшие мировые оперы: «Аида», «Иоланта», «Кармен», «Риголетто» и «Травиата», а также балеты «Баядерка», «Дон Кихот», «Жизель», «Кармен-сюита» и «Лебединое озеро». Представлены спектакли ведущих мировых композиторов, кроме произведений Прокофьева и, в должной степени, Моцарта. Несмотря на мировое признание, в театрах страны отсутствует балет «Сон в летнюю ночь», а также не в соразмерном объеме с его значением для мирового балета представлен балет «Весна священная». 

Во всех театрах можно послушать оперу или посмотреть балет «Белоснежка и семь гномов», композиторы театров Львова, Киева и Харькова – Павловский Б., Одессы – Колмановский Э. и Киевской оперетты – Домшинский В.

Спектакль «Золушка» по одноименной сказке Шарля Перро представлен в репертуарах двух театров, а в одном из них – Киевском театре оперы и балета – сразу в двух жанрах: и опера, и балет. Музыка к спектаклю написана композиторами Дж. Россини, Прокофьевым С. С.  И его учеником Спадавеккаи А. Э.

Необходимо особо отметить работу наших мастеров-художников. Оперу «Свадьба Фигаро», входящую в первую тройку мировых шедевров, во Львовском театре представляют как оперу, а в Киевском театре оперы – как комический балет, с написанным своими авторами либретто – Яременко В. и Станишевским Ю.

Во всех национальных театрах ставят «Запорожца за Дунаем» Гулака-Артемовского С. С., композитора и исполнителя главной партии, автора первой украинской оперы. Премьера состоялась в Мариинском театре, в отличие от других мировых опер, премьеры которых проходили в театрах Парижа, Венеции или Каира.

Для постановок опер стали привлекаться итальянские режиссеры, мировые мастера режиссуры оперных постановок,  которыми поставлены семь опер в Киевском театре оперы и четыре – во Львовском театре. В частности, Джузеппе Вишилия успешно поставил на львовской сцене «Аиду» Верди, «Богему» Пуччини, «Сельскую честь» Масканьи.

«Аиду» восторженно принимали не только во Львове, но и в Италии, куда режиссер дважды организовывал гастроли львовской труппы. Это, как мне кажется, оказало существенное влияние на популяризацию театра, а также дало возможность в дальнейшем иметь финансовое обеспечение постановок новых спектаклей. Итальянские мастера являются наиболее признанными постановщиками опер, как, например, признана лучшей русская школа для балета.

Не последнюю роль, и не только в нашей стране, играют посольство Италии и Итальянский институт культуры в Украине, которые совместно с Национальной оперой Украины имени Т. Г. Шевченко представили оперы «Джанни Скикки», «Набукко» и «Служанка-госпожа».

Другим примером аналогичного характера, меньшего по масштабу, но имеющего значение для региона, является связь между Львовским национальным академическим театром оперы и балета имени Саломеи Крушельницкой и мэрией города Вроцлава. Театр поддерживает коммерческие связи с мэрией города, на полученные деньги поставлен спектакль «Страшный двор», который исполняется на польском языке и содействует популяризации польского искусства.

Существуют связи и на национальном уровне. Киевский Национальный академический театр оперетты и Бучанский городской совет при поддержке Министерства культуры Украины и Киевской городской администрации проводят Международный музыкально-театральный фестиваль, тем самым сближая Бучу и Киев.

Роль династии в искусстве, вклад потрясающих семей в развитие актерского мастерства, воспитания на собственном примере юного поколения свойственны театральной среде. В качестве примера следует назвать семью Малхасянц в лице Петроса, Ирины и Юлианы. Их вклад в жизнь балета переоценить невозможно. Своей деятельностью они связали Львов с Москвой и Пермью, а Львовский национальный академический театр оперы и балета имени Саломеи Крушельницкой – с Государственным академическим Большим театром России и Пермским хореографическим училищем соответственно.

Связь между театром и университетом неразрывна. Художественное руководство театров, помимо управления театральными процессами, занимается преподавательской деятельностью, возглавляет отдельные кафедры в Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского, Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой, Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и других.

Подготовка юных талантов не ограничивается географией городов, в которых размещены основные учебные заведения страны, и тем более – местом последующей работы. В дальнейшем это приводит к соперничеству театров Москвы, Санкт-Петербурга, Рима или других столиц оперных и балетных Мекк за того или иного исполнителя.

Так, например, Оксана Лынив, закончившая Львовскую национальную музыкальную академию имени Н. Лысенко, работала во Львовской и Одесской операх. Сегодня она сотрудничает с Баварской государственной оперой в качестве приглашенного дирижёра, а с сезона 2017/18 – в качестве главного дирижера возглавит оперу и филармонию Грац. Анастасия Матвиенко родилась в Севастополе, после окончания Киевского государственного хореографического училища была принята в труппу Национальной оперы Украины имени Т. Г. Шевченко и, спустя некоторое время, стала прима-балериной Михайловского театра, а с 2009 года – солисткой Мариинского театра. Оксана Скорик и Инна Билаш родились в Харькове. Окончили Пермское хореографическое училище, после чего были приняты в труппы Мариинского театра и Пермского театра оперы и балета соответственно. Саленко Яна, которая после Донецкого национального академического театра оперы и балета и солистки Национальной оперы Украины продолжила свою карьеру в качестве прима-балерины Берлинского государственного балета и Королевского балета Великобритании. Известный танцовщик Исупов Г. А. родился и закончил хореографическое училище в Перми и продолжил свою профессиональную деятельность во Львове.

К сожалению, происходит разрыв устоявшихся связей между отдельными городами, прекращается процесс взаимного обогащения. Потоки осуществляются в одностороннем порядке и до полного истощения, в основном, это касается Донецка. Например, экс-главный дирижер «Донбасс Оперы» Василий Василенко ныне – педагог НМАУ и руководитель Национального президентского оркестра Министерства обороны Украины.

Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко работает в режиме неопределенности. В афише имена мастеров, которые будут выступать, до последнего момента не указываются, что свидетельствует о возможности смены выступающих артистов, ротации внутри коллектива, в отличии от сценария в донецких театрах. Творческий коллектив Харьковского театра получил «свободное время» и вынужден искать свой новый «центр», имея возможность «легальной миграции», в отличие от Донецка, на сегодняшний день имеющего свое «поле действия» и отсутствие возможности выхода за его пределы.

Существенным различием между драматическим театром и театром оперы и балета является язык, на котором представлены спектакли. В драматическом – это украинский, русский – региональный охват. В опере безусловным лидером является итальянский, а также практически все европейские языки – французский, немецкий, древненемецкий, русский, украинский, польский и латинский являются рабочими языками – охватывает европейский и американский регион. И, более того, балет транслируется на единственном языке, глобальном, понятном во всем мире.

Это обуславливает и степень вовлеченности данного вида искусства в мировое поле, и, соответственно, связь городов Украины с мировыми или региональными столицами. Взаимодействие городов рассматривается на трех уровнях – локальном, региональном и глобальном, между театрами и мастерами театрального искусства в пределах одного города, находящимися в границах и за границами страны соответственно.

Одним из примеров такого взаимодействия является Баклан Ф. Н., дирижер Национальной оперы Украины, который сотрудничает с Киевским муниципальным академическим театром оперы и балета для детей и юношества, Новым национальном театром Токио и другими. Дирижер Одесского Национального театра оперы и балета Шаврук И. Л. является художественным руководителем и главным дирижером камерного оркестра Одесской филармонии, работал с симфоническим оркестром Национального балета в Лондоне, был главным дирижёром «Москоу Сити балета», дирижировал оркестрами Будапештской оперы, оркестром радио Ирландии, оркестром оперы Брно, оркестрами в Великобритании и Бразилии.

Следует назвать и примеры другого плана, когда зарубежные мастера приглашаются в города Украины. Иван Путров с труппой Королевского театра Великобритании выступил с балетом Men In Motion в Национальном театре оперы и балета Украины. Это и дирижер Казеро Рикардо, и маэстро Донг, которые успешно дирижировали оркестром театра во время опер «Травиата» и «Турандот». Сотрудничая с приглашенными мастерами, театр связал Киев с Лондоном и Монсоном, Валенсией и Тяньзинем – третьим по величине городом Китая.

 Главный дирижер Большого театра Белоруссии Плоскин В. И., выступая в Киеве 12 января текущего года на вечере памяти Николая Кагарлицкого, дирижировал оркестром в опере «Риголетто» Джузеппе Верди. Давая возможность сравнить звучание оркестра под управлением разных мастеров –  Плоскина В. И.,  Дядюра Н. В., Барвинского А. П. и Кульбабы А. А. в балете «Лебединое озеро», такая постановка разнообразит и укрепляет отношения между Минским и Одесским театрами.

Связь Воронежа с Киевом и Харьковом обусловлена деятельностью дирижера Дмитрия Морозова. Мюнхен с Одессой и Львовом объединяет деятельность Оксаны Лынив. Дирижер Ялчин Адигезалов в ноябре 2016 года дирижировал в опере «Богема» в Львовском театре, связав Баку и Львов.

Помимо глобальных существует великое множество связей и на национальном уровне между всеми ведущими театрами, что подчеркивает степень вовлеченности городов в национальные или глобальные процессы, которые происходят в мире искусства. Днепропетровский академический театр оперы и балета более года вел переговоры с балериной Национальной оперы Украины Ольгой Голицей, в конце концов им удалось пригласить приму в днепропетровский «Дон Кихот».

В Национальном академическом украинском драматическом театре имени Марии Заньковецкой состоялось представление Остапа Ступки «Крылья. Вечер с Богданом». Сотрудничество актеров с театрами разнообразно, что, как следствие, развивает искусство. Например, солисты Одесского театра Олег Злакоман и Дмитрий Павлюк выступят во Львове в опере «Травиата», а дирижер Михаил Дутчак будет управлять оркестром национальной оперы Украины.

Профессиональная деятельность мастеров помогает взаимосвязи театральных городов друг с другом. Дирижер Керри-Линн Уилсон дирижировала оркестрами практически во всех ведущих оперных компаниях мира, расположенных в городах Даллас, Рим, Турин, Верона, Анкона, Ницца, Роттердам, Монреаль, Торонто, Лос-Анджелес, Сент-Луис, Москва, Триест, Бари, Лейпциг, Вена, Бильбао, Санкт-Петербург, Палермо, Тулон, Тель-Авив, Нью-Йорк, Вашингтон, Варшава, Бухарест, Мюнхен, Салерно, Цюрих, Ла Корунья, Стокгольм, Токио, Астана, Ганновер, Валенсия и, наконец, Киев. Особая удача для Симфонического оркестра Словенской филармонии, в Любляне в сезоне 2014/15 когда Керри-Линн Уилсон являлась музыкальным руководителем оркестра. Таким образом, деятельность канадского дирижера Керри-Линн Уилсон является ярким примером связей городов на глобальном уровне.

В случае привлечения Керри-Линн Уилсон на сезон в качестве музыкального руководителя одного из оркестров Киева, город будет являться ядром театральной жизни мира и будет вовлечен в орбиту театральных столиц мира.

Дирижер Львовского театра опери и балета имени С. Крушельницкой Мирон Юсипович, являясь главным дирижером Симфонического оркестра Филармоникер австрийского агентства Да Капо Музикмаркетинг, выступает с оркестром на лучших сценах Европы: Гевандхауз – Лейпциг, Альте-Опер-Франкфурт, Концертхауз – Берлин, Тонгалле – Цюрих.  С другой стороны, дирижер Национальной  оперы Украины, артист ЮНЕСКО Герман Макаренко в качестве главного дирижера оркестра Киев-Классик выступает на лучшей сцене страны – в Национальной опере Украины. В феврале текущего года он дирижирует в постановках «Жизель», «Дон Кихот» и «Щелкунчик». Согласно репертуару национальной оперы Украины, в указанных спектаклях работают дирижеры Баклан А. Ф. и Власенко А. Г.

Данное обозрение не предполагает изучение гастрольной деятельности театров. Все входящие потоки направлены в города, в которых размещены национальные театры Украины – Донецке, Киеве, Львове, Одессе и Харькове.

Исследование описывает деятельность режиссеров и дирижеров различных театров, не включая актерские труппы драматических театров и театров оперы и балета, за исключением упоминания их в качестве примеров связей между городами. Исходя из полученных данных, можно судить о вовлеченности театров страны в мировые центры творчества, исходящие потоки которых направлены на украинские города.

Лидерами среди городов, направляющих свои потоки в центры размещения национальных театров Украины, являются Киев, Санкт-Петербург, Москва, Рим и Милан. Среди городов «второго» порядка – Львов, Харьков, Воронеж, Мюнхен, Одесса и Монреаль.

Украинское театральное сотрудничество определяется наличием связей между городами, в которых находятся театры, и городами, являющимися основным местом работы мастеров театрального искусства. Входящие потоки в Киев среди украинских городов отсутствуют, кроме незначительных исключений, составляющих около трех процентов от общего числа связей Киева. Внутри национального пространства прослеживается тесная связь Киева и Донецка, но, пожалуй, она сложилась благодаря оттоку мастеров из столицы Донбасса. В незначительной степени исходящие связи Киева просматриваются со Львовом, Одессой и Одессы с Киевом.

В качестве примера разной «географии» драматического театра и театра оперы и балета выступает Львов. Национальный академический украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой принял в своих стенах мастеров из Варшавы, Киева и Черновцов. Львовский национальный академический театр оперы и балета имени Саломеи Крушельницкой обеспечил входящие потоки во Львов в пять раз больше, чем драматический театр – из Киева и Рима, а также Москвы, Санкт-Петербурга и Вроцлава.

В драматических театрах преобладает локальная связь внутри города с преобладанием, за редким исключением, глобальных связей над национальными, а именно: Монреаль, Москва и Прешов, направляющие свои потоки в Киев. 

Сформированные мировые центры в области оперы и балета подтверждают свои позиции и в Украине. Москва и Санкт-Петербург, благодаря мастерам старой школы, оказывают влияние на состояние дел в украинском балете. Эти города имеют значительное присутствие во всех городах нашей страны: Петербург в Донецке, Одессе и в меньшей степени – в Киеве и Львове; Москва в Киеве и в меньшей степени – в Одессе и Львове.

Итальянские мастера в последнее время все большее участие принимают в деятельности театров оперы, благодаря своим традициям и, не в меньшей степени, политике посольства Италии в Украине и Итальянского института культуры в Украине. Рим в тесном контакте сотрудничает с мастерами Киева и Львова. Милан помогает «наладить» оперное искусство в Одессе, а также Донецке и Киеве.

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.

Министерство культуры надеется найти деньги

Евгений Нищук заявил, что у Минкульта не хватает средств на финансирование культурной...

Дама сдавала «Багаж»

Культовые постановки лондонского театра Глобус сегодня можно увидеть за тридевять...

Влияние мастера на культурное пространство и связи...

Роль актера, режиссера театра в культурном пространстве оценивается сообществом по...

Открытия в мире финансов Олимпийского движения

Лидером среди городов, которые являются каркасом Международного олимпийского...

Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка