Частные исполнители скоро начнут свою работу

№24(776) 17 — 23 июня 2016 г. 16 Июня 2016 5

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Слышал, что Рада предоставила частным фирмам функции исполнения решения судов, нотариусов и третейских судов. Раньше это делали госисполнители. Частные исполнители получили в т. ч. право проникать в жилье должника и блокировать деньги на его счетах. При этом в законе не прописана дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность таких исполнителей в случае неправомерных действий. Чем все это может обернуться?

Виктор ЛЕЩЕНКО,
Каменец-Подольский


Решения судов исполняются плохо

Если верить статистике, каждое пятое судебное решение в Украине не исполнено либо же исполняется только частично.

На сегодняшний день функция исполнения судебных решений в стране пока что есть только у Государственной исполнительной службы Украины (ГИС).

Как известно, срок исполнения судебного решения определяется законом «Об исполнительном производстве» и равен шести месяцам для имущественных дел и двум месяцам — для неимущественных.

Тем не менее госисполнители не особо обращали внимание на эти сроки, ссылаясь на загруженность, и не осуществляли исполнительных действий годами.

Такая волокита, порождая безответственность госисполнителей, провоцировала благодатную почву для коррупции в сфере ГИС. Люди вынуждены были давать взятки, чтобы судебные решения по их делам были в конце концов исполнены.

В СМИ давно поговаривали о проведении реформы ГИС по образцу проведенной в 2008 г. в Грузии.

В ходе реформы системы исполнения судебных решений в Грузии был введен институт частных исполнителей. Он вполне прижился в этой стране, и благодаря ему удалось добиться неплохих результатов в ускорении и качестве исполнения решений судов.

От проекта до закона

Возможность создания в Украине частных и беспристрастных исполнителей, которые бы работали за свой процент, обсуждалась еще с середины 2014 г.

Эта идея была воплощена (впервые в стране) в соответствующем законопроекте № 2506а от 14.08.2015 г.

Он рассматривался в парламентских комитетах и сессионном зале, был доработан, в т. ч. юруправлением ВР, и 2 июня 2016 г. законопроект «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» был принят Верховной Радой как закон. Он вступит в силу через три месяца со дня его опубликования, т. е., предположительно, в конце этого года будет уже действовать.

Закон новый, а что нового?

Следует сразу учесть, что данным законом ГИС как госорган не упраздняется. В соответствии со ст.1 принудительное исполнение судебных решений и решений других органов (должностных лиц) (далее — решение) возлагается на органы государственной исполнительной службы и в случаях, определенных законом «Об исполнительном производстве», — на частных исполнителей.

То есть ГИС будет продолжать действовать, частные исполнители возьмут на себя только часть их функций и работы.

Государственный и частный исполнитель, согласно новопринятому закону, равны в правах и в правовом статусе.

Как это было и ранее, определено, кто может быть государственным исполнителем, каковы его статус, обеспечение и пр. (в общем, что касается ГИС, — ничего нового).

Такого у нас еще не было

А вот со ст.16 закона «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений...» появляются безусловные новеллы, поскольку речь уже идет о частных исполнителях.

Указывается, что частным исполнителем может быть гражданин Украины, уполномоченный государством осуществлять деятельность по принудительному исполнению решений в порядке, установленном законом. Частный исполнитель является субъектом независимой профессиональной деятельности.

Напомним, кстати, что у нас уже давно существуют и частные, и государственные нотариусы.

На Минюст возлагаются функции обучения, стажировки лиц, желающих стать частным исполнителем. Минюст также определяет: перечень документов, которые подаются Квалификационной комиссии частных исполнителей лицом, изъявившим намерение осуществлять деятельность частного исполнителя; порядок допуска таких лиц к сдаче квалификационного экзамена; порядок сдачи квалификационного экзамена; порядок повышения квалификации частными исполнителями. Минюст же выдает удостоверение частного исполнителя, определяет требования к офису частного исполнителя, обеспечивает деятельность Квалификационной (а также Дисциплинарной) комиссий частных исполнителей.

Тут ситуация схожа с адвокатурой. Так же для обеспечения деятельности частных исполнителей создаются квалификационные и дисциплинарные комиссии; первые, как описано выше, принимают экзамены и пр., дисциплинарные должны будут следить в отношении законопослушности частных исполнителей, и если что — привлекать их к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, за незначительные нарушения законодательства частные исполнители будут привлекаться к ответственности Дисциплинарной комиссией частных исполнителей по обращениям и жалобам граждан и адвокатов.

Какие требования к кандидатуре частного исполнителя? Им может быть гражданин Украины, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование не ниже второго уровня, владеющий государственным языком, который имеет стаж работы в области права после получения соответствующего диплома не менее двух лет, и сдавший квалификационный экзамен.

Частным исполнителем не может быть лицо:

— признанное судом ограниченным в гражданской дееспособности или недееспособным;

— имеющее не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

— совершившее коррупционное правонарушение или нарушение, связанное с коррупцией, — в течение трех лет со дня совершения;

— которому за нарушение требований законодательства аннулировано свидетельство о праве на занятие нотариальной или адвокатской деятельностью или деятельностью арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора), лишенное права на осуществление деятельности частного исполнителя, — в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения;

— которое было уволено с должности судьи, прокурора, работника правоохранительного органа, с государственной службы или службы в органах местного самоуправления в связи с привлечением к дисциплинарной ответственности, — в течение трех лет со дня увольнения.

Частный исполнитель при осуществлении своей деятельности не может заниматься другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой) или предпринимательской деятельностью.

Желающие осуществлять деятельность частного исполнителя должны до подачи заявления о допуске к сдаче квалификационного экзамена пройти соответствующие обучение и стажировку.

Общий срок обучения и стажировки частного исполнителя не может превышать трех месяцев.

От прохождения стажировки освобождаются лица, имеющие стаж работы государственного или частного исполнителя, адвоката, нотариуса, арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора) не менее одного года или помощника частного исполнителя не менее двух лет.

О прохождении обучения, стажировки частного исполнителя выдается свидетельство, срок действия которого — один год.

Те, кто желает осуществлять деятельность частного исполнителя, подают (после прохождения обучения и стажировки) в Квалификационную комиссию заявление о допуске к сдаче квалификационного экзамена — вместе с документами, подтверждающими соответствие лица требованиям, а также декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера.

Указанная комиссия проводит проверку достоверности представленных документов и сведений.

Срок рассмотрения заявления о допуске к сдаче квалификационного экзамена не должен превышать 30 дней.

Квалификационная комиссия проводит квалификационный экзамен в течение трех месяцев со дня предоставления допуска.

Тому, кто успешно сдал квалификационный экзамен, Министерство юстиции Украины на основании соответствующего решения Квалификационной комиссии в течение 10 дней со дня сдачи экзамена выдает удостоверение частного исполнителя.

За выдачу удостоверения взимается плата (в размере одной минимальной заработной платы).

Удостоверение о праве на осуществление деятельности частного исполнителя выдается без ограничения срока его действия.

Частные исполнители будут действовать территориально, по аналогии с госисполнителями, т. е. только в границах конкретного, закрепленного за ним исполнительного округа.

Информация о частных исполнителях округа и реквизиты их офисов размещаются во всех судах и в органах ГИС, расположенных в пределах соответствующего исполнительного округа.

Частный исполнитель имеет право привлекать, с целью надлежащего выполнения своих обязанностей, работников полиции для содействия в совершении исполнительных действий.

Привлечение работников полиции осуществляется по мотивированному ходатайству частного исполнителя. Оно подается руководителю территориального органа полиции по месту проведения соответствующего исполнительного действия и должно быть рассмотрено по существу не позднее следующего рабочего дня. В удовлетворении ходатайства может быть отказано только на основании привлечения личного состава данного территориального органа полиции к прекращению группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков, а также к преодолению последствий крупных аварий или других масштабных чрезвычайных ситуаций.

Материалы исполнительных производств и архив частного исполнителя являются собственностью государства и находятся во владении и пользовании частного исполнителя в связи с осуществляемой деятельностью по выполнению решений.

Частный исполнитель обязан обеспечить хранение документов делопроизводства и архива в течение всего срока осуществления им деятельности.

Частный исполнитель за свою деятельность взимает награду в процентном соотношении ко взысканной по решению суда сумме и стоимости имущества.

Никакими сверхполномочиями частные исполнители не наделяются. И им, и их государственным коллегам (как и ранее), например, все так же для принудительного вхождения в дом придется получать разрешение суда.

За уголовные правонарушения частные исполнители будут привлекаться к ответственности с ведома Минюста, а за дисциплинарные нарушения — Дисциплинарной комиссией частных исполнителей.

Исполнители — как частные, так и государственные — имеют равные права, за исключением определенных ограничений.

Они касаются решений, которые не могут исполняться частными исполнителями: если должником являются государство, государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации, юридические лица, финансируемые исключительно за средства государственного и/или местных бюджетов, либо когда доля государства в их уставном капитале превышает 25%; если взыскателями выступают государство, государственные органы; если это решения, предусматривающие совершение действий в отношении имущества государственной или коммунальной собственности либо решения о вселении и выселении физических лиц.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Алименты проиндексируют

В случае неоплаты (или отсутствия возможности оплаты алиментов в связи с...

Бизнес для творцов и консерваторов

Мирослава Козачук, соучредитель и руководящий партнер компании Franchise Group, рассказывает...

Фармацевтическая независимость Украины

Для страны, оставшейся без собственных препаратов от туберкулеза, СПИДа,...

Еврокомиссар Хан: У нас есть возможность подтолкнуть...

Борьба с коррупцией однозначно остается наиболее актуальной задачей

Государство не заинтересовано в приходе хороших...

Виталий КУЧУК возглавлял казенное предприятие «Запорожский титано-магниевый...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка