Дмитрий Олейник: Сырьевой формат экономики приведет к сокращению населения Украины до 10—15 млн. человек

№4(757) 29 января — 4 февраля 2016 г. 28 Января 2016 2 4.9

Правительство должно вернуть доверие общества к власти и перестать слушать вредные советы зарубежных экономистов.

О плане модернизации Украины, о сложностях торговли с Евросоюзом и о том, почему государство уничтожает средний класс, рассказывает зампредседателя Федерации работодателей Украины Дмитрий ОЛЕЙНИК.

Справка «2000»

Федерация работодателей Украины: 01030, Киев, ул. М. Коцюбинского, 1, тел.: (044) 251-7010, 251-7011, www.fru.org.ua

Любительский театр Яценюка

— Дмитрий Николаевич, каковы главные задачи правительства в 2016 г.? Ранжируйте их сначала по степени важности, а потом — по степени реальности их выполнения нынешним составом Кабмина.

— Сначала отвечу на второй пункт вопроса. При таком низком уровне доверия к власти со стороны общества, бизнеса и инвесторов ни одно правительство, а тем более нынешнее украинское не сможет решить ни одной задачи.

Теперь о приоритетах. Как бизнесмен (Дмитрий Олейник — председатель наблюдательного совета АО «Ветропак Гостомельский стеклозавод». Авт.) я бы поставил по степени важности на первое место налоговую реформу.

Что мы имеем на сегодняшний день? С момента принятия Налогового кодекса в 2010 г. изменения в него вносились 95 раз, из них 43 новшества начиная с 21 февраля 2014 г. Отменили снижение ставки налога на прибыль до 16% (оставили на уровне 18%), ставки НДС с 20% до 17%, ввели импортный сбор в размере 5—10%.

Подняли ставки: в 6—8 раз рентные, в 2—3 раза — акцизные. Ввели прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц. Вроде бы создали систему электронного администрирования НДС с идеей понятного и прозрачного автоматического возмещения, но и эта схема, увы, не работает.

Я не говорю об уже традиционных ночных авральных голосованиях в парламенте за бюджет и налоговую реформу. Хотя такая процедура прямо противоречит украинскому законодательству. Кабмин шарахается из стороны в сторону, делая фактически один шаг вперед и два — назад.

Чтобы вновь завоевать доверие предпринимателей, правительство должно извиниться и вернуть нормы поэтапного введения, предусмотренные в предыдущей редакции Налогового кодекса. Если бы не все последние изменения, то уже бы действовали ставки: 16% — налог на прибыль, 17% — НДС, 20% — единый социальный взнос, 15% — НДФЛ.

Ведь бизнес соизмеряет свои инвестиционные планы с правилами, которые устанавливает правительство, а чиновники считают возможным по ходу спектакля менять и название пьесы, и роли, и реквизит.

— Зато актеры все те же...

— К сожалению. Не менее важной задачей Кабмина является защита частной собственности, которая неразрывно связана с налоговой реформой. Ведь до сих пор нет уверенности в том, что ты останешься владельцем бизнеса, инвестировав в него собственные средства.

Это связано с отсутствием серьезных подвижек в вопросе судебной реформы. Во многом правильные вещи сделаны для преобразования полиции, но пока это скорее телевизионные победы. В реальности же правоохранительные органы в лучшем случае просто бездействуют, в худшем — оказывают помощь той или иной стороне в деле рейдерства предприятий.

— Мы слышим декларации власти о необходимости вывода отечественной экономики из тени. Как я понимаю, для реализации этой мечты правительство будет усиливать давление на бизнес. К чему приведет ужесточение фискального бремени?

— При столь низком доверии к стране, на территории которой проходит вооруженный конфликт и правительство которой не держит обещания, данные бизнесу, необходимо создать экономический режим, конкурентный хотя бы с соседними странами. У нас нет никаких стимулов для того, чтобы открывать и развивать производство в свободных экономических зонах или в индустриальных парках.

Анализ фискального законодательства показал, что украинские налоги существенной разницы с соседними странами не имеют. К примеру, налог на прибыль в Польше составляет 19%, в Словакии — 22%, в Турции — 20, у нас — 18%. НДС — соответственно 23%, 20%, 18%, 20%.

Другое дело — проблема в выполнении законодательства и администрировании налогов. Например, по состоянию на конец 2015 г. государство задолжало бизнесу более 100 млрд. грн. При этом руководство страны не может побороть коррупцию, которая сама по себе является мощным теневым налогом и существенно увеличивает затраты предприятий.

Правительство должно очень грамотно проанализировать и рассчитать баланс госбюджета в сторону оптимизации, например — максимально внедрить монетизацию льгот и кардинально пересмотреть систему субсидирования. Так как даже если будет принята идеальная налоговая реформа, при низком доверии, бизнес начнет осторожно выходить из тени не раньше чем через полгода-год. В таком положении вещей есть как объективная составляющая, так и субъективный элемент страха. И в этот период времени, если ничего не делать с бюджетом, его баланс, конечно, будет разорван.

Как только это произойдет, возникнет риск социального взрыва. Ведь если перед бюджетниками накопят задолженность за несколько месяцев, правительство просто сметут.

Второй момент. По моим ощущениям, в Кабмине слишком много сторонних советчиков, которым Украина как серьезный конкурент на глобальном рынке не нужна. Поэтому они на разных уровнях рекомендуют нам то, что нужно делать с точностью до наоборот.

Словацкая защита

— Вы имеете в виду таких экономистов, как советник Натальи Яресько, бывший министр финансов Словакии Иван Миклош, который у себя дома выступал за либерализацию налоговой системы, а нам советует практиковать совершенно иные подходы?

— Именно. Он говорит, что свободный рынок невидимой рукой у нас все отрегулирует. Ничего подобного! Инвестору нужно создать условия и предоставить всевозможные преференции. Что, собственно, Словакия и делает, в отличие от Украины. В результате эта страна, к примеру, выигрывает международный тендер на строительство на своей территории завода Jaguar Land Rover.

(Завод в Словакии станет третьим сборочным производством английского автогиганта за пределами Великобритании. Сумма инвестиций составит 1 млрд. фунтов стерлингов (примерно 40 млрд. грн.). Предусмотрено создание 2,8 тыс. новых рабочих мест.Авт.)

Кстати, в разработанном ФРУ Плане модернизации Украины1 есть отдельный раздел, посвященный борьбе за международные инвестиции. В нем в том числе описан и опыт соседних стран. В Польше, к примеру, инвестор получает льготу в виде 100% амортизации на оборудование в первый же год эксплуатации, а в Словакии — вообще 125%!

__________________________________
1
 Программа модернизации Украины — план реформ, подготовленный ФРУ при участии профсоюзов, отечественных и иностранных ученых и экспертов. Официально представлена в декабре прошлого года. Состоит из двух книг «Украина: от кризиса к экономическому росту» (447 стр.) и «Вехи завтрашнего дня» (510 стр.).

Документ включает:

— Программу модернизации Украины на 20 лет в видении европейских и отечественных экспертов реформ в семи сферах: противодействие коррупции, здравоохранение, экономика, налогообложение и финансы, европейская интеграция, конституционное право и соблюдение законов;

— цели реформ на 10 лет, которые определили работодатели, профсоюзы совместно с отечественными учеными и Агентством модернизации Украины. В работе принимали участие эксперты из Австрии, Великобритании, Германии, Польши, Франции и Швейцарии;

— план модернизации Украины на ближайшие 5 лет, который подготовили работодатели совместно с профсоюзами и ведущими отечественными учеными. В частности, составлен рейтинговый список из 200 перспективных товарных позиций, по которым наблюдается устойчивый прирост объемов мировой торговли и по которым наша страна могла бы быть конкурентной на глобальном рынке.

Обе книги доступны в электронном виде по адресу modernization.fru.org.ua

(В этом месте любой украинский бухгалтер воскликнет: «Ого!» Ведь стоимость оборудования при такой схеме можно полностью включить в расходы предприятия и соответственно значительно уменьшить налогообложение прибыли компании.Авт.).

Я даже не говорю, о том, что местные власти в странах Восточной Европы полностью готовят для инвесторов площадку под создание предприятий (инфраструктуру и коммуникации). Только привози средства и технологии, создавай рабочие места. В Украине же, за редким исключением, инвестор вынужден тратить на все это дополнительные деньги.

Повторюсь, на глобальном рынке наша страна в некоторых сферах уже является сильным игроком, например, в сегменте подсолнечного масла, зерна кукурузы. И вот уже министру финансов кто-то подсказывает, что срочно нужно ликвидировать специальный режим взимания НДС для наших сельхозпроизводителей. Хотя в нынешней ситуации эта норма абсолютно логична.

Так или иначе, определенные преференции для сельхозпроизводителей существуют во всех странах. Товаропроизводители субсидируются по-разному, но господдержка национального агропромышленного комплекса есть везде. Однако именно Украина не нужна миру как глобальный конкурент.

— А что, в мире намечается перепроизводство продовольствия? Скорее наоборот.

— Так-то оно так. С одной стороны, ООН обсуждает стратегии, как в будущем решать вопросы по дефициту продовольствия и водных ресурсов. С другой — понятия конкуренции, рентабельности и ценообразования никто не отменял. Поэтому факт недоедания населения Африки не означает, что на Черный континент экспортеры будут поставлять продукты бесплатно.

— Нужны ли преференции отдельным отраслям промышленности, либо хватит и одинаковых для всех правил игры?

— Слово «преференции» у нас уже становится ругательным. В коррупционной системе координат льготы для отдельных предприятий и даже целых отраслей не дают планируемого для всей экономики страны эффекта.

Но в цивилизованном мире схема приоритетов в экономике прекрасно работает. В том числе там допускают применение механизмов налоговых льгот, государственного субсидирования, благоприятного инвестиционного климата и т. д.

Сегодняшняя позиция правительства — «рынок отрегулирует все сам» — губительна для страны. К сожалению, у нас в последнее время понятие промышленной политики отсутствует в стратегиях власти. Например, отменять сейчас спецрежим взимания НДС для аграриев — ошибка. Эта норма не поспособствует организации глубокой переработки зерна в Украине, наоборот — будет стимулировать его вывоз.

А ведь важнейшая преференция — содействовать переработке сырья в стране. Необходимо осуществить переход к экономике высоких переделов. Каждый этап производства оставляет добавленную стоимость в Украине, создает дополнительные рабочие места.

Мы проанализировали тысячу товаров, на протяжении последних 10 лет имеющих на мировом рынке постоянный тренд роста. Точно так же исследовали импортный рынок Евросоюза. Затем посмотрели, какие сырьевые, логистические и человеческие возможности производства готовой продукции имеет Украина.

Потом наложили друг на друга эти показатели, создали матрицу и вышли на 200 товаров, которые наша страна могла бы поставлять на мировые рынки с наибольшей выгодой. К каким выводам пришли? К счастью, быстрорастущие товары, продукты потребления ЕС и наши производственные возможности в большинстве случаев совпадают. Собственно, Минэкономики уже давно должно было провести такое исследование.

Так вот, товар №1, растущий 10 лет подряд, — подсолнечное масло (15% ежегодно). И хорошо, что наше руководство в свое время приняло решение о стимулировании производства масла в стране, запретив экспорт подсолнечника. Далее идет группа товаров глубокой переработки зерновых. И здесь у нас есть все перспективы повторить успех с подсолнечным маслом.

Заготовка ягеля

— Думаю, по второй группе мы европейскую квоту и близко не заполним... Кстати, с 1 января вступило в силу соглашение о ЗСТ Украины с Евросоюзом. Кто окажется в выигрыше от реализации такой модели внешней торговли?

— Соглашение между Украиной и ЕС несимметрично. Для наиболее конкурентных отечественных товаров ограничительные меры сохраняются. Так, в случае превышения поставок мяса птицы и полуфабрикатов в объеме 16 т в год применяется специальная ставка пошлины от 18,7 до 276,5 евро за 100 кг чистого веса (адвалорный2 эквивалент 25 — 340%).

__________________________________
2 Адвалорная пошлина начисляется в процентах к таможенной стоимости товаров и других предметов, которые облагаются пошлиной.

Если из Украины в Евросоюз поставят больше сухого молока в объеме 1,5 тыс. т в год, то вступит в силу комбинированная пошлина (адвалорная и специальная) в пределах 0,95% таможенной стоимости — т. е. 22,5 евро за 100 кг чистого веса (адвалорный эквивалент 210 — 557,4%).

Максимальный размер тарифной ставки, которая защищает европейский рынок, — 557,4%, украинский — 50%. Количество товарных позиций, подлежащих квотированию, — 380 украинских, 73 — европейских.

(Совершенно свободно из Украины в ЕС можно поставлять: «приматов, ягель, папайю, чай, имбирь, бамбук, какао-бобы, арманьяк, ананасы, кокосы». Этот перечень входит в 25%-ю часть позиций, на которые применяется 0% таможенной пошлины. Не правда ли, «традиционные» для производства в нашей стране товары?Авт.).

Вы правы, что по многим позициям мы выбрали мизер квот, но не потому что поставлять неинтересно, а по причине того, что европейский рынок требует соответствующих сертификаций. У нас — технические регламенты, у них — директивы. Привести все документы в соответствие, особенно для пищевой группы товаров, — очень непростой путь как по времени, так и по финансам.

Пройдет время, мы адаптируемся, нарастим объемы производства. Но если не изменим условия ассоциации с ЕС, то все равно поставлять много товаров в Евросоюз не будем. Потому что тариф на сухое молоко 557% — это не тариф, а заградительная пошлина.

— Есть ли в таком случае смысл заниматься сертификацией при тех мизерных объемах поставок в ЕС? Говорят, европейские разрешительные документы позволят нашим предприятиям без проблем поставлять продукцию не только в Европу, но и в другие страны.

— Считаю, что нет смысла тратить деньги просто на бумажку. Но уверен, что большинство бизнесменов, проходя процедуру сертификации, соответственно меняя регламенты, пересматривают саму процедуру производства, а иногда даже и технологии, что кардинально и положительно сказывается на качестве продукции. А вот это уж точно имеет смысл.

Если за европейским сертификатом украинского производителя стоит не просто бумажка, а высокое качество продукта и новое мышление, это те ключи, которые действительно открывают не только рынок Евросоюза.

Я — производитель стекла. Оба наши завода уже давно имеют сертификаты ISO и более 10 лет интегрированы в Европу, являются членами организации бизнеса стекольщиков ЕС. И когда в прошлом году украинский рынок стекла сократился более чем на 20%, весь избыток продукции мы продали в Европе.

— Какова оптимальная структура отечественной экономики? Например, президент заявил, что горно-металлургический комплекс не стоит внимания государства из-за высокого инвестиционного порога этого бизнеса. Необходимо ли отказаться от модели, основанной на приоритете тяжелой индустрии? К какой модели развития нужно стремиться в ближайшие годы?

— С такой структурой экономики мы не выживем. У нас 3 млн. самозанятых граждан, а из почти 8 млн. штатных наемных работников только 2 млн. человек заняты в промышленности. Все остальные представляют госслужбу, сферу обслуживания, культуру и т. п. Вот, к примеру, в таких бюджетных сферах, как образование и здравоохранение, заняты около 2,3 млн. человек. Не забываем и о 10 млн. пенсионеров. Выходит, что по сути 5 млн. чел. (работники промышленности и самозанятые) кормят всю страну.

При этом наши молодые ученые и наиболее активные бизнесмены уезжают в другие страны навсегда. В 2014 г., по данным ЕС, украинцы стали первыми по показателю роста количества новых резидентов Евросоюза (более 400 тыс. чел.). И они не просто путешествуют или имеют временную работу. Это значит, что они определились с местом налоговых платежей и будущего постоянного места жительства.

  • Экспорт из Украины в ЕС на примере горнодобывающей промышленности

    Экспорт из Украины в ЕС на примере горнодобывающей промышленности, фото №1
  • Структура ключевых позиций экспорта и импорта между Украиной и ЕС

    Структура ключевых позиций экспорта и импорта между Украиной и ЕС, фото №2
Фото 1 из 2

Тенденцию можно развернуть, только если создать в Украине достойные условия для жизни и работы. Предложить такую экономическую модель, при которой нашим гражданам будет комфортнее на родине.

С одной стороны, чуда не бывает, и нельзя одномоментно кардинально поменять экономический уклад, но с другой — можно показать грамотную политику и повышающий тренд. Как от сырьевой экономики перейти к передельной, как привлечь инвестиции, как создать новые рабочие места? Без ответов на эти вопросы и эмиграция продолжится, и сырьевой формат экономики приведет к тому, что в Украине останется 10—15 млн. населения. И все они будут только сеять зерновые и копать руду.

— НАК «Нафтогаз Украины» создает многомиллиардный бюджетный дефицит. Скажите, НАК — это «тяжелое наследие царского режима» или структура, которая после реформирования может быть полезна для государства? Многие эксперты (особенно из сферы частной газо- и нефтедобычи) ратуют за ликвидацию НАК, т. к. считают, что компания изжила себя и в новой модели газового рынка ей нет места. Ряд чиновников (прежде всего руководство «Нафтогаза») предлагают трансформировать НАК в трейдера на внутреннем рынке. Какой из подходов, по-вашему, более правильный и почему?

— Если «Нафтогаз» будет выполнять только функции трейдера, то для меня такая логика непонятна. Тогда правительство должно инвестировать средства и в другие отрасли. Строить свинокомплексы и молочные фермы, к примеру. У государства достаточно функциональных обязанностей, чтобы не отвлекаться на подобную коммерцию.

К тому же еще весной прошлого года парламент внедрил в Украине нормы третьего энергопакета ЕС, согласно которым функции добычи и транспортировки природного газа должны быть разделены. У нас есть «Укргазодобыча» и «Укртрансгаз» — пускай каждый занимается своим делом.

Государству лучше сконцентрироваться на подземных хранилищах газа (ПХГ). При правильном подходе Украина станет крупным игроком на европейском газовом рынке.

(В стране функционирует 13 ПХГ со вторым в Европе после России активным объемом газа — более 32 млрд. куб. м, или 21,3% общеевропейской емкости. Сеть подземного хранения газа состоит из четырех комплексов: Западноукраинского, Киевского, Донецкого и Южноукраинского.Авт.).

Объяснить функции трейдерства НАК на данном этапе можно только тем, что одномоментно процедуру ликвидации «Нафтогаза» провести невозможно, и пока еще необходимо как-то кормить огромный аппарат компании. Я за подготовку дорожной карты ликвидации монополиста на протяжении 3—5 лет. Уж больно много на корпорации долгов висит, т. к. бюджет всегда финансировал ее слишком щедро.

Без золотой середины

За период нынешнего кризиса произошли изменения в структуре украинского общества. Так, в соответствии с исследованием компании TNS MMI, в начале 2015 г. количество граждан, причисляющих себя к среднему классу, достигло рекордно низкого значения за последние четыре года — 9%.

Бытует мнение, что средний класс вреден для существующей у нас системы государственной власти, которую многие эксперты называют государственно-олигархической. Ее можно описать тезисом: «Если ты не являешься владельцем завода, то должен на этом заводе работать». Третьего не дано. Поэтому малого бизнеса должно быть максимально мало. На эту мысль наталкивают и последние налоговые новации правительства. В частности постоянные попытки изменить не в лучшую сторону порядок регулирования упрощенной системы налогообложения.

— Сможет ли Украина добиться экономических успехов при нынешней структуре производительных сил? Когда значительная часть людей, занятых в производстве, работают либо непосредственно на государство (оказывая давление на бюджетную сферу), либо в частных акционерных компаниях, которые в значительной степени монополизировали ликвидные рынки — металлургию, химию, топливо и энергетику, строительство и пр.

— Во-первых, предприниматели — это носители духа свободы. Существует прямая зависимость: чем больше средний класс и малого бизнеса, тем больше свободы в стране. Поэтому сознательно или подсознательно, но каждая власть смотрит на этих людей с определенной опаской.

Во-вторых, сегодня структура налогового законодательства такова, что часть предприятий, которые считаются средними и крупными, используя преференции для малых предпринимателей, дробят свой бизнес. Такую лазейку в законодательстве можно легко ликвидировать, но этого почему-то не делают и душат всех подряд.

Нужно решить эту проблему и, наоборот, культивировать в обществе систему, которая будет выращивать средний класс. В Евросоюзе 56% коммерции приходится на малый бизнес, а у нас — только 16,6%. Налицо полный диссонанс между желанием страны стать частью ЕС и фактической структурой экономики.

Хотя нужно отметить, что у нас с ЕС разные критерии определения малого и среднего бизнеса. Так, в странах ЕС объем продаж малых предприятий составляет до 10 млн. евро в год, а средних — до 50 млн. евро.

Но у медали всегда есть обратная сторона. Так, в подготовке Плана модернизации Украины принимали участие польские эксперты. Я спросил у них, какие, по их мнению, были допущены ошибки при реформировании Польши. Так вот, они жалеют, что сильно переоценили малый бизнес и слишком рьяно начали ломать крупные корпорации.

Малый бизнес хорош для внутреннего рынка, но он имеет свой маркетинговый потолок. А система перетоков в глобальном рынке лучше работает через большие корпорации. Поляки не сохранили крупные национальные торговые сети, и в их страну зашли транснациональные «Метро» и «Ашан». Система глобальной конкуренции стран может быть и не видна, но в результате — польских товаров на полках супермаркетов становится все меньше.

Монополии плохи, когда они не контролируются внутри страны, но без них нельзя выиграть конкурентный рынок за рубежом. Многие страны именно с этой целью создают монополии. Яркий пример — корпорация «Беларуськалий».

— Украинский крупный сырьевой капитал не брезговал входить и в непрофильные для себя ниши вроде розничных торговых сетей.

— Предприниматель имеет право инвестировать во что угодно, в том числе и в торговую сеть, я не вижу в этом проблему. Более того, хорошо, что вкладывает в украинскую, а не, к примеру, в польскую сеть. Плохо, если он использует свою головную структуру для перетекания бюджетных средств для организации непрофильного бизнеса.

Рецепты для улучшения инвестиционного климата государства давно известны: защита от рейдеров, честное правосудие, отсутствие неофициальных поборов, низкий уровень коррупции чиновников и т. д. И фундаментальные причины того, что у нас эти прописные истины едва ли возможны для реального воплощения, нужно искать в коридорах власти.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Коломия оголосила суверенітет

«Гройсман, колишній досвідчений міський голова, вже починає забувати проблеми, які...

Владимир ХОЛОПОВ: «На Евро будем биться за медали»

То, что мы сильнее действующих чемпионок континента — было доказано дважды

Судьба телефонистов

Одесса занимает первое место в Украине по числу граждан, официально работающих за...

Украина станет жить лучше, когда власть начнет...

Если у вас нет средств на собственное воспроизводство, обеспечивающее определенную...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
30 Января 2016, Валерий

Уважаемый Д. Олейник , как я понимаю , преуспевающий бизнесмен , много чего нам
рассказал на тему , что такое в экономике хорошо и что такое в экономике плохо .
Единственное , чего не сказал , так это то , что при нынешнем режиме управления ,
положительные сдвиги в экономике невозможны по определению. Я не думаю , что Олейник этого не понимает , скорее всего, он просто не хочет (боится ) озвучить такую
мысль . Ведь тогда он автоматически превращается в антипатриота (с последующими
неприятными для него экономическими выводами )
Читая статью , наткнулся на поразительный абзац : "Совершенно свободно из Украины в
ЕС можно поставлять : приматы ,ягель , папайа , чай ,имбирь, бамбук , какао- бобы ,
арманьяк , ананасы ,кокосы ." Как вам это понравилось ? По моему, при составлении
документа украинским переговорщикам просто смачно плюнули в морду , не побоюсь
такого выражения , другого они не заслуживают . Как говорит народная мудрость :
ты ему плюй в глаза , а он - божья роса . Кстати о приматах . Почему бы нам не экспортировать " совершенно свободно " 450 дрессированных приматов ? Только боюсь ,
ни один не то что зоопарк , а даже цирк не захочет покупать наших приматов . Уж больно
они примитивные приматы .

- 8 +
niky

рост производства подсолнечного масла в украине--а знаете ли вы что индонезийский -предприниматель получает пальмовое масло в Южном порту у АДЕССЫ -там в него свой дворик -Где находяцца приемные танки для пальмого и кокосового масла ..там жэ этот предприниматель -построил в этом двоире свой Масложиркомбинат-и давит там подсолнух украинский на подсолнечное масло--и всё рядом..только мировые цены разные на эти масла ..Пальмовое масло $450 -$510 доляров за 1тонну ..и подсолнечное масло $1100 доляров за 1 тонну .....такое совмещение масел -это криминал---и щас не различишь -какое масло куда налито или смешано вместе в %%%% -соотношении.....и это было сооружэно при папереднике Мыколе Яновиче-конец -2013 года.....а вообще то именно Пальмовое масло -в Украине гробит -население с юных лет -дети питаюцца пальмовым маслом -целый день -конфетки тортики чипсы- ковбаски сырки и сыры все кондитерские -все х\булочные на пальмовом масле..ОНО накапливаецца в организьме как радиация-НО радиацию ловят приборы на груди закрепленные ................потом прорыв -на стометровке умер ученик-студент -спорцмен---15-18 лет--говорят у него образовался тромб---и никто не виноват ..Только полный запрет на Пальмовое масло --запрет на ввоз--запрет на использование в продовольственном производстве Украины....

- 13 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка