Лев Сомов: «Я не могу просить у государства денег на мечту»

№5(758) 5 — 11 февраля 2016 г. 04 Февраля 2016 1 4.4

На сцене — клетушки со шторками, где едва помещаются нары, застеленные тряпьем, общий стол, ругань, поножовщина и поцелуи. Из всех звуков города в этот подвал, похожий на пещеру, проникает разве что воронье карканье да собачий лай.

Сюда, в спасительные стены, разными путями — напрямик или в обход — пришли герои, представители самого низа социального дна. А еще есть Он и Она — небесные создания, которые под «аллилуйя» простирают всем опустившимся — сломленным и пока еще стойким — руки, указывая, что подняться можно. Пусть и после смерти.

Вызов пророка

Лев Сомов: «Верю в людей» // ИРИНА СОМОВА

30 января на сцене киевского театра «Браво» по-горьковски рассуждали о человеке, который звучит гордо. Премьеру спектакля «И заплачут бомжи...» — комедию правды «На дне» по пьесе классика, не нуждающегося в представлении, многочисленной публике показывали студенты актерской мастерской народного артиста Украины Льва Сомова.

Кстати, насчет многочисленной публики — сущая правда, охочих увидеть постановку собралось столько, что пришлось проход в зрительном зале в срочном порядке заставлять дополнительными стульями.

Удивительно, но спектакль, в котором участвуют студенты 1-го, 3-го и 4-го курсов Института телевидения, кино и театра Киевского международного университета (КиМУ) и режиссер Лев Николаевич Сомов, блистательно сыгравший в нем роль странника Луки — белобородого старца в светлых одеждах и с черной душой, стал репертуарным для стационарного театра «Браво». Случай весьма редкий, если не единичный.

Впрочем, студентам этого киевского вуза не привыкать работать на профессиональных сценах. Во-первых, в этих стенах организован и работает театр «Ковчег» с выстроенной сценой, зрительным залом, хорошим оборудованием. Во-вторых, студенты разных выпусков и мастерских (здесь работают с молодежью известные мэтры, артисты ведущих театральных сцен столицы, а мастер-классы проводят профи со звучными именами и узнаваемыми лицами) хорошо себя зарекомендовали участием на всеукраинских и международных фестивалях.

В ближайшем будущем, возможно, воплотится в жизнь еще один проект не только в жизни университета, который расположен сразу же за Окружной дорогой — на улице Львовской, но и целого Святошинского района Киева. Вот тут как бы не сглазить...

Справка «2000»

Лев Николаевич СОМОВ, народный артист Украины, ярчайший представитель профессии, сценарист, театральный и телевизионный режиссер-постановщик, хореограф, драматург, профессиональный музыкант. Профессор кафедры театрального искусства и художественный руководитель актерской мастерской в Институте телевидения, кино и театра Киевского международного университета.

Неоднократно номинировался на главную театральную премию страны «Киевская пектораль», трижды получил эту награду: в 1997-м — за лучший дебют года за пьесу «Горький роман» (под псевдонимом Лев Хохлов), поставленную на сцене мастерской театрального искусства «Сузiр'я». В 2004-м — за лучшую мужскую роль второго плана («Море. Ночь. Свечи»), в 2012-м — за лучшее пластическое решение («Пассажир в чемодане») — оба спектакля поставлены в Киевском театре драмы и комедии на левом берегу Днепра. Снимается в кино, телепроектах.

Киевский драматический театр «Браво» (ул. Гончара, 79, theatre-bravo.com.ua). Художественный руководитель театра — заслуженный деятель искусств Украины Любовь Титаренко. Билеты 70—100 грн.

Президент КиМУ Хачатур Хачатурян хочет построить стационарный театр, культурный центр и активно ищет здания в этом районе, возможно, даже старые кинотеатры, которые доживают свою некогда яркую жизнь или используются не по назначению. «Как найду помещение, — говорит Хачатур Владимирович, — приглашу инвестора (а они есть), который вложит в проект деньги, сделает ремонт. Для студентов это будет сценическая площадка, а для местных жителей — возможность культурно провести досуг: в районе ни одного театра».

Семинары и лекции в университете читают на английском языке — 30% учебного процесса построено на этом. Зачем будущим актерам, скажем, английский? Ну, хотя бы для того, чтобы играть Шекспира на языке оригинала. Чем, собственно, и собирается вскоре заняться Лев Сомов.

От проектов я возвращаюсь к действительности, конкретно к премьере события, с которого начала. К слову, еще два премьерных показа пройдут 10-го и 20 февраля.

Мы говорили со Львом Николаевичем о правде жизни и сцены, о дне, которое с фатальным упрямством маячит перед нами.

— Честно говоря, я немного удивлена выбором пьесы для постановки: «На дне», Горький, русская классика. В наше время это звучит как вызов.

— Конечно, вызов. Горький — блестящий драматург, я бы сказал, пророк. В том смысле, что он мощно и точно чувствовал содержание общества. А оно всегда одинаково со времен первого греха. Ложь, породившая первый грех, низвергшая человека в пучину земли, и напутствие: «плодитесь и размножайтесь».

У меня в спектакле есть первые люди. Я эту линию провожу метафорически. Хочу показать, откуда началось падение на дно. Человек давно пребывает там.

Во все века при всех политических формациях человечество сталкивается с одними и теми же проблемами. Каждый политик, затевающий войну, попадает на дно, его убивают, казнят, травят исподтишка. На смену приходят другие политики, и все повторяется сначала.

Вот и все мы летим на дно. Одухотворенность человека нынче не в тренде.

— Она в какой-то мере признак слабости и даже дурного вкуса...

— Обратите внимание, мы сегодня переживаем столько выборов, что они в наш дом приходят чаще, чем Новый год. Я внимательно наблюдаю за людьми, предлагающими свои услуги обществу, и думаю, вы согласитесь, что ни один кандидат и слова не произнес о духовности и культуре. Ни в одной программе вы не найдете тезисов: я подниму дух человека, подниму сознание. Вместо этого обещания: построю дорогу, дам пожрать, дам пенсии...

Каждый из них, ведущих за собой массу народа, отправляет людей на дно. Пророческая книга «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха в принципе написана о том же. Как серое большинство по собственному согласию предпочитает жить на дне, вместо того чтобы проживать в прекрасном царстве света в любви и согласии. Вот об этом спектакль. И я рад, что мои единомышленники — студенты, выпускники, коллеги, которые согласились работать над спектаклем, очень трепетно и интимно откликнулись на мои соображения.

Анастасия Крутько и Павел Текучев в роли Натальи и Васьки Пепла

— Нынче приоритетными в нашей культуре считаются акции, так или иначе связанные с АТО. Профильное министерство даже целый проект расписало, «Зброя культури» называется. Предположу, что вы не в числе участников проекта — не тот репертуар. Сколько сегодня стоит поставить полноценный спектакль, пусть студенческий, но репертуарный, для столичного театра?

— Я даже не совсем понимаю, что такое «зброя культури». Если подумать, у нас ведь Шекспир связан с АТО, потому что он написал о подлецах и о том, как эти подлецы уродуют и коверкают мир вокруг себя. Достоевский писал о подлецах. Можно, конечно, надеть защитные костюмы, а можно очень мощно художественным, метафорическим способом ответить на события.

Зброя, оружие — это когда человек сидит в зале и плачет. Тогда происходит очищение человека. Хотя я не отрицаю, что любая война, любая революция поднимает целую волну творцов. Это естественная реакция.

Только в этой реакции, поверьте, львиная доля конъюнктуры, а я конъюнктуру ненавижу. И как ни печально, настоящее искусство в этом море тонет. Очень комфортно и удобно сделать себе имя на теле войны, на теле АТО. В этом смысле творцы, которые воспевают эту историю, зачастую бездарно, ничем не отличаются от брехтовской матушки Кураж, ведь они за счет войны кормятся.

Считаю, что пророками событий всегда будут Чехов, Достоевский, Тургенев, Кобылянская, Франко, Тычина, Винниченко, Сковорода — люди, которые остались в столетиях. А эта пена уйдет, поверьте.

— Я слышала, что в спектакль «На дне, или... И заплачут бомжи» вы вложили собственные средства.

— Здесь от первого и до последнего цента мои деньги. Я не могу просить у государства деньги на мечту. К мечтам оно глухо, я уж не говорю о духовных проявлениях.

Сумму называть не буду. Что вложил, все мое. Приятно, что к этой постановке государство не имеет никакого отношения. Большое спасибо президенту университета, который позволил репетировать не в аудитории, а здесь, в театре. Спасибо худруку театра «Браво» Любе Титаренко, которая предоставила все, что смогла, для этого спектакля: сцену, звук, свет. Мне кажется, спектакль получился.

Капустник без политики

— Лука, персонаж, которого вы играете, говорит запоминающуюся фразу: «Мяли много, оттого и мягок...» Вы мягкий? Вас мяли — жизнь, окружение?

— Нет, я не мягкий. Кстати, в этом спектакле Лука будет несколько парадоксально звучать. Вообще для меня Лука — паразит, однозначно отрицательный персонаж, демон, который приходит, чтобы забирать души. Он является аргументом и причиной смерти людей. Как он признается в своей реплике: «У меня этих баб, Василий, было больше, чем волос на твоей голове». Этот человек — ходок, гулящий, похотливая тварь. Это раз.

Васька Пепел (вор, обитатель ночлежки) спрашивает, есть ли Бог. И тут текст потрясающий. Текст богохульника: «Во что веришь, то и есть». Насколько это звучит современно. Что же получается? Веришь в блуд со зверями, значит, это правильно, воруешь деньги — тоже верно, убиваешь — твоя правда...

Лука — анархист души, который, кстати, избегает наказания: в самый кульминационный момент пьесы его нет.

Анастасия Сегеда в роли девицы Насти, у которой была настоящая любовь, вычитанная в книге

— Снова оттолкнусь от реплики этого героя: «Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя — хорошо я делаю! Хвать, а люди недовольны...» Часто люди бывают вами недовольны? Как вам кажется?

— Я — белая ворона, негативный человек в массовом восприятии и очень неудобный. Я не заканчиваю работу в шесть вечера, не сижу дома по субботам-воскресеньям, не посвящаю столько времени, сколько нужно, жене. Чтобы придумывать спектакли, мизансцены, быть креативным, надо стать очень жертвенным в жизни.

— Не думаю, что ваша супруга Ирина ругает вас за недостаток внимания — она сама человек театра...

— Конечно, она меня понимает, мы давно вместе.

— Позволю себе процитировать Луку: «В любимом — вся душа...» Что для вас любимое и где ваша душа?

— Это очень интересный момент. Незадолго до этой реплики есть еще одна. Лука фактически дает еще одному горьковскому герою — Актеру — руководство по самоуничтожению. Он рассказывает о человеке, который верил в праведную землю, думал о ней, хотел спастись, а приехал ученый, который сказал, что нет такой земли на карте. Что делает человек? Хвать по морде, а потом пошел и удавился.

Этот монолог слышит Актер, и Лука это знает. Многие постановки Луку оправдывают, делают из него святошу, «божьего старичка», а он — редкая тварь. Это продолжение Фомы Опискина Достоевского, Тартюфа Мольера. Жесткое и жестокое продолжение тех негодяев, которые сидят сейчас в парламенте. Которые до сих не наказали ни одного, кто расстреливал «сотню», никого, кто двадцать лет воровал деньги из казны...

— По тексту пьесы Лука собрался в «хохлы»: «Слыхал я — открыли там новую веру... поглядеть надо... Да!..» Что у вас за вера?

— Верю в людей. Все религии говорят об одном и том же, суть любой веры — любовь. Я нормальный грешный человек со своими слабостями, с которыми стараюсь уживаться, во всяком случае пытаюсь делать так, чтобы они не вредили ближнему моему. Но все равно стараюсь любить людей и отдавать.

У меня нет накоплений, нет денег, нет машины. Я не знаю, сколько проживу, но в гроб-то ведь все это не положу. После меня останется вот это: спектакли, роли, сцена... Вот это и есть моя вера.

— Практически у всех своих визави, актеров и режиссеров, я спрашиваю, как они оценивают современный уровень актерского мастерства. В одной из реплик «На дне» Актер говорит: «Образование — чепуха, главное — талант. Я знал артиста... он читал роли по складам, но мог играть героев так, что... театр трещал и шатался от восторга публики...» Встречались вам такие уникумы?

— Мне как профессиональному актеру зачастую приходится сталкиваться с актерами молодыми, не оснащенными знаниями. Сегодня дилентантизм благодаря КВН, многим современным течениям, модным в кругу молодежи, приветствуется. Профессия актерская как сущность даже неприлична, к ней относятся легкомысленно. Не все приходят талантливыми. Это профессия избранных. Но привести к правильным смыслам можно любого.

Когда брал этих детей, которые сегодня вышли на сцену, они были совершеннейшими лузерами. Взявшись за спектакль «На дне», я смотрел в их лица и понимал, какая это авантюра. Но могу сказать, что они очень мощно выросли, пошли за мной и обратились к своей собственной потрясающей красоте.

Екатерина Тополюк и Руслан Шава: Анна и Клещ

— 1 апреля в столичном Октябрьском дворце пройдет интересный проект — театральный капустник с участием ведущих актеров столичных театров. Вы — режиссер-постановщик действа. Не выходя за границы интриги, можете рассказать, над чем будем смеяться?

— Одно скажу, капустник будет не о политике. Юморить со сцены над тем, как какой-то политик снял трусы или еще что-нибудь в этом духе, пусть будет уделом, например, «95-го квартала». Мы же будем шутить о людях.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Коломия оголосила суверенітет

«Гройсман, колишній досвідчений міський голова, вже починає забувати проблеми, які...

Владимир ХОЛОПОВ: «На Евро будем биться за медали»

То, что мы сильнее действующих чемпионок континента — было доказано дважды

Судьба телефонистов

Одесса занимает первое место в Украине по числу граждан, официально работающих за...

Украина станет жить лучше, когда власть начнет...

Если у вас нет средств на собственное воспроизводство, обеспечивающее определенную...

Садовой: о сердце и душе

На «Самопоміч» йде дуже серйозна атака. Як, власне, й на місто Львів, і на Садового

Работа как волк

Бывшему прокурору не обязательно идти в армию, но и на пособие по безработице ему...

Батькивщина намерена «их» остановить

Дмитрий Шлемко: «Якщо раніше люди йшли просто протестувати і кричати «мирно,...

Бесплатное право и наши права

В центры бесплатной правовой помощи чаще всего обращаются люди в возрасте от 35 до 60...

Михаил Резникович: Определяется будущее нашей...

Украина, отказавшись от собственного мировоззрения и исторического опыта, рискует...

Страсти по громаде

Наталья БАБИЙ: «Опоненти стали розказувати людям в селі: якщо об'єднаєтесь з...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
цзы лисицин
05 Февраля 2016, цзы лисицин

Лучик света в стране потерявшей ориентиры. Живём надеждой от выборов до выборов ,но,как наркоман подсевший на иглу, постоянно -четверть века,голосуем за очередного бездарного ,жадного ,вороватого Луку. Если учесть ,что их,как минимум 452,надежда на избавление,остаётся , только на искусство-его жизнеутверждающую, путеводную роль. Нижайшая просьба к Людмиле -больше материалов о людях похожих на Льва Сомова,может даст Бог ,с их помощью возвратимся в свою колею.

- 3 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка