Себе плюс — Малевичу минус

05 Августа 2016 4 4.7

Себе плюс Малевичу минус

Выставка «Себе плюс – Малевичу минус» прошла в киевском арсенале под официальным названием «Малевич +». Но Малевича на ней не было. В прямом смысле этого слова. Не было ни его духа, ни его смыслов, ни его произведений. Точнее, было единственное, донельзя вылинявшее полотно, давно и безвозвратно утратившее свою художественную ценность. А что же было? Да чего только не было. И народные одежды, и вышитые рушники, и всевозможные поделки, и даже скромное собрание посредственных работ периода авангарда, застенчиво оправдывающихся перед современными зрителями: «Мы искали, а нашли другие». Неинтересно, скучно, печально.

В памяти всплыли незабываемые впечатления от выставки русского авангарда в Третьяковке и от картин Малевича в Русском музее Санкт-Петербурга. Изумляли ярчайшие краски на полотнах мастера, поражал качественный отрыв супрематизма от современных художественных стилей, рывок в беспредметность и доведение его до Ничто – до Черного Квадрата. Тогда Малевич озарил меня и безвозвратно переориентировал на современную архитектуру.

Выставка открывалась  докладом об УКРАИНСКОМ Малевиче. Докладчица как квинтэссенцию преподносила информацию о месте рождения Казимира, демонстрировала записи метрики, показывала фото родительского дома, в подробностях описывала начальную учёбу в киевской рисовальной школе и т.п. Так и подмывало предложить публике умозрительный сюжет, в котором ей (публике) здесь и теперь явилось бы откровение, указывающее на Гения, много превосходящего Малевича, и много больше, но в будущем, изменившего мировую живопись. И все присутствующие, как подлинные ценители живописи, а других на выставке не было, кинулись по указанному адресу и обнаружили юнца, лет 10-ти. Обычного сорванца, ничем не отличающегося от своих сверстников ни в учебе, ни в досуге. Не имеющего никакого представления о том деле, которое предопределено ему провидением. Думается, что публика, осыпав юнца совершенно несуразными вопросами и не получив от него ни одного вразумительного ответа, покрутилась бы вокруг него в замешательстве и разбрелась бы в полном разочаровании. Ну нет в нём никакого Гения, пока нет. Гений появится много позже. Лет через 30, когда зрелый муж (как и Малевич) наткнётся на ранее неведанную Загадку и станет усердно трудиться над её разрешением. И его Творение будет создавать из него Гения, а Гений – Творение. А до этого ничего нет и быть не может. Нет ни Загадки, нет ни Творения, нет Гения. Но публика продолжала сидеть и внимать этой несуразной «значимости». Малевича фривольно выдавали за обличителя революции, за сострадальца с украинским селянством и т.п. Позабыв сообщить, что Малевич дважды назначался Комиссаром, избирался Наркомпрос и был ярым художественным глашатаем революции. Вероятно, то был не УКРАИНСКИЙ Малевич.

За докладом следовало обсуждение. Специалистами. Правда, мнением последних организаторы дорожили мало, и модератор усердно комментировал речи спецов, когда те отклонялись от заданного направления. Телешоу Савика Шустера, да и только! Альтернативе в жизнь не пробиться.

Поражало единство в игнорировании Малевича! Выступающие определяли «Черный квадрат» не как символ завершения авангарда, как то трактовал автор, а как начало эпохи современного постмодернизма. С того самого 1915 года и по сей день. Настойчиво уверяли публику, что путь к писсуару Дюшана проистекает именно от Квадрата. Я ахнул! Когда-то давно, в философской беседе Мамардашвили сравнил ложный поиск истины с исканием в уборной. Помню, как это сравнение резануло мой слух, пресекая малейшую плодотворность данного занятия. Но здесь это занятие предлагалось публике как высочайший акт познания современного искусства. Нужно только подступиться к писсуару и усердно покопаться в его содержимом, и вам раскроются сокровенные смыслы авангарда. Гениально! Вероятно, в их задачу входила популяризация сегодняшних «шедевров», подобных прожженным холстам, консервным банкам или мешкам с мусором. Так от чего же не подвизать «Черный квадрат» к псевдохудожественному рынку.

Лучшим экспонатом выставки, без сомнения, стал пакет. Упаковочный пакет для продаваемой полукопии «Черного квадрата». На нем был выброшен лозунг:  «В кожну ХАТУ по квадрату!» Причем, «ХАТА» была выделена в тексте крупным шрифтом. В этом акценте была великая сермяжная правда выставки. Наверное, дизайнер, моделируя текст слогана, старался как лучше, но неосознанно угадал сокрытый смысл. Менеджеры когда-то слышали сократовское: «Я знаю, что ничего не знаю», но не поняли, что акцент на «Я знаю». А организаторы недосмотрели, случается. И вот девиз с пакета гласил, что Квадрат – Супрематизм – Малевич в этом действии вовсе не главное, а главное Хата – Хутор – Украина. А Малевич здесь всего лишь добавочный плюсик, «Черный квадрат» – Ukrainian souvenir в великом действе национального самовосхваления.

Главное себе плюс, а что в минусе окажется гений, не беда. У нас гениев хоть греблю гати: Гоголь, Прокофьев, Сикорский, Вертинский, Соловьяненко и ... Да мало ли их, не признанных украинцев, изгнанных с родного края, а затем состоявшихся в России, Италии или Америке. Последнее сегодня не важно. Важно, что они безмолвны на наших СМИ. И мы сделаем из них тех, кто нам нужен, хотите щирых украинцев, а хотите националистов-русофобов. А истину мы сокроем, а что не сокроем – то оболжем, а, что не оболжем – запретим. И никто не узнает Малевича по: «Больше не хочу быть украинцем! Что это за нация, которая потеряла свою совесть и тактичность». Не говорил он этого, и говорить не мог, поскольку мы этого не хотим. Пусть поработают теперь эти знаменитости на нас – на умпредержащих,  пардон, на Украину.

На выходе ко мне обратилась иностранка, недоумевая отсутствием Малевича:           «Зачем тогда эта выставка?»  Я пояснил: «Продают себя, спекулируя Малевичем». Как мне показалось, она поняла и согласилась со мной.

Каковы же будут плоды такой кампании? Утверждаю – деструктивные. Потому, что все великие украинцы состоялись в разумении. Их вклад в совершенствование человечества (в прогресс) осуществлен разумением. Отнимите у них разумение, и не взлетят вертолёты Сикорского, не вознесётся башня Татлина, не освятится «Черный квадрат» Малевича. И понимают их произведения исключительно разумением. А уразумев дела их, нельзя отвергнуть разум. Не получится! Кроме того, разум, как и чувства, вещь не собственная. Он не частный, не национальный, не государственный. Разум общий – Божий. Не разум рождается в нас, а мы впадаем в разум. Причем, разум вне пространства и времени. В Истине (как в Христе) все едины, и эллины и иудеи, и сегодня и 500 лет до нашей эры.  Потому место рождения, национальность или вероисповедание для разумения не существенны. Существенен лишь акт личного познания. Его, и только его ценят разумные люди. А что они увидят? Что Украина спекулирует внеукраинскими гениями, стремится обмануть несведущих. Что развернута кампания государственного неразумения, построенная на обмане. И отшатнутся от неразумения, как от скверны. Но этим не ограничиться, чтобы сокрыть истину от масс умпредержащим придётся непрестанно генерировать ложь. Плодить неразумных, несвободных граждан. Переиначить учение Христа – «И познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Деградировать. 

Конечно, Украина могла бы пойти и по пути разумения. Но стать на путь истинный можно лишь с покаяния. Не из публичного извинения, нет, а внутреннего осознания своей порочности в выживании гениев. С духовного изменения. После покаяния приступить к публичному постижению смыслов гениев. К популяризации их феноменов. И в уразумении приобщиться к мировой общности культурных народов. И наконец, как залог прогресса, возродить общественные институты (структуры), приводящие граждан в умственное движение. К ним я отношу и выставочные программы, вовлекающие посетителей в художественные смыслы. Но, вероятно, это весьма затратный и не привычный путь для нынешней практической власти. Уж лучше, как всегда, обманом.

P.S. О феномене «Черного квадрата» – в следующий статье.

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.

Комментарии 4
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
08 Августа 2016, Валерий

Наверное, ни один из великих никогда не акцентировал внимание на факте своей
национальности , а делать это post faktum вообще величайшая глупость . Впрочем , как и
всё , что делает современная "элита " Украины .

- 3 +
цзы лисицин
07 Августа 2016, цзы лисицин

Жаль ,что автор мало использует своё мастерство публициста , приводить к порогу истины,верящих ему с первых слов.но и тех ,сомневающихся ,кто долго будет ходить в поисках правды (таких большинство),за них надо бороться . За них борются и организаторы подобных выставок прекрасно понимая,что сами они НИКТО. Организаторы аплодируют сами себе на их стороне МОНУ, с такими докторами наук ,как культуролог К Кириленко -плагиатор - номер один в Украине. Они аплодируют себе,а нам надо бить в набат громко и тревожно- часто, и тогда возможно мы удержимся на пути к распаду. Редкое удовлетворение от прочитанной статьи .Спасибо автору и удачи во всём.

- 6 +
Вероника
06 Августа 2016, Вероника

Спасибо "2000" за публикацию, спасибо автору за профессиональный подход к анализу ситуации в маленьком секторе украинской культуры. Будем ждать новых материалов.

- 8 +
виктор
05 Августа 2016, виктор

Снявши голову по волосам не плачут.

- 8 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка