Прекариат – новый опасный класс

14 Октября 2015 4.9

Прекариат – новый взрывоопасный класс

Любой человек тревожится о завтрашнем дне. Но побудит ли возможное тотальное лишение прав к каким-либо действиям ради общей выгоды? Возможна ли в XXI веке классовая солидарность, распространяющаяся на все человечество? Или это парадокс из области религии или утопии, скорее похожий на четвёртый сон Веры Павловны, который имеет мало отношения к реальной жизни?

Представителем «нового опасного класса» рискует оказаться практически каждый. Сразу под элитами находится «салариат» (от англ. salary — зарплата) — люди с зарплатой, долгосрочными гарантиями занятости, отпусками, пенсиями, медицинской страховкой и всем остальным - их число сокращается. Еще ниже — старый пролетариат. Под пролетариатом возникает и растет прекариат (от англ. precarious — рискованный, нестабильный). Ниже прекариата — только беднота, люмпенизированные люди, живущие и умирающие на улицах без связи с обществом.

Прекариат – не связан никакими обязательствами ни с государством, ни с обществом. Это люди, которые не имеют «нормальной», в общем понимании, работы, не имеют наследственных материальных благ, никак не могут воспользоваться результатами своей деятельности, и вследствие чего, подвержены тревоге. Опасность нового класса заключается в росте протестного движения в обществе (он может составить его основу),  и в связи с проблемой размывания «среднего класса». Работа представителя «прекариата» обычно означает низкую заработной плату, негарантированную занятость, отсутствие защиты труда и абсолютную правовую депривацию. Пенсии, медицинское страхование, пособия по безработице, защита от увольнения – об этом можно забыть, о профессиональной подготовке речь не идет вообще.

Государство предпочитает не замечать подобные угрозы. Прекариат – это не только субпродукт постиндустриального мира, но и следствие политики закрывания глаз на очевидные проблемы. Население не привыкло бороться за свои права, отсутствуют базовые знания, профессионализм более ли менее распространен только в столице, нет навыков выстраивания правильной иерархии между начальником и подчиненным. Люди, боящиеся потерять то, что имеют – т.е. все! постоянно раздражены, но гнев их пока не опасен – он пассивен.

В обществе, где потеряны базовые ценности и ориентиры, любые противоречия легко настраивают людей друг против друга, не давая им осознать, что сама общественная и экономическая структура и есть причина всех злоключений. Так и происходит постепенное одичание и дегуманизация – люди стали забывать принципы альтруизма, толерантности и солидарности.

Примечательно, что наниматели тоже получают только скороспелую, «быструю» выгоду, не думая о последствиях. Хэдхантеры и работодатели стонут от того, что нет добросовестных и надежных работников. Но откуда бы им появиться?

Все рефлексии прошлого о честной, осмысленной и полезной обществу работе – это скорее риторика старшего поколения. Молодежь имеет совершенно другую ментальность. Согласно новой трудовой этике – работа - это то, за что платят, и не более. Вот пример трудовой биографии человека, который начал свою карьеру в середине 90-х годов. Слесарь - мастер на заводе - оператор прокатного стана - массажист - мелкий предприниматель (торговля продуктами питания) - специалист по утилизации лома цветных металлов - мелкий предприниматель (торговля металлом) - монтажник-электрик. Пока он еще в седле, но если здоровье подкачает или упаедет на голову крипич? Будущее его туманно, неясно, «прекариально».

Другой пример - преподаватели университета. Они сейчас заключают договор на несколько лет. Зарплата уже не сопоставима с советской, нагрузка растет, необходимо искать гранты, вести научную работу… От прекариата отличие лишь в том, что профессионализм их все-таки довольно высок, и труд не так легко заменим.

Но большинство, не обладающее "запредельными" профессиональными качествами, ограничиваются «свободой выбора» на рынке труда. Самое ужасное, что в связи с полной вовлеченностью в поиск, трудовой процесс и повышение квалификации, люди оказываются выключенными из других сфер жизни. Страдает семья, люди становятся легкой добычей для «зомбоящика» ввиду отсутствия времени самим разобраться в текущей политической обстановке и политических реалиях.

Население всего мира рискует стать жертвой дешевого популизма и неофашистских призывов – тенденции к этому мы видим по всей Европе (скандал в Charlie Hebdo), в США и в других странах. Вот почему прекариат — опасный класс и вот почему нужен общественный строй, который хот как-то гарантировал бы прожиточный минимум для каждого индивидуума.

Прекариат редко получает социальные льготы и часто лишен права на вступление в профсоюз. Даже если они и имеют право объединяться в профсоюзы, работники боятся их организовывать, так как знают, что могут быть легко заменены. В прекариате «служат» как раз самые незащищенные слои населения: женщины, меньшинства, мигранты. За счет аутсорсинга, использования агентств по трудоустройству, и «краткосрочных» контрактов удалось добиться максимального снижения зарплат и расширения диапазона предложения на рынке труда от «независимых» подрядчиков.

«Монотонную, бессмысленную, грязную и тяжелую работу» ранее мыслили как необходимый, но переходный этап, с которым, несомненно, удастся покончить после наступления технического прогресса. Все фантасты-шестидесятники бодро и в один голос мечтали об этом в своих книгах. Все так хорошо начиналось… Но никаких методов действительного замещения труда простых рабочих «советская власть плюс электрификация всей страны» так и не дали.

В начале XXI-ого века старый общественный договор между капиталом и профсоюзами рухнул, запрос на защиту нового класса «аутсорсеров-фрилансеров» не поступил, а на нет и суда нет. Об этом пишет в своей книге автор термина британский социолог Гай Стэндинг.

Для решения проблемы автор термина - британский социолог Гай Стэндинг предлагает так называемый «базовый доход». «Суть этого предложения в том, что каждому человеку, законно проживающему в стране или в местном сообществе, не только взрослым, но и детям, следует предоставить скромное вспомоществование. Каждому выдадут платежную карту, с которой он будет ежемесячно снимать сумму, необходимую для удовлетворения основных нужд, и тратить эти деньги по собственному усмотрению. Для большинства экономически развитых стран это нововведение будет не столь радикальным, как может показаться» – убежден Гай Стэндинг.

Стэндинг также далеко от оптимизма в описании перспектив развития событий нового класса: «Будущая уязвимость, значительно перевешивает все, что может нести с собой денежное вознаграждение, получаемое в данный конкретный момент», - пишет он.

Стэндинг также предлагает предоставить гранты в зависимости от «морального выбора» граждан: «В 403 году до нашей эры в Афинах гражданам выдавали небольшую субсидию за участие в жизни полиса».

Новых зарождающихся классов в мире огромное множество. Проблема «хикикомори» (сознательной самоизоляции от общества) постепенно разъедает японское общество: согласно исследованиям, 10% работоспособного населения японских городов сидит дома. Почему количество одиноких неработающих людей увеличивается? – В японском обществе высок процент отказа от поиска работы. Японская молодежь разочаровывается и предпочитает замкнуться в себе, не понимая, что временное спокойствие, которое предоставляют родители, не способно гарантировать обеспеченное работой будущее.

Постепенное смещение к контрактной работе и аутсорсингу наблюдается во всех сферах. Так называемая латентная «прекариатизация» наблюдается повсеместно. Так, например, уже даже в Австралии 35% всех работников случайные контрактники, которые не получают отпускных и пособия по болезни.

Многих сегодня волнует гомосексуализм или излишняя толерантность к нему – как главный фактор, меняющий нашу жизнь. И никто не говорит, о том что «нелегитимизированный» труд делает это заметнее - он меняет нашу самоидентификацию, мировоззрение намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд.

Многие ученые уже пытаются искать выход из создавшегося положения - «Предраспределение» – термин введенный профессором Йельского университета Джейкобом Хакером. Согласно этой формуле, задача государства - попытаться предотвратить неравенство, а не тормозить его с помощью налогов и систем выплаты, когда они уже произошли, как это происходит сейчас при перераспределении. В результате чего и получил такое распространение прекариат.

На правоохранительные органы рассчитывать не приходится – они не особо рвутся следовать букве закона о труде. Много лет существуют невыплаты заработной платы, много лет говорят о серых зарплатах – но воз и ныне там. Для чего тогда вообще общество нанимает чиновников – «слуг народа» - как ни для отстаивания своих интересов? Какой тогда в них смысл?

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.

Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка