Айварас Абромавичус о том, что $10 тыс. лучше, чем $1 млн.

№13-14(735) 14-20 августа 2015 г. 13 Августа 2015 1.9

Абромавичус«Мы прекрасно понимаем, насколько сложна ситуация в Украине. За последние 25 лет — почти полное отсутствие реформ. Добавьте семь десятилетий коммунистического режима — и получается, что почти столетие экономика управлялась неправильными методами, строилась по неправильным принципам».

Министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус, начавший нашу беседу этими словами, был откровенен:

— За год этого не изменишь. Но мы задаем быстрый темп. И надеемся, что те руководители, которые придут на смену нашему реформаторскому правительству, подхватят эту эстафету.

— Удается ли вам получать информацию о ситуации в экономике Украины из первых рук — непосредственно от предпринимателей, в т. ч. наших зарубежных партнеров?

— Безусловно. Мы общаемся с бизнесом каждый день. Из недавних событий особо отмечу большую встречу с членами Европейской бизнес-ассоциации, а также нашу работу на крупном деловом форуме в Вашингтоне.

На протяжении последнего месяца я объездил три области: Черниговскую, Одесскую, Львовскую. Так что хорошо знаю все ключевые проблемы бизнеса. Некоторые застарелые проблемы регионов, к сожалению, еще пока не смогли решить.

Подавляющее большинство предпринимателей среди главных проблем Украины называют коррупцию и сложившуюся судебную систему. В пятерку ключевых, по данным опросов, также вошли налогообложение, зарегулированность и забюрократизированность всей системы.

Важно понимать, что при решении этих вопросов речь не может идти о создании привилегий специально для какой-то отрасли, для какой-то компании. Мы это уже проходили: дашь кому-то преференцию — и получается лазейка для узкого круга.

На встречах и с одесситами, и с львовянами чувствовалось сильное отвращение к бюрократам, к чиновникам. Люди говорят: побыстрее сокращайтесь, побыстрее ослабляйте влияние государства на экономику — ведь оно недееспособно. И я с ними полностью согласен.

Действительно, что мы имеем? Государство на ранней стадии развития, с очень слабыми институтами и очень высокой толерантностью к коррупции не может быть эффективным регулятором экономики. Так что в этом понимании необходимо снижать роль государства.

Каждое сближение чиновника с частным предпринимателем — это абсолютная возможность для коррупции. Поэтому нужно уменьшать такие возможности. А когда сходятся две частных компании, шансов для коррупции не существует. И нам необходимо действовать в этом направлении.

Мы, конечно, будем работать над новой налоговой реформой, над дальнейшей дерегуляцией. В нашу сферу влияния попадает и антимонопольная деятельность. Слава богу, назначили очень хорошего главу — Юрия Терентьева, который последние годы работал в «АрселорМиттале». И моментально АМК объявил, что все его решения будут публиковаться на сайте ведомства. Это западный подход. Вроде бы простенькая штука, а ничего подобного не делалось. И все гадали — что они там придумали, какое решение приняли, в какие сроки и почему?

Т. е. все подобные вещи нужно выкладывать в публичное пространство. Ведь после революции достоинства люди изменились. Люди хотят максимальной прозрачности во всех процессах — и уже ничего скрыть не удастся.

Ведь что создает благоприятный инвестиционный климат? В нашем случае — прежде всего судебная реформа и борьба с коррупцией. Здесь, как я уже сказал, нам нечем похвастаться. И нам американские партнеры (отметившие, что мы провели на очень высоком уровне деловой форум) сказали: ребята, мы вам верим, у вас план реформ хороший, вы уже много чего сделали. Но даем вам реально последний шанс — буквально так и сказали — для борьбы с коррупцией.

— Насколько я понимаю, вы отстаиваете идею маленького — но эффективного — государственного аппарата?

— Безусловно, и мы хотим на собственном примере показать, что готовы сокращаться очень быстрыми темпами. А всем, кто остается на должности, — платить совсем другие деньги. Это не на 10% больше, не на 20% — это существенно больше.

В то же время те, кто читал мемуары одного из создателей сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю, знают: там пришли к такой ситуации, что прописали чуть ли не в конституции: госчиновник должен получать 60% от зарплаты работника в частном секторе. Почему 60%, а не 100%? Потому что считается, что у того, кто идет в госаппарат, другой соцпакет.

Про себя я могу сказать, что для меня большая честь трудиться в правительстве. Я 18 лет работал в инвестиционной сфере, заработал достаточно денег и накопил сбережения. Так что я готов и бесплатно поработать. И таких же людей привлекаю в команду — тех, у кого есть некий резерв финансовой прочности. Но это не долгосрочный вариант: от шести до двадцати четырех месяцев.

Поэтому нужно как можно скорее менять систему, создать фонд заработной платы (о котором мы уже полтора года говорим) — за европейские деньги.

Я за то, чтобы и украинский бизнес мог в этот фонд средства вложить, но с очень жесткими ограничениями: $25 тыс. в эквиваленте в гривнях, можно $10 тыс. — и обнародовать имена всех, кто дал деньги. Но ни в коем случае не больше. А то он даст миллион — и будет ходить по коридорам министерства и говорить: мол, назначь этого сюда, а того туда, а еще я хочу, чтобы вы...

В этом направлении необходимо быстрее двигаться. Есть уже некое согласие с европейцами, что нам нужно обязательно запустить этот фонд в конце текущего года.

— Понятно, что в новых условиях госслужащие должны работать совершенно по-другому. Очевидно, необходимо создать некую систему подготовки (и переподготовки) чиновников?

— Что касается подготовки госслужащих — я думаю, сейчас она ведется не совсем правильно, раз у нас человек, попав в систему, не меняет ее, а становится ее частью.

Мы с главой государства встречались с президентом Франции — и разговор шел о том, чтобы эта страна предоставила нам определенную техническую помощь в создании школы госслужащих. Поэтому я думаю, что мы будем идти по французской модели. Главная идея — чтобы общество поддерживало (а не презирало, как сейчас) людей, которые идут в госаппарат. Для этого, конечно же, нужно, повторю, платить нормальные зарплаты.

— Вы упоминали о поездках по стране. Я знаю, что вы пользуетесь не только воздушным, но и наземным транспортом — значит, знаете, какие у нас дороги. Очевидно, что привлечение средств и создание условий для развития транспортной инфраструктуры — это и задача Министерства экономического развития и торговли.

— Расскажу, как я ездил во Львов. Хороший поезд — но нет вайфая, да и мобильная связь в пути часто пропадает. Поэтому я срочно выслал эсэмэску министру транспорта и попросил подключить во всех поездах вайфай.

Он ответил, что сейчас как раз проводится тендер, новая процедура, все прозрачно, к этому моменту должен быть вайфай на всех скоростных поездах и т. д.

Конечно, инфраструктуру нужно развивать как можно скорее. Увы, на это денег нет. И здесь важно определиться с приоритетами. Ведь известно, что средства, с умом вложенные в дорогу, приносят в целом очень позитивный экономический эффект. Так что дороги в любом случае нужно ремонтировать — и строить новые.

— Вы рассчитываете в этой сфере на партнерство с частным капиталом?

— Это очень интересная тема. Ее только нужно правильно прописать в законе. Конечно, такое партнерство прежде всего должно работать в инфраструктурных проектах. Оно хорошо зарекомендовало себя в высокоразвитых странах с очень низким уровнем коррупции — Великобритании, Франции и т. д. В Восточной Европе, где коррупция намного ниже, чем у нас, но выше, чем в ранее упомянутых странах, дела идут не столь успешно. Разве что в Хорватии это вроде бы неплохо реализуется.

В любом случае нужно работать в этом направлении.

Что мы еще можем для инвесторов сделать? Развивать индустриальные парки. Но в этом вопросе очень много популизма и лоббизма. Т. е. бизнесмены сами хотят определить несколько типовых парков, а государство должно будет дать все остальное — подключить коммуникации, обеспечить другие льготы, к тому же — хотят завезти туда оборудование без пошлины и т. д. Мы против таких вариантов.

Мы за такие индустриальные парки, где государство содействует подключению всех коммуникаций, но без налоговых льгот. Потому что, подчеркну, мы это уже проходили. Была, например, льгота на энергосберегающее оборудование — так завозили целые фабрики по переработке мяса, все что угодно, кроме, собственно, самого оборудования! Нельзя допустить, чтобы приближенные к власти доили государственную корову без конца.

— Возможно, в подобных экспериментах следует взаимодействовать с местными властями в отдельных регионах? Скажем, создавать с их участием свободные экономические зоны — которые стали бы образцом для остальных.

— Я в принципе — «за». Но я против каких-либо региональных свободных экономических зон. Я за то, чтобы Украина была одной большой свободной экономической зоной.

В этом плане мы вместе с Министерством финансов будем работать над налоговой реформой: до конца лета обсуждаем, принимаем в парламенте осенью и с 1 января вводим новую налоговую систему, которая будет способствовать сокращению теневой экономики, созданию рабочих мест с привлечением инвестиций.

При этом обязательно нужно создавать конкурентность между руководителями областей, между самими областями. И здесь, конечно, многого ожидаем от децентрализации, чтобы регионы получили больше полномочий — и больше денег, но и больше ответственности Мы знаем, насколько харизматичны лидеры во Львове, в Одесской области. Нужно дать им больше полномочий, чтобы они своим позитивным примером заражали всю страну — и все мы двигались бы вперед.

Так, в Одессе будет создаваться некий орган по экономике, т.е. по привлечению инвесторов, по защите их прав и т. д. В целом вместе с Евросоюзом и ЕБРР мы создаем 15 региональных центров по развитию малого и среднего бизнеса (на эти цели будет выделено 55 млн. евро). В этих центрах местные и международные консультанты будут помогать предпринимателям становиться более конкурентоспособными, находить рынки сбыта (в т. ч. пользоваться возможностями ЗСТ с ЕС), а также налаживать рабочие связи друг с другом.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Коломия оголосила суверенітет

«Гройсман, колишній досвідчений міський голова, вже починає забувати проблеми, які...

Владимир ХОЛОПОВ: «На Евро будем биться за медали»

То, что мы сильнее действующих чемпионок континента — было доказано дважды

Судьба телефонистов

Одесса занимает первое место в Украине по числу граждан, официально работающих за...

Украина станет жить лучше, когда власть начнет...

Если у вас нет средств на собственное воспроизводство, обеспечивающее определенную...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка