Без конкурентов и загнить можно

№26(778) 1 — 7 июля 2016 г. 29 Июня 2016 5

Руководитель «Укрпочты» уверен, что о приватизации предприятия не может быть и речи. Потому что любая частная компания будет в первую очередь думать о том, как сэкономить деньги. А работа в селе заведомо убыточна

Многие в нашей стране считают, да что там считают — прямо утверждают, что «Укрпочта» — предприятие неэффективное, что оно по всем статьям проигрывает своим конкурентам — частным почтовым перевозчикам. Давайте разберемся, насколько справедливы эти утверждения. И если справедливы — то почему.

Я не собираюсь отрицать очевидные вещи. Государственное предприятие почтовой связи «Укрпочта», его структура управления — по сути тут мало что изменилось со времен Советского Союза. Мы не самостоятельны в своих решениях. Точнее, не полностью самостоятельны.

Выход — корпоратизация и независимость

Вот пример: финансовый план на 2015 г. был согласован только в конце мая. То есть только летом мы могли начать реализовывать то, что хотели, — капитальные инвестиции, ремонт, закупки... А финплан на 2016 г. я утвердил в сентябре: впервые за 20 лет главный финансовый документ предприятия был утвержден за 4 месяца до начала года. И поэтому все необходимые закупки идут без сбоев, за 5 месяцев мы отремонтировали уже 200 почтовых отделений. За весь прошлый год было отремонтировано 375.

Посмотрите, сколько наши конкуренты тратят на рекламу! Десятки миллионов гривен. На нашем предприятии работают 80 тыс. человек, у нас 12 тыс. отделений, мы оказываем 50 различных услуг, ежегодно обрабатываем 300 млн. единиц корреспонденции. А рекламный бюджет в 2015 г. составил всего-навсего 500 тыс. грн.

Да, можно возразить: зачем нужна реклама предприятию, которое и так все знают, которое ведет свою историю еще со времен СССР. Но как донести до людей информацию о наших новых услугах, о том, что мы не стоим на месте? У нас, например, успешно развивается доставка товаров из Китая, появилась экспресс-доставка по Украине. Сейчас рассматриваем возможность внедрения услуги доставки почты дронами в удаленных районах Карпат. Чтобы отвезти корреспонденцию в высокогорное село, нужно преодолеть 20—30 км, а при помощи дрона это несколько километров по прямой.

Давайте зададим себе вопрос — насколько люди в сельской местности платежеспособны. Вот представим село 30—40 км от райцентра, в котором живут 200 человек. Десять получают пенсию, один выписывает газету и одному, может быть, раз в месяц придет письмо. Как туда добраться? Там дорога полностью отсутствует. Но оказывать услуги необходимо — это наши граждане. И почтальон должен получать зарплату.

Во всем мире сельские почтовые отделения убыточны, это ни для кого не секрет. Так вот, возьмем Британскую королевскую почту. Мало того, что она сама зарабатывает 200 млн. фунтов стерлингов, так еще и дотации составляют 250 млн. У нас же почта никогда не дотировалась. Мы ежегодно платим в бюджет порядка 1,2 млрд. грн., и при этом нас лишают дополнительной возможности получать доходы.

Вот такой пример. Есть отделение, которое можно сдавать в аренду. Как происходит процедура? Человек пишет заявление в управление «Укрпочты» — так и так, хочу арендовать помещение. Заявление попадает из какого-то села в район, из района — в область, потом в Киев, и мы рассматриваем, целесообразно передать в аренду или нет.

Если целесообразно, дальше бумага идет в Министерство инфраструктуры. Там есть специальная комиссия, заседающая раз в неделю. Она рассматривает заявление и говорит: действительно, в таком-то селе такого-то района можно сдать помещение в аренду, мы не против. Далее идет согласование с Фондом госимущества, поскольку «Укрпочта» — государственное предприятие.

Фонд госимущества объявляет конкурс на оценщика, тот высчитывает стоимость квадратного метра, оглашает ее (он, а не мы). Только после этого заключается договор аренды с «Укрпочтой», которой, кстати, полагается всего 30% арендной платы — остальное идет в бюджет державы. А вся эта бумажная волокита может тянуться от нескольких месяцев до пары лет. И когда говорят, что «Укрпочта» неэффективно сдает помещения в аренду, мне становится грустно и смешно. Я не могу влиять на этот процесс — чтобы комиссия работала быстро и эффективно, цена квадратного метра была рыночной и т. д.

Выход из сложившегося положения — корпоратизация, превращение «Укрпочты» в акционерное общество, где 100% акций будут принадлежать государству. В нашу хозяйственную деятельность не сможет вмешиваться ни Министерство инфраструктуры, никто. Мы будем самостоятельно принимать решения на совете директоров. А пока что вот эта зарегулированность выбивает из колеи и меня, и весь коллектив. За то время, что я руковожу «Укрпочтой», три министра сменилось, и у каждого свое видение ситуации, свои приоритеты.

При этом я — до сих пор исполняющий обязанности генерального директора. Безусловно, это накладывает свой отпечаток на эффективность управления. Некоторые подчиненные думают: зачем стараться, спешить выполнять распоряжения? Ведь, возможно, скоро будет другой руководитель, который скажет все делать по-другому. Это ненормальная ситуация — на одном из крупнейших госпредприятий нет руководителя с полным объемом полномочий.

Доставка на дом товаров, купленных по интернету, казавшаяся призрачной еще два года назад, обрела сегодня реальные формы

Правительственные газеты как тормоз доставки

У нас существуют проблемы, о которых мало кто знает, которые замалчиваются. Вот есть предприятие «Спецсвязь», оно предоставляет небольшой сегмент почтовых услуг — международные отправления, быстрые уведомления. Во всем мире этим занимается почтовый оператор, у нас же данные услуги забрали, сделали «подарок» определенному высокопоставленному чиновнику.

Спецсвязь — это Министерство обороны, СБУ, секретные кабели и т. д. Спрашивается: зачем им доставка писем за границу?

Все говорят, что письма доставляются не вовремя, долго идут до адресата. Да, это действительно так. Но кто-то пытался разобраться — почему? У нас есть две государственные газеты — «Голос України», печатный орган Верховной Рады, и правительственный «Урядовий кур'єр», и вся доставка корреспонденции привязана к ним.

Вот вы хотите отправить посылку, но она будет лежать у нас на складе до тех пор, пока не будет отпечатан тираж «Голосу України». Тогда мы положим в машину газеты, вашу посылку и повезем по нужному адресу. Раньше — никак. Такая ситуация только в странах бывшего Советского Союза, и данную проблему никто не решает. Более того, подняв ее, можно серьезно получить по шапке.

Я поставил задачу ликвидировать это вопиющее недоразумение. Хочу приобрести автомобили, которые станут развозить только эти две газеты. Но по тому тарифу, который нам будет выгоден. Если нет — извините. Понимаю, что грядет конфликт, но проблему необходимо решать. Иначе в области доставки посылок нас обгонят все частные почтовые перевозчики, их сейчас в Украине около десяти. Кое-кто, кстати, уже обогнал.

В стране печатаются поддельные почтовые марки. Зайдите в интернет, и вы увидите массу сайтов, где вам предложат купить марки в промышленных масштабах и на 30—40% дешевле, чем в отделениях «Укрпочты». Как марки попадают к дельцам? Они что, покупают их у нас и продают дешевле?

Степени защиты почтовых марок, которые приравнены к средствам денежной оплаты, достаточно серьезные. Но их подделывают. Вот в Украине есть банк очень известный, так он отправляет более миллиона писем в месяц: счета, карточки, уведомления... Марки банк покупает не у нас. У кого? Миллион писем. Одно стоит 2,40 грн. Итого — за марки официально надо заплатить 2,4 млн. грн. Но можно их купить по объявлению на 30% дешевле и на этом хорошо сэкономить.

Подобных компаний, покупающих почтовые марки непонятно у кого, очень много. Этот вопрос я поднимаю уже больше года. Вот до СБУ наконец достучались, недавно была разоблачена преступная группа, в состав которой в том числе входили и сотрудники «Укрпочты».

Ведь поддельная марка — это полдела. Для массового вброса корреспонденции (когда клиенты отправляют по 3 млн. писем в квартал) необходима штемпельная машина: вручную наклеить такое количество марок нереально. Что делали члены преступной группы? Они штемпелевали данные письма без оплаты: счетчики на машине скручивались. Сейчас идет следствие, некоторых работников «Укрпочты» отстранили, некоторые уже уехали из Украины. В СБУ говорят, что они заработали 28 млн. грн. По моим подсчетам — гораздо больше.

Хочу отметить, что за подделку почтовой марки раньше грозила уголовная ответственность. Три года назад ее отменили, теперь только административная ответственность — штраф 500—800 грн. Поэтому дельцы, продающие поддельные знаки почтовой оплаты, не стесняются, дают на сайтах свои телефоны. Мы договаривались с такими о встрече (не говоря, что представляем «Укрпочту»), приходили с милицией, но та разводила руками — что мы можем сделать?

«Укрпочта» пристально следит за дельцами, подделывающими почтовые марки. Но если раньше им грозила уголовная ответственность, то теперь — всего лишь штраф до 800 грн.

Реформа как пазл

Говоря о необходимости реформирования «Укрпочты», я еще раз хочу подчеркнуть, что в результате корпоратизации 100% акций или как минимум контрольный пакет должен принадлежать государству. Ни о какой приватизации предприятия не должно быть и речи. Потому что любая частная компания, любой владелец будет в первую очередь думать о том, как заработать деньги и минимизировать расходы, на чем сэкономить.

Мы сегодня говорим, что какие-то наши конкуренты в каком-то сегменте выигрывают. Почему? Потому что они не идут в село, где огромная затратная часть и сплошные убытки. В 1947 г. Украина вошла в состав Всемирного почтового совета. И согласно правилам совета, мы должны предоставлять универсальные услуги вне зависимости от того, выгодно нам это или нет. У нас 30% населения живут в селе, но мы не можем сказать: все, больше не будем работать с селом и ликвидируем там почтовые отделения.

Наоборот, необходимо модернизировать эти почтовые отделения. Сейчас на повестке дня стоит автоматизация 7 тыс. отделений, из них 3 тыс. — в этом году. Есть почтовые отделения, где вообще отсутствует компьютер. Ведется учет на бумаге, затем данные передаются в район и уже оттуда — в Киев.

В прошлом месяце была принята Стратегия развития «Укрпочты» на период до 2020 г. Лично у меня сложилось такое впечатление, что программа, которая была написана 5 лет назад, писалась для бумаги, а не ради реализации. Думаю, в Министерстве инфраструктуры сказали: «вы должны иметь план, пишите», вот его и написали. Вряд ли его потом в министерстве хоть мельком просмотрели — там такая огромная стопка бумаги, сам ее вид отпугивает.

Но честно скажу, там есть здравые, хорошие мысли, которые почему-то не были внедрены. Автоматизация, строительство логистических центров, замена оборудования, сортировка маленьких отделений, учет письменной корреспонденции...

Последнее, кстати, очень необходимая вещь. Мы до сих пор письма считаем на вес, как это было в 30-х гг. прошлого века. Во всем мире принято считать корреспонденцию и в килограммах, и в единицах. У нас сейчас разница может составлять 40—50%. В килограмме может быть и десять писем, и пять.

Ключевая позиция Стратегии развития на период до 2020 г. — это реформа на предприятии. Если говорить глобально, вся реформа заключается в том, чтобы клиент, придя на «Укрпочту», получил качественные услуги и остался доволен.

Прием коммунальных платежей — неотъемлемая часть работы государственного предприятия почтовой связи

А вообще реформа — это пазл, состоящий из множества разных картинок, которые необходимо правильно сложить. Компьютеризация, новые финансовые услуги, возможность покупки по интернету, современная логистика. Т. е. то, что сегодня требует рынок, что может привлечь молодежь. И второе — крайне важно не потерять тех клиентов, которые есть у нас, людей старшего поколения. Получение пенсий, оплата коммунальных платежей, доставка газет, письменной корреспонденции.

Чтобы «Укрпочта» работала более эффективно, на сегодняшний день мы разработали более десяти законопроектов. К сожалению, до депутатов они пока еще не дошли — находятся в профильных комитетах.

Что касается того, что мы в чем-то проигрываем конкурентам, — не беда. В США много логистических компаний, которые доставляют грузы по всему миру, имеют собственные самолеты. Это значит, что они убили американскую почту? Нет, просто они успешно освоили свою долю рынка. Должно быть разнообразие. Не будет у нас конкурентов — будет меньше стимулов хорошо работать. Так и загнить можно.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Деревообработку можно сокращать за ненадобностью

ведь купить древесину в Украине уже сейчас практически невозможно

ЕС и не подозревал: отмена «лесного моратория»...

Между бревнами и пнями: почему одни не желают ничего слушать, а другие – ничего...

Тяжелые зрелища

Введения нормы о беспрепятственном посещении тяжелобольных 24 часа в сутки...

Частные исполнители скоро начнут свою работу

За незначительные нарушения законодательства частные исполнители будут привлекаться...

Алименты проиндексируют

В случае неоплаты (или отсутствия возможности оплаты алиментов в связи с...

Бизнес для творцов и консерваторов

Мирослава Козачук, соучредитель и руководящий партнер компании Franchise Group, рассказывает...

Фармацевтическая независимость Украины

Для страны, оставшейся без собственных препаратов от туберкулеза, СПИДа,...

Еврокомиссар Хан: У нас есть возможность подтолкнуть...

Борьба с коррупцией однозначно остается наиболее актуальной задачей

Государство не заинтересовано в приходе хороших...

Виталий КУЧУК возглавлял казенное предприятие «Запорожский титано-магниевый...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка