Бизнес для творцов и консерваторов

№21(773) 27 мая — 2 июня 2016 г. 26 Мая 2016 1 5

Мирослава Козачук

Мирослава Козачук, соучредитель и руководящий партнер компании Franchise Group, рассказывает об особенностях развития и актуальных направлениях франчайзинга в Украине.

— Мирослава, принято считать, что создавать бренд с нуля значительно труднее, чем воспользоваться уже готовым. Какие выгоды для себя хотят получить предприниматели, стремящиеся вести бизнес на основе франчайзинга?

— Это вечный вопрос, но в то же время очень простой. Люди предприимчивые, собственники по натуре никогда не смогут правильно и главное — успешно работать по франчайзингу. Это особое качество, которое и отличает франчайзера (владельца франшизы. — Ред.) от франчайзи (покупателя франшизы. — Ред.). Первые — вечно придумывающие, так называемые творцы. Это люди, которые время от времени совершенствуют свои бизнес-модели и запускают новые, ведь они не могут сидеть на месте. Им нужно начинать только свой бизнес, ведь в противном случае это закончится неудачной попыткой ведения франчайзингового бизнеса. За свою практику я не раз сталкивалась с людьми, которые приходили на консультацию по покупке бизнеса и уже на первой встрече рассказывали, как они видят и что бы изменили в покупаемом бизнесе.

Но франчайзинг — это правила создателя игры, то есть франчайзера, именно он задает темп и показывает, как идти дальше. Проявить свой талант, внедрить свои мысли и нововведения здесь франчайзи не всегда удастся, так что если вы обладаете такими качествами, создавайте свою систему, у вас все получится, ведь вы никогда не остановитесь на достигнутом.

Второй тип — «консерваторы», люди, которые предпочитают четкие правила и гарантированный успех в любом деле. Это будущие франчайзи. В их случае идеально купить франшизу и работать по давно отлаженной системе, обойдя все преграды, которые могут возникнуть на пути открытия бизнеса. Если отвечать глобально «что выгоднее?», — то купить франшизу. Но возникает вопрос «для кого?», и тогда мы четко понимаем свои выгоды и предпочтения. Главная выгода — покупка готовой бизнес-модели, в которой прописаны все стандарты и процессы, а также опыт франчайзера. Нет ничего более ценного, чем опыт! Кому-то он стоит жизни, кому-то — денег, а для кого-то — это просто сумма вступительного взноса.

— Представленные вами проекты в основном имеют отношение к сфере общественного питания. Это является глобальным трендом или связано с конкретными особенностями развития украинской экономики в настоящее время?

— Люди всегда хотят вкусно поесть! Вот, собственно, и тренд. Это физиологическая потребность, и для многих желающих открыть собственный ресторан или кафе появляется множество вариантов старта своего дела. Если взять аналитику рынка франчайзинга, то всегда на первом месте стоит общественное питание. Это скорее глобальный тренд. Так было всегда в Украине и в других странах.

Тем не менее, думаю, через несколько лет рынок насытится новыми проектами и сильные игроки будут поглощать слабых. Это означает, что некоторое время общественное питание будет находиться в статическом состоянии. Но, как показывает практика, рынок всегда движется, а значит, в скором будущем мы будем наблюдать абсолютно новые европейские бизнес-модели в сфере уличного здорового питания. Этот тренд придет к нам из Европы.

— Стоимость франшизы различных проектов даже в сфере питания отличается в разы. Какие параметры обычно закладываются владельцами в их стоимость?

— Это один из важных и самых повторяемых вопросов от франчайзи. Приведу пример. Ценность франшизы, как ранее мы уже говорили, составляют опыт и так называемый франчайзинговый пакет (ФП). Именно этот документ описывает все процессы и стандарты, за которые платит франчайзи (тот, кто покупает). Стоимость одинаковых франшиз может быть разная. Такие случаи бывают на рынке. Допустим, совершенно похожие бизнес-модели. Одна на рынке 5 лет, вторая — 2 года. Стоимость второй намного выше. И инвесторы (франчайзи) готовы покупать именно ее. По той причине, что она представляет большую ценность для потенциального франчайзи. В эту ценность могут входить:

l Концепция бизнеса.

l Персонализированный (адаптированный) дизайн-проект.

l BRANDBOOK и полный комплект макетов элементов корпоративной идентификации (униформа для персонала, брендированная упаковка для продукции).

l Технологические карты.

l Контакты подрядчиков и поставщиков.

l Франчайзинговый пакет (пошаговая инструкция по всем бизнес-процессам).

l Базовое обучение персонала (начальное обучение администратора и основного функционального персонала кафе, обучение при внедрении обновлений и усовершенствований системы).

l Консультационная поддержка (на этапе запуска и ведения бизнеса в дальнейшем: анализ показателей работы сети, в случае необходимости кризис-менеджмента, консультации по работе объекта и относительно ведения и управления бизнесом).

l Маркетинговая поддержка (разработка макетов рекламной продукции, поддержка единого корпоративного сайта сети и продвижение в соцсетях, разработка мероприятий, программа лояльности, предоставление информации о конкурентах сети).

— Некоторые проекты указывают, что франчайзи должны разделять миссию компании, например вести здоровый образ жизни и занимать активную жизненную позицию. Это всего лишь пожелания или они обязательны?

— В компаниях зрелых франчайзеров они носят обязательный характер. Здесь нет ничего удивительного. Франчайзинг очень выгоден для обеих сторон, но важно понимать, что для того чтобы это партнерство было выгодным и долгосрочным, оно в первую очередь должно основываться на общих ценностях. Собственно, поэтому, когда франчайзер продает свою франшизу, для него важно не просто продать и заработать, но найти партнера по духу. Когда есть такие партнеры, сеть растет и совершенствуется намного быстрее.

Миссия компании и ее цели должны совпадать у франчайзера и потенциального франчайзи. Иначе они не смогут работать. К примеру, как может человек, который покупает, допустим, франшизу Salateira (сеть салат-баров. — Ред. ), иметь другие ценности? Может, конечно, если выступит только инвестором.

Но если этот человек будет развивать бизнес, он должен показывать и своей команде, и гостям, что он не просто зарабатывает деньги, а ведет здоровый образ жизни в данном случае. Сейчас бизнес конкурирует не товарами или услугами, а бизнес-моделями. А в основе бизнес-модели заложены ценностные вещи, которые двигают бизнес.

— Назовите самые динамичные отечественные сети и наиболее привлекательные зарубежные предложения по развитию франчайзинга в Украине.

— Среди успешных — сеть «Еко-Лавка», «Франс.уа», сеть ресторанов Димы Борисова, «Челентано», «Львівська майстерня шоколаду», «Львівські пляцки», «Майстерня Карамелі», Duna, «Технічна студія Винахідник», «Комод», «Нова Пошта», Croc's, «Хінкальня», G.Bar, «Поехали с нами», «Наша Ряба».

Среди зарубежных компаний можно отметить множество потенциально интересных для Украины сетей. Но есть ряд факторов, по которым не все компании могут сюда зайти. Из известных международных компаний, которые вышли на рынок Украины, — Remax, KFC, Cinnabon. В настоящее время мы ведем переговоры с четырьмя иностранными компаниями о выходе на наш рынок. К сожалению, озвучить бренды пока не можем согласно условиям работы.

— Отличаются ли требования зарубежных компаний и их подход к отбору франчайзи?

— Да, конечно. Выбор франчайзи для международной компании занимает 3—7 месяцев, иногда год и несет за собой ряд обязательств со стороны франчайзи.

Во-первых, это всегда тендер с презентацией видения проекта. Международная компания никогда не подпишет договор с первым, кто пришел и принес деньги. В украинской практике такое бывает часто, особенно у начинающих франчайзеров.

Во-вторых, это анализ рынка и понимание конкурентной среды.

В-третьих, не франчайзер, а франчайзи дает свое видение и концепцию развития бизнеса на определенной территории. И если это совпадает с видением материнской компании, вероятность сделки очень высока.

В-четвертых, стоимость международной франшизы в десятки раз выше, чем украинских. По той причине, что международные франшизы заходят на украинский рынок в формате мастер-франшизы (компания, которая купила мастер-франшизу, становится территориальным франчайзером данной ТМ).

— В каких сферах бизнеса франчайзинг в Украине будет расти наиболее динамично в ближайшие годы и где именно от франчайзи потребуются наименьшие капиталовложения?

— Думаем, это будет сфера услуг. Сейчас как никогда множество запросов на разработку франшиз в этой сфере, и рынок еще не перенасыщен. Кроме того, это отечественный ритейл. Это те направления, которые актуальны сегодня для рынка потенциальных украинских инвесторов и не очень объемны в сумме инвестиций.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Частные исполнители скоро начнут свою работу

За незначительные нарушения законодательства частные исполнители будут привлекаться...

Алименты проиндексируют

В случае неоплаты (или отсутствия возможности оплаты алиментов в связи с...

Фармацевтическая независимость Украины

Для страны, оставшейся без собственных препаратов от туберкулеза, СПИДа,...

Еврокомиссар Хан: У нас есть возможность подтолкнуть...

Борьба с коррупцией однозначно остается наиболее актуальной задачей

Государство не заинтересовано в приходе хороших...

Виталий КУЧУК возглавлял казенное предприятие «Запорожский титано-магниевый...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Vejliviy Ded
29 Августа 2016, Vejliviy Ded

Показали бы лучше фото ее старого папика, который ее пихает.

- 0 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка