Компенсируют ли гражданам ущерб жилью, нанесенный вследствие АТО?

№20(772) 20 — 26 мая 2016 г. 19 Мая 2016 5

Если верить официальному сайту Верховной Рады (rada.gov.ua), в законодательном органе c конца марта текущего года «варится» законопроект № 4301 «Проект Закона о возмещении убытков за разрушенное (уничтоженное) или поврежденное частное жилье лицам, частное жилье или частные домохозяйства которых были повреждены (разрушены) во время проведения антитеррористической операции».

Судя по активности его продвижения (а вывод профильного комитета ВРУ датирован 11 мая), данный законопроект вполне может вскоре стать законом.

Предполагается, что он будет регулировать правовые отношения, связанные с возмещением убытков физлицам за разрушенные (уничтоженные) или поврежденные индивидуальные жилые дома, квартиры, жилые помещения в общежитиях во время проведения АТО в Донецкой и Луганской областях.

Примечательно, что не предполагается возмещение ущерба за разрушенные или поврежденные объекты недвижимости, которые не имеют или не имели статуса жилья, поэтому возмещать ущерб за разрушенные гаражи, сараи, бытовки, дачи (если они не служили жилищем и это не подтверждено документально) государство не будет.

Законопроектом предусмотрено, что «Відшкодування збитків здійснюється протягом 2016—2017 років за рахунок коштів державного бюджету за окремою бюджетною програмою, передбаченою Міністерству регіонального розвитку, будівництва та житлово-комунального господарства України».

Такая оперативность возмещения ущерба кажется весьма сомнительной. Хотя бы потому, что в 2016 г. на это мероприятие денег в госбюджете не предусмотрено, а за 2017 г. вряд ли специальные комиссии (которые предполагается создавать в соответствии с этим же законопроектом) успеют провести столько «обстежень об'єктів» — и это при условии, что деньги на возмещение в следующем году будут.

Не стоит надеяться на возмещение гражданам, у которых разрушенное жилье находится на неподконтрольной территории и на территории соприкосновения войск; там никто комиссий создавать не будет, как и возмещать что-либо.

Законопроект предполагает, что на территориях, которые сейчас находятся под оккупацией и где идут бои, процедура возмещения гражданам убытков, причиненных вследствие повреждения их частного жилья, будет проводиться по мере освобождения этих земель.

Как упоминалось выше, предполагается создание специальных комиссий: «Для проведення обстежень об'єктів орган місцевого самоврядування (районного або міського рівня) (або орган, що тимчасово виконує його повноваження) за місцезнаходженням зруйнованого (знищеного) або пошкодженого об'єкта утворює комісію, організовує та забезпечує її роботу.

До складу комісії крім представників відповідного органу місцевого самоврядування включаються сертифікований експерт з технічного обстеження будівель і споруд, експерт з кошторисної документації, представники районної державної адміністрації, органів соціального захисту населення, державної санітарно-епідеміологічної служби.

Всі витрати по роботі комісії та залученню експертів несе відповідний орган місцевого самоврядування».

С моей точки зрения, законодатели создали мертворожденную и неисполнимую норму, повесив на местные бюджеты затраты по работе комиссии и на привлечение экспертов.

Органы местного самоуправления даже в более или менее благополучных регионах Украины едва справляются с задачами, на них возложенными, и дополнительная обуза для местного бюджета — скажем, содержание ПТУ — может стать катастрофой для местного бюджета.

То, что возмещение ущерба, нанесенного жилью в прифронтовых районах, планируется осуществлять за счет госбюджета, а затраты на создание комиссий возложить на орган местного самоуправления, т. е. на местный бюджет, — весьма сомнительная идея.

Возможно, данный недочет исправят при доработке законопроекта, иначе комиссии рискуют быть не созданными или не заработать в конечном итоге.

Законопроект описывает, на основании чего будут проводиться обследования для последующего возмещения вреда, нанесенного жилью: «обстеження об'єктів провадиться на підставі заяви та документа, що підтверджує право власності на об'єкт або факт проживання у приміщенні власника об'єкта, наймача об'єкта державного чи громадського житлового фонду (крім службового житла) або членів їх сімей чи їх законних представників, що надається до сільських, селищних, міських рад (або органу, що тимчасово виконує їх повноваження) за місцезнаходженням такого об'єкта (далі — органи місцевого самоврядування). У разі загибелі власника об'єкта право на відшкодування шкоди мають члени його сім'ї чи їх законні представники».

Обследование планируется проводить в месячный срок с момента регистрации заявления с выездом комиссии к местонахождению разрушенного или поврежденного жилья.

Комиссия может принять к сведению и учесть задокументированные результаты обследования, имевшего место до создания комиссии.

По результатам исследования повреждений и разрушений жилья комиссией составляется отчет, в котором должны содержаться:

  • «фактичні характеристики і конструктивні параметри будівельних конструкцій, інженерних мереж і систем на момент обстеження;
  • перелік та результати аналізу виявлених відхилень від проектної документації та будівельних норм і стандартів;
  • дані щодо відповідності будівельних конструкцій, інженерних мереж і систем основним вимогам, встановленим Технічним регламентом будівельних виробів, будівель і споруд;
  • обґрунтування причин виникнення дефектів і пошкоджень, прогнозування їх подальшого розвитку і впливу на технічний стан будівельних конструкцій, інженерних мереж і систем;
  • обґрунтовані рекомендації щодо вжиття заходів до забезпечення надійності та безпеки під час подальшої експлуатації об'єкта;
  • категорія пошкодження об'єкта;
  • висновки щодо технічного стану будівельних конструкцій, інженерних мереж і систем та об'єкта в цілому;
  • висновки щодо придатності об'єкта для подальшої експлуатації, реконструкції, необхідності у відновленні, посиленні, ремонті будівельних конструкцій, придбання нового житла;
  • зазначається вартість матеріальних збитків зруйнованого (знищеного) або пошкодженого житлового об'єкта».

Заявитель знакомится с отчетом об обследовании объекта и подписывает его. В случае несогласия владелец (заявитель) имеет право обратиться к председателю комиссии относительно повторного обследования.

Результаты повторного обследования объекта являются окончательными.

Отчет об обследовании объекта подписывается членами комиссии и утверждается ее председателем не позднее двух дней с даты его составления.

Для определения размера ущерба авторы законопроекта разделили разрушенное или поврежденное жилье на три категории в зависимости от степени разрушений (категория указывается и в отчете обследования комиссии).

Первая категория — это полностью уничтоженное жилье, не подлежащее восстановлению, вторая — поврежденное жилье, требующее капитального ремонта, и третья — жилье с незначительными повреждениями, нуждающееся в текущем ремонте.

Размер ущерба (в денежном эквиваленте), который будет возмещен, определяется комиссией.

Для первой категории поврежденных объектов по решению комиссии возмещается стоимость нового строительства или приобретения жилья в пределах соответствующего населенного пункта или района. Для второй и третьей — индивидуально в зависимости от стоимости капитального или текущего ремонта.

Средства в порядке возмещения ущерба зачисляются на специальный лицевой счет владельца жилья (заявителя), открытый в банке, и могут использоваться исключительно для строительства или приобретения жилья, капитального или текущего ремонта; предполагается, что следить за этим будут банки.

Банк на остаток средств на специальном лицевом счете насчитывает проценты в соответствии с установленными банком тарифами по депозитным счетам.

В случае задержки возмещения убытков на срок более года с момента утверждения комиссией суммы убытков эта сумма корригируется с учетом официального годового индекса потребительских цен.

Размер возмещения убытков не включается в состав общего налогооблагаемого дохода.

В случае повторного разрушения или повреждения жилья возмещение может быть повторено.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Частные исполнители скоро начнут свою работу

За незначительные нарушения законодательства частные исполнители будут привлекаться...

Алименты проиндексируют

В случае неоплаты (или отсутствия возможности оплаты алиментов в связи с...

Бизнес для творцов и консерваторов

Мирослава Козачук, соучредитель и руководящий партнер компании Franchise Group, рассказывает...

Фармацевтическая независимость Украины

Для страны, оставшейся без собственных препаратов от туберкулеза, СПИДа,...

Еврокомиссар Хан: У нас есть возможность подтолкнуть...

Борьба с коррупцией однозначно остается наиболее актуальной задачей

Государство не заинтересовано в приходе хороших...

Виталий КУЧУК возглавлял казенное предприятие «Запорожский титано-магниевый...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка