Степень родства

02 Июля 2015 4 3.9

Один неглупый человек заметил как-то, что миром управляют смыслы. Не деньги, нефть, газ, мегатонные заряды и прочее материальное- а именно смыслы. Я отнюдь не желаю говорить здесь об отвлеченных философских категориях, но одно несомненно-по крайней мере, для меня- в принятии решений, определяющих судьбы миллионов, основанием должен быть именно смысл, а не бессмыслица. Вот о бессмыслице, полагаемой многими в основание многого, и хотелось бы высказаться, имея целью озвучить -по возможности кратко и сжато- несколько тезисов, ибо их содержание, как мне кажется, достаточно важно, и объясняет очень многое в реалиях захлестнувшей нас смуты.

Хочется -с минимумом эмоций и не навязывая никому никаких аксиом -поделиться собственным мнением, основанным не только на привнесенном знании- книжном или сформированном образованием -но и на знании апостериорном, эмпирическом. Я думаю, что прожил достаточно для того, чтобы иметь право на некие обобщения. А имея, кроме прочего, историческое образование, постараюсь донести главное, используя в качестве иллюстрации обращение к некоторым эпизодам истории и к парадоксальности их двойного толкования.

Итак...Много веков на просторах Восточно-Европейской равнины жили в соседстве два народа. Оба принадлежали к славянской этноязыковой общности, оба не были этнически гомогенны, впитав и ассимилировав множество народностей и племенных групп, оба проходили в своей истории периоды относительного благополучия и откровенного упадка, и оба обзавелись в свое время атрибутами государственности. И даже то, что эти народы приняли в свое время христианство различных обрядовых традиций -первый- римско-католической, второй- византийской, не устранило схожести. Столетия и войны, папы и патриархи, короли и императоры, диктаторы и генеральные секретари не смогли вытравить общее между нами. Наши языки схожи до такой степени, что переводчик при общении не нужен, у нас масса примеров взаимной диффузии- и смешанные браки, и взаимопроникновение элит, да и просто мы действительно во многом  похожи- автор не голословен, я в достаточной мере узнал эту страну и людей, прожив у соседей несколько лет.

Более того -с 1815 по 1917 годы большая часть этнической территории одного из народов оказалась поглощена государством соседей и входила в его состав столетие с лишним.

Я думаю, большинство уже догадались, о ком речь. Совершенно верно, о поляках и русских. Да, мы и они-славяне. Да, вероятно, у нас общие корни. Но, наверное, никому- ни политикам, ни историкам, ни обывателям- не придет в голову именовать эти два славянских этноса «братскими народами», и уж тем более, «одним народом». Кроме общего, есть и огромный массив различий- разная история, различный этногенез, разные традиции становления государственности- и, соответственно, различные во многом мироощущение, аксиологическая шкала, ментальные приоритеты, поведенческие паттерны. От этого не отмахнешься, и это прекрасно понимают те, кто формирует межгосударственные отношения двух стран, беря за основу прагматизм, а не опираясь в этом вопросе на идеалистичный постулат о некоем «братстве».

Тогда отчего, стесняюсь спросить, в отношении другого этноса- да, тоже во многом близкого русским, но вместе с тем и не менее отличающегося, по поводу и без употребляется эта пафосно-риторическая фигура- «братский народ»? Только лишь оттого, что совместное проживание в условно общих государственных границах несколько больше- лет триста? Да и то- лишь для Левобережья, правобережные губернии в составе Российской империи -это итог ровно тех самых разделов Речи Посполитой, приведших поляков на сто лет под скипетр российского монарха. Достаточно ли рациональных, а не эмоциональных или пропагандистских аргументов для того, чтобы употреблять термин «братья», относящийся к степени родства, вместо другого, с гораздо меньшей эмоционально-пропагандистской окрашенностью- «соседи»?

Отсыл к определению «братский народ» давным-давно принял форму долгоживущего медийно-пропагандистского мема, прописавшегося в информпространстве- как в официальном, так и в сетевой полемике, и много лет внедряемого пропагандой и образованием в массовое сознание.

Смею утверждать, что «братский украинский народ»- миф. Впрочем, в такой же степени, как и для украинцев- «братский русский». Истоки ментальной разности первых и вторых очевидны и исторически обусловлены. Сразу оговорюсь- говоря об украинцах как об этносе, я не имею в виду Галичину, Западную Волынь или Закарпатье с Буковиной -там во многом отдельная песня. Речь о Поднепровье- том территориальном ядре, где и сформировался образ жизни, обусловивший мировоззрение и мировосприятие, доминирующее и сегодня в украинском социуме. Здесь никогда не было ни общинного уклада в земледелии, ни традиций патерналистской государственности -той основы, из которой вырастает солидарность и традиционализм как база общественных отношений- всего того, что стало основой социально-поведенческих приоритетов для русских. И социальные сдвиги, знаменовавшие приход индустриальной эпохи, затронули украинцев гораздо позже, нежели их северных соседей. Всего лишь сто лет назад этнические украинские территории еще оставались аграрной провинцией империи, практически лишенной индустриальных анклавов, уже возникших в угольно-рудных регионах будущего Донецко-Криворожского бассейна или в городах Азово-Причерноморья.

И лишь пару поколений назад, в тридцатые годы двадцатого века, форсированная сталинская индустриализация разрушила местные «структуры повседневности». Как ни относись к этому- но факт остается фактом- до совсем недавних по историческим меркам времен большинство промышленного пролетариата, технической интеллигенции, в значительной мере коренные горожане в Украине- это русские или русскокультурные. Украинцы же- даже нынешние городские жители- это селяне всего поколение-два назад, а сформированный веками архетип не изживешь за столь короткое время. Исключения, разумеется, имели место, но речь в данном случае не о них, а о тенденции. Отсюда и качество местных, автохтонных элит, и их проблемы с перспективным мышлением- откуда ему взяться у земледельцев, вся перспектива для которых ограничивалась годичным циклом- от урожая до урожая? Их время не линейно, а циклично-только теперь от майдана до майдана... Когда четверть века назад на Украину неожиданно свалилась собственная государственность, большинство здесь искренне обрадовались отнюдь не обретению «омріяної незалежності»- им просто оказалась близка возможность вернуться из сферы точных величин, которые принесла сюда советская модернизация, в царство приблизительности- больше не нужным стало себя напрягать, изживать глубинно-архетипичное -можно вернуться к своим гусям и поросятам, базарной торговле, отхожим промыслам... Вот поэтому им глубоко параллельна собственная техносфера. Это не их, это ЧУЖОЕ. Оттого-то у них не было тогда и нет сейчас ментального дискомфорта из-за того, что после 91-го построенные с помощью и по инициативе тех, кого они теперь именуют «украинофобами», города, впитавшие в себя за две волны индустриализации население окрестных сел и хуторов, из промышленных хабов вновь стали большими базарами. Деиндустриализация ближе и роднее их природному архетипу-только и всего. Поэтому, когда я слышу, что в Киеве сидит антинародная власть, это вызывает у меня саркастическую усмешку. Нынешняя власть самая что ни на есть народная -плоть от плоти, суть от сути большинства, это несомненно. И политика, проводимая этой самой властью, полностью соответствует ментальным особенностям этого самого большинства. Майдан и очень многое из его итогов- материализация его, этого большинства, «чувственных идей», его «коллективного бессознательного», если хотите.

Оговорюсь- у меня в помине нет снобизма или национального чванства-я далек от мысли кого-либо идеализировать либо демонизировать. Я всего дишь констатирую очевидное. Например, украинцы часто целеустремленнее, упорнее, прагматичнее, в них гораздо меньше излишнего идеализма-что неплохо, наверное. Иногда. И эти различия пусть и не фундаментальны, но достаточны, чтобы их видеть и объективно учитывать. Причем водораздел между русскими и украинцами здесь -не только в сознании. Он достаточно контрастно выражен и территориально. Бесспорно наличие регионов компактного проживания русских. И в той же степени очевидно существование регионов, где русские и их потомки -действительно пришлые, и даже период жизни нескольких поколений недостаточен для ассимиляции и коренизации.

Хочу обратить внимание еще на один остающийся отчего-то вне заинтересованного внимания нюанс. Следование стереотипу о «братском народе» характерно отнюдь не только для русских, которым приписывается- и не всегда безосновательно- ещё и комплекс «старшего брата». Подобные мифологизированные постулаты застят глаза и украинцам. Если русские, заменив прагматизм мифом, два с лишним десятка лет выстраивали российско-украинские межгосударственные отношения исходя из ложного посыла -мол, раз «брат», стало быть, никуда из «семьи» не денется, а если вздумает- получит по шее, то у украинцев другой перекос- правда, не в реализации межгосударственного сотрудничества, а в сфере государственного строительства. Его суть: если русские и украинцы настолько близки, то совершенно ни к чему создавать условия для сохранения русскими в Украине своей идентичности- достаточно унитарности в госустройстве и моноязычия и монокультурности в гуманитарной сфере- и моноэтничность придет сама собой- местные русские просто станут украинцами- дистанция-то условна. Братья ведь...

На самом же деле двадцать четыре года назад здесь оказались обреченными с ситуативному сосуществованию в унитарном государстве народы с кардинально различными поведенческими шаблонами и ценностным набором. Игнорирование этого факта и желание сшить несшиваемое привело к тому, к чему привело. И в Украине, и в России пора понять и принять эти реалии. Бессмыслица и самообман-именовать братским народ, большинство представителей которого отличны от «брата» ничуть не меньше, чем те же поляки или чехи. Да, есть стереотипы о национальных ментальных особенностях. Возможно, и я в какой-то степени поддаюсь их влиянию. Но вряд ли это влияние занимает доминирующее место. Понятийный аппарат, которым я пользуюсь, чтобы объяснить то, что думаю -это всего лишь форма. А содержание -оно все-таки эмпирическое. Это мой жизненный опыт- опыт русского, выросшего и прожившего много лет среди украинцев. Опыт человека, много лет наблюдающего явление изнутри. Да, оно субъективно. И я относился бы к собственным выводам гораздо более критично, если бы они-эти выводы- не коррелировали в такой степени с аналогичными выводами многих других людей- неглупых и наблюдательных. Повторюсь, что тезис о «братском народе» употребляем, как правило, людьми, никогда здесь не жившими достаточно долго. У местных намного меньше иллюзий.

Резюмируя -единственный, по моему убеждению, выход из клинча- вот то самое, что предано нынче анафеме на высшем уровне в наших многострадальных палестинах-реализация именно того принципа политико-территориального устройства, о необходимости которого говорилось и говорится людьми, понимающими суть вещей. Да-да, на букву «Ф». Произнести термин полностью поостерегусь- упоминание анафемствованой модели чревато как минимум баном материала, а как максимум- уголовной статьей за призыв к ниспровержению основ. Но мне думается, без этого будет плохо всем. И родственникам, и соседям.

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.

Кто наживается на цене газа?

В последнее время кто только не рассуждает о цене на газ и другие энергоносители.

Как возродить кредитование в Украине. Практические...

Можно сделать эффективное кредитования в Украине, если сделать все правильно

Видео покушения на известного политика

На видео запечатлено несколько попыток и реакция окружающих

Народний депутат – про фінансові законодавчі...

Коли вітчизняний фінансовий сектор прийде до омріяного стану, і що для цього потрібно.

Комментарии 4
Войдите, чтобы оставить комментарий
Аналитик
06 Июля 2015, Аналитик

Не соглашусь, что братский украинский народ - это миф. Не соглашусь по простой причине: все люди на земле имеют общее происхождение. Делят народы политики. Делят применяя такие инструменты, как язык, вера и границы. В отведенных нам загончиках, именуемых государствами, нам прививают патриотизм к стойлу, неистовую любовь к пастуху, который в отличие от баранов свободно перемещается по планете, общается с другими пастухами, вступает с ними в разборки, расплачиваться за которые ему приходится своими баранами. И несмотря на всё это рядовые граждане усиливают степень родства вступая в браки с гражданами других стран и покидая при первой возможности навсегда те территории, на которых пастухи забыли о своих обязанностях и отдали свои отары в распоряжение волков.

- 3 +
Бродяга
09 Июля 2015, Бродяга

Бертольд Брехт. Ещё в 1943-м.
Ничего не напоминает? Львов, Киев, Харьков, Одесса... 1991-2013-...

Шагают бараны в ряд,
Бьют барабаны,--
Кожу для них дают
Сами бараны.

Мясник зовет. За ним бараны сдуру
Топочут слепо, за звеном звено,
И те, с кого давно на бойне сняли шкуру,
Идут в строю с живыми заодно.

Они поднимают вверх
Ладони к свету,
Хоть руки уже в крови,--
Добычи нету.

Мясник зовет. За ним бараны сдуру
Топочут слепо, за звеном звено,
И те, с кого давно на бойне сняли шкуру,
Идут в строю с живыми заодно.

Знамена горят вокруг,
Крестища повсюду,
На каждом -- здоровый крюк
Рабочему люду.

Мясник зовет. За ним бараны сдуру
Топочут слепо, за звеном звено,
И те, с кого давно на бойне сняли шкуру,
Идут в строю с живыми заодно.

- 0 +
Ирэн Глэд
02 Июля 2015, Ирэн Глэд

И ещё. Все понятия с приставкой де- несут ослабление, разрушение до нуля явления, обозначенного в корне слова, или ухудшение этого явления. Никакой программы созидания в такие процессы не предусматривается. Боюсь, что объявленная децентрализация не несёт смыслов улучшения А в вариант "Ф" заложен принцип обновления. И кто сочиняет эти новые термины? Вряд ли глупцы... Ещё раз спасибо за статью. Голову освежает.

- 10 +
Ирэн Глэд
02 Июля 2015, Ирэн Глэд

Уважаемый Александр, подтверждением ваших тезисов может быть история моей семьи. Одна бабушка Татьяна русская, другая бабушка Лукерья украинка. Весь 20-й век наша огромная культурная семья жила в состоянии Диалога ментальностей С детства взрослые в семьях учили нас находить " одинаковое в неодинаковом". Другими словами, есть общие наднациональные семейные ( государственные) ценности, и все их укрепляют, а есть культорологические, национальные, мировоззренческие индивидуальные ( региональные), в которые никто не вмешивается. Вы правы.

- 11 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка