Приговор системе

№29–30(780) 15 — 21 июля 2016 г. 13 Июля 2016 4 2

В работе Андрей Рева ориентируется на опыт братских славянских государств — Польши и Словакии, где болезненные, но необходимые реформы завершились весьма успешно

Почему в нашей стране на борьбу с бедностью уже не хватает денег, что нужно делать с тарифами на коммунальные услуги и как нам обустроить Пенсионный фонд, рассказывает министр социальной политики Андрей РЕВА.

Министерство социальной политики Украины — самый, наверное, открытый для граждан орган государственного управления в стране. Сколько раз бывало: прихожу в какой-нибудь департамент или управление, как тут же — «Куда?», «Документы!», у военизированной охраны появляется многозначительное выражение лица...

В Минсоцполитике же все очень просто. Не скажу, что прямо вот так проходной двор, но если человек идет и по нему видно, что по делу, — вахтер пропустит без лишних слов. Так, наверное, и должно быть: это министерство — самое близкое к простым людям.

Нынешний министр социальной политики Андрей Рева (7 июля ему исполнилось 50 лет) тоже не похож на заматеревшего на госслужбе чиновника. Бывший офицер и учитель истории, 10 лет был заместителем мэра Винницы по социальным вопросам и здравоохранению, до того 5 лет руководил районным (тоже в Виннице) управлением соцзащиты.

Мы усаживаемся напротив друг друга за т-образным столом, пьем зеленый чай и обсуждаем последние события.

Советы советников

— Андрей Алексеевич, в прошлую среду, 6 июля, профсоюзы вывели киевлян на митинг против повышения стоимости коммунальных услуг. С лозунгами «Сначала зарплату — потом тариф». Что вы скажете по этому поводу? Ведь ваша, так сказать, епархия...

— Сейчас мы активно общаемся с нашими экономическими советниками — бывшим вице-премьером и министром финансов Польши Лешеком Бальцеровичем и экс-министром экономики и финансов Словакии Иваном Миклошем.

Почему там люди живут так, а мы иначе? Те кто провел в своих странах успешные экономические реформы (это, отмечу, была так называемая шоковая терапия), объяснили нам наши ошибки.

Вот у нас говорят: «Чтобы платить европейские цены на газ, надо иметь европейскую зарплату. Посмотрите на Польшу, Словакию». Смотрим — да, зарплата 1,5 тыс. евро, за газ платят 500. Бальцерович спрашивает: «А чего вы на сегодняшнюю Польшу смотрите? Давайте смотреть, с чего мы начинали. У нас не было европейских зарплат. И пенсий нормальных не было, это сейчас они есть».

Почему в Польше все это появилось? Потому что когда встал вопрос — что делать, они отпустили цену на газ. Она взлетела до определенного уровня, а потом замерла. Рынок сказал — вот ее предел. А все деньги, которые были, направили на повышение зарплат и пенсий. Поляки боролись с бедностью, а не с тарифами. И через некоторое время зарплаты и пенсии обогнали тарифы.

— То есть понимающие украинские граждане должны выходить на митинги с лозунгами «Сначала тарифы — потом зарплата»?

— Именно так! Бальцерович удивляется: «Что вы делаете 25 лет? Вы боретесь с тарифом, пытаетесь подогнать его под бедность населения и все финансовые ресурсы тратите только на это. У вас на борьбу с бедностью денег уже не хватает. И никогда не хватит. Вы опускаете тариф, думаете — где еще взять денег, а он все равно идет вверх. Так отпустите его! А деньги дайте людям. Все!»

Вот взять теперь Словакию. Когда премьер-министром стал Микулаш Дзуринда, они с Иваном Миклошем за четыре года в 2 раза увеличили доходы населения. До 1998—1999 гг. у них тоже были метания, как у нас. Премьером был Владимир Мечьяр — как наша Юлия Тимошенко, только без косы. Такой же популист — «народ бедный, надо поддерживать».

Доигрались в Словакии до уровня, как у нас сейчас, плюнули, посмотрели на поляков. Пришли серьезные люди — Дзуринда и Миклош, все сделали. Правда, потом их уже никуда не выбрали...

Наши нынешние советники, Лешек Бальцерович и Иван Миклош — не просто реформаторы-теоретики. Они люди, которые реально в жизни что-то сделали и имеют право сказать: «Ребята, мы все понимаем, но у нас было вот так. Вы считаете себя особенными? Хорошо, делайте по-особенному».

— Если не секрет, что еще советуют наши уважаемые экономические советники?

— Смотрите, что у нас творится с зарплатой. Минимальная заработная плата уже несколько лет равна прожиточному минимуму. А к нему привязана вся тарифная сетка: если увеличиваем прожиточный минимум и повышаем первый тарифный разряд, нам нужно найти сотни миллиардов гривен на повышения во всей бюджетной сфере.

При этом при повышении прожиточного минимума простой человек дополнительно получает какие-то копейки, а у чиновников зарплаты могут вырасти чуть ли не в разы: такая когда-то была разработана сетка, чтобы иметь преференции.

Во всем мире кто идет вперед по зарплатам? Бизнес. А у нас — бюджетная сфера. Увеличивает прожиточный минимум, увеличивается минимальная зарплата, потом подтягивается бизнес. И таким черепашьим шагом мы двигаемся. И удивляемся — почему у простых людей зарплаты такие маленькие?

«Зачем вы все это делаете? Разорвите эту глупую связь и просто поднимите минимальную заработную плату!», — советуют Бальцерович и Миклош. Тогда поднимется уровень зарплат в частном секторе, затем в бюджетной сфере, а потом уже подтягиваются прожиточный минимум и все социальные стандарты. Таким образом, не прожиточный минимум будет вперед прыгать, а зарплата. «Вы опять же 25 лет шли не тем путем, поменяйте психологию», — резюмируют советники.

— Тогда резюмируйте — опыт реформирования социальной сферы каких государств для нас наиболее предпочтителен?

— Польша и Словакия. Они по ментальности нам ближе всего. Братья-славяне.

Три уровня

— Одна из важнейших составляющих работы Министерства социальной политики — пенсионное обеспечение. Каждое новое правительство говорит о необходимости реформ в данной сфере. Вот недавно опять заявили... Что вообще происходит? Точнее — хоть что-то в этой области на самом деле происходит?

— Реформы в данной сфере начались в 1998 г., когда был принят указ президента Леонида Кучмы об основных направлениях реформы системы соцобеспечения в Украине — переход к системе государственного социального страхования.

Если до этого граждане все социальные выплаты получали из госбюджета, то теперь, было принято решение, они будут получать их из специальных фондов соцстрахования.

Таковых предполагалось создать пять — пенсионный; на случай безработицы; фонд по страхованию в связи с временной потерей работоспособности и расходами, связанными с рождением и похоронами; по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также фонд медицинского страхования. На сегодняшний день их создано четыре — до медицинского руки так еще и не дошли.

В 2002 г. функции назначения пенсий были переданы от органов социальной защиты в Пенсионный фонд и предпринята попытка реформирования всей пенсионной системы — ее предполагалось сделать трехуровневой.

Первый — это солидарная система, в которую работодатели и работники платят социальные взносы и откуда выплачиваются поточные пенсии. Второй уровень — обязательная накопительная система: часть социального взноса идет не в солидарную систему, а направляется на собственный счет работника, из которого он потом будет получать доплаты к основному виду пенсии. И третий уровень — негосударственное пенсионное обеспечение. (Но это уже по желанию.)

К сожалению, в нашей стране к настоящему времени внедрили только первую часть программы. Накопительную систему так и не ввели.

— Почему?

— Причина банальная — отсутствие экономической стабильности. У нас десять лет шли соревнования в популизме — кто больше любит простой народ. Соответственно, выплаты из Пенсионного фонда росли быстрее, чем его доходы. При этом еще и размер единого социального взноса уменьшили.

В итоге что получилось? Сейчас для выплаты пенсий ежегодно необходимо 275 млрд. грн, а доходы Пенсионного фонда составляют 112 млрд. грн. Дотации государства — 145 млрд. грн. Если увеличивать пенсии, то надо забирать деньги из бюджета. А это минус образование, медицина, инфраструктура и прочее.

Так вот, когда мы говорим о создании второго уровня — обязательной накопительной системе, то должны понимать: что-либо накапливать можно тогда, когда есть излишек. А когда у нас огромный дефицит в солидарной системе, можно ли часть средств еще и зарезервировать? Наверное, нет.

— Вы сказали о втором уровне. А как дела с третьим — негосударственным пенсионным обеспечением?

— Еще 20 лет назад в стране начали создаваться негосударственные фонды. Где они сейчас? Деньги принимали, и... Фактически это были финансовые пирамиды. Нельзя такие фонды сейчас создавать, не дай бог подобная ситуация возникнет со вторым уровнем. Это такой будет социальный взрыв! Сопоставимый с потрясениями, которые мы пережили в начале 90-х годов, когда рухнул «Сбербанк» и были заморожены все вклады.

У нас очень высокий уровень инфляции. 100 грн. десять лет назад и сейчас — это очень разные деньги. А ведь задача состоит не в том, чтобы просто положить деньги на счет в банк или негосударственный пенсионный фонд, а в том, чтобы вклады не обесценились и дали еще какую-то прибыль. Она должна быть хотя бы 2% уровня инфляции. Если в прошлом инфляция составила 49%, то где найти структуру, которая давала бы 51% прибыли? Чем нужно в таком случае заниматься?

— Оружие, наркотики, прочие... излишества?

— Разве что! (Смеется). Поэтому резюмирую — для введения второго и третьего уровней пенсионной системы необходимо иметь социально-экономическую стабильность, излишки средств и структуры, которые обеспечивали бы инвестиционную прибыль в стране. Причем структуры отечественные. Искать зарубежные — это вывод капитала, которого и так катастрофически не хватает.

Кстати, давайте вспомним, как обстояли дела при Советском Союзе. Пенсионного фонда не существовало, пенсии платились непосредственно из госбюджета. При этом обычная пенсия рабочих и служащих была от 80 до 120 руб. Повышенная — 132 руб. Колхозникам платили 30—40 руб.: исходили из того, что у них там приусадебное хозяйство, куры, поросята и так далее. И еще существовали персональные пенсии для уважаемых людей — партийных деятелей, государственных чиновников. Хоть страна была равных возможностей, кто-то был всегда равнее.

Дальше был «Сбербанк». Любой человек мог взять и положить на книжку любую сумму, сколько захочет. Многие говорили — накоплю, выйду на пенсию, и будет у меня хорошая прибавка. По сути что мы имели? Солидарную систему, где учет велся по трудовой книжке (если стаж есть — имеешь право на пенсию), и накопительную добровольную систему. То есть 3-й уровень.

Так что наш человек ментально к обязательному или добровольному пенсионному страхованию готов. Другое дело, что при нынешнем уровне зарплат, тарифов, цен говорить о накоплении очень сложно.

Солидарная реформа

— Все-таки происходят ли сейчас реформы в пенсионной системе?

— В моем понимании реформа — введение трехуровневой системы, о которой я говорил. До этого, как я думаю, еще далеко. Но нам необходимо незамедлительно навести порядок в Пенсионном фонде, в солидарной системе. И это тоже в какой-то степени можно назвать реформой. Кому как нравится.

У нас сейчас 12,5 млн. пенсионеров и 1,7 млн. — официальных безработных. Граждан трудоспособного возраста — 24,5 млн., работают 15,7 млн. человек. Единый социальный взнос платят 10 млн. Проблема? Прежде всего, чтобы ликвидировать дефицит Пенсионного фонда, нужно сделать так, чтобы взносы платили все. Чтобы в законе не было «дырок» и льгот.

Следующее. Из этих 10 млн. человек, которые платят, 4 млн. получают минимальную заработную плату. Стоит вопрос о детенизации зарплаты, тогда отчисления в Пенсионный фонд вырастут значительно.

Третье. Должна быть обеспечена социальная справедливость. Есть в законе условие: пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 57,5 — для женщин. При этом граждане при достижении этого возраста должны иметь страховой стаж 35 и 30 лет соответственно. Но есть люди, которые достигают пенсионного возраста и этого стажа не имеют. Как быть с ними?

Если человек работал на вредном производстве, он может выйти на пенсию на 5 или 10 лет раньше наступления пенсионного возраста. А если у него не будет страхового стажа? С другой стороны — если стаж менее 15 лет, то человек по закону вообще не имеет права на пенсию, а только на государственную помощь, ее выплачивают с 63 лет. Таких граждан у нас очень много.

С 1 июля 2000 г. учет стажа идет по плате единого социального взноса, а не по трудовой книжке. И Пенсионный фонд ведет учет по каждому месяцу: если вы не заплатили, страховой стаж в этом месяце «вылетает».

— Насчет социальной справедливости. Ладно шахтеры — у них работа действительно трудная. Но вот военные, милиционеры — они имеют право выйти на пенсию в возрасте 45 лет. Здоровые еще люди, работать и работать. Это справедливо?

— Так по Конституции. Когда было мирное время, на данный факт многие действительно смотрели косо. Но сейчас ни у кого не возникает сомнений, что военные — это основа государства, что эти люди требуют дополнительной социальной защиты. Не будете кормить свою армию, будете кормить чужую.

Система контроля

— Финансовая забота о вынужденных переселенцах также легла на плечи Министерства социальной политики?

— Официально их сейчас 1,7 млн. человек, и, по моей информации, очень много людей возвращается. Это связано с тем, что государство так и не смогло помочь им в решении проблем. В первую очередь — жилищных. Но создаются искусственные барьеры в самых разных сферах жизни. В том числе, увы, и в выплате пенсий — по нескольку месяцев люди их не могут получить — из-за несовершенного реестра.

Человека всегда тянет домой. Но, думаю, учитывая сложившуюся на Донбассе социально-экономическую ситуацию, многие скоро вернутся обратно. Работы нет. Шахты порезали, заводы вывезли... И что делать? Идти к боевикам?

Как бы ты ни любил свой дом, но если нет работы, поедешь куда-то искать варианты. Ведь почему во всем мире происходит трудовая миграция? Кстати, когда-то на Донбасс тоже ехали не от хорошей жизни. Думали: приеду, годик поработаю, заработаю денег — и домой. А потом мазанку построил, женился, дети пошли... На Крайний Север люди точно так же ехали. Я прогнозирую, что к зиме опять пойдет поток переселенцев из Луганской и Донецкой областей.

— В Пенсионном фонде огромный дефицит, денег на выплаты не хватает, и при этом предполагается повышать социальные стандарты. Откуда брать средства — включать печатный станок? Который, такое ощущение, и так уже работает 25 часов в сутки.

— Соцстандарты должны соответствовать критериям экономического роста. У нас запланировано улучшение на 12—13%, и мы приняли решение, учитывая наши возможности, о повышении соцстандартов на 16%.

— Как обстоят дела с субсидиями в связи с повышением тарифов на коммунальные услуги?

— В Украине в настоящее время порядка 15 млн. домохозяйств, и мы прогнозируем, что 9 млн. из них будут получать субсидии. Это приговор нашей системе, которую мы создавали 25 лет. Однако средства на государственную поддержку есть.

В прошлом году тарифы были повышены в 7 раз, сейчас — в 2 раза. Это серьезный удар по карману, но дальше тарифы расти не будут, так — колебаться, корректироваться. А соцстандарты, зарплаты и пенсии начнут повышаться. И количество субсидиантов станет уменьшаться. Уверен, мы потом ежегодно сможем говорить: «Вот смотрите, еще миллион семей сами оплачивают эти тарифы, про которые говорили, что они страшные и неподъемные».

— Многие получают субсидии, скажем так, не вполне заслуженно. Кто-то вроде бедный, но бабушкину квартиру в аренду сдает и т. д. Как с этим бороться?

— Есть институт государственных социальных инспекторов, которые подобные факты проверяют. Уже год работаем. Мы обмениваемся информацией с Государственной фискальной службой, Министерством финансов, которое проводит верификацию, проверяет банковские вклады. Система контроля отстраивается.

Надо расширять базу — должны платить все. Это наша цель на данном этапе. Потом будем работать над накопительной системой по мере оздоровления экономики.

— Вы говорите о детенизации заработной платы, о том, что необходимо ликвидировать лазейки и льготы при уплате единого социального взноса — чтобы навести порядок в солидарной системе. Под силу ли это Министерству социальной политики?

— Есть операционный план правительства, краткосрочный, по наведению этого самого порядка. Мы работаем совместно с налоговой, министерствами экономики и финансов. Так что уверен — справимся.

Надо запустить процесс так, чтобы его уже не остановить. Вот Миклош давно не министр финансов и Бальцерович не вице-премьер, но дело их живет. И это самое главное.

Справка «2000»

Министерство социальной политики Украины. 01601, Киев, ул. Эспланадная, 8/10. Тел.: (044) 226-2445, 289-0098 www.mlsp.gov.ua, info@mlsp.gov.ua (для юридических лиц), zvernennya@mlsp.gov.ua (для граждан).

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сергей КУЛИШ: Охочусь только на медали

Никогда не смогу ногой дверь открыть и сказать: «Вот, я олимпийский призер, давайте...

Коломия оголосила суверенітет

«Гройсман, колишній досвідчений міський голова, вже починає забувати проблеми, які...

Владимир ХОЛОПОВ: «На Евро будем биться за медали»

То, что мы сильнее действующих чемпионок континента — было доказано дважды

Судьба телефонистов

Одесса занимает первое место в Украине по числу граждан, официально работающих за...

Украина станет жить лучше, когда власть начнет...

Если у вас нет средств на собственное воспроизводство, обеспечивающее определенную...

Комментарии 4
Войдите, чтобы оставить комментарий
Корнилов, Ю.Н.
23 Июля 2016, Корнилов, Ю.Н.

Простите, но не единому слову этого министра я не верю.Первую жалобу в Минсоцполитики я написал ещё в мае 15 года Розенко. И вот только вчера получил уже второй ответ, но уже от Ревы. А всего - 8 писем министрам и 8 от них ответов. И все как "под копирку". Правда, одну жалобу удовлетворили - жене в июле сняли с пенсии налог. Но и тут обманули - сделать это должны были в январе 2016 г (так гласит ответ от Ревы от 11.04.16. №4363/039/161-16). А моя просьба так и не удовлетворена - льготы на ЖКХ мне как ВОВ не восстановлены. Придётся писать и дальше.В нашей длинной переписке я указывал какие законы были нарушены, как не учитывались решения КС, как "на ходу" подправляли законы и о пр. и пр. Ни на один вопрос я так ответа и не получил.Как же можно верить этим людям? А как теперь возвратить жене незаконное, в течение года сокращение пенсии на 16,5%, что запрещено законом? Я понимаю, что мы. два старика можем и не дожить до положительного ответа, но я всё-таки хочу заставить нынешнего министра прочитать все мои письма и ответить по существу. Может я и пустой мечтатель. Но власти наши - всё-таки предельно аморальны, лживы и вороваты. Простите великодушно, наверное не стоило всё это "выплёскивать", но внутри всё кипит от подобного отношения к старикам - скольно им осталось, но и тут их за людей не считают.

- 1 +
Александр Берман
22 Июля 2016, Александр Берман

Беда той стране, в которой министры рассуждают, как дилетанты. На самом деле мы имеем в Украине грабительскую власть, которая для увеличения прибыли олигархам орудует в карманах своего народа. И сама инфляция, и "подгонка" якобы с целью её компенсации заработной платы - неприкрытый и подлый грабеж населения. При этом и само государство страдает - ведь обесценивается национальная валюта - гривна. Страдают и депозитные вкладчики, поэтому все, кто может вывозит капитал за рубеж. ДЕНЬГИ НЕ РАБОТАЮТ В СВОЕЙ СТРАНЕ!!! Отсюда и вечная их недостача.
Вывод: 1.Запретить вывоз капитала. Никаких офшоров. Инвестировать только своего производителя.
2. Правительству не заниматься сносом памятников и переименованием городов - это дурость, а прекратить войну и заниматься вопросами развития производства в своей стране.
3. ИСКАТЬ РЫНКИ СБЫТА! Ради своих рынков, ради устранения конкурентов, США идут на любые подлости, включая военные. Не нужно брать их пример. Нужно дружить с теми, кто нуждается в нашей продукции и кто будет способствовать её росту. А это отнюдь не США и не ЕС!

- 4 +
Alexandr Perov
16 Июля 2016, Alexandr Perov

Лапша, простите великодушно. Откуда субсидии? Правильно, с бюджета. А куда идут? Правильно, олигархам. А дальше куда? В экономику Неньки? Не-а! В офшоры. И ку-ку. Была справедливая система, в которой цена зависела от величины потребления: чем выше, тем дороже. Премьер Володя примерит 500 м, куб. домища, мол, вы, минидоходяги, покажете им кузькиу маманю. . Но не говорит, сколько % потребителей такого пошиба. При бандовладе М куб. стоил 40-50 коп. Делим 700 к. на 50 к = 14 раз. Но в субсидке тесть СОЦНОРМЫ. На газ: 14 м куб. Остальные кубики по полной. Но самое интересное, что субсидки положены где-то до 1600 с чем-то. остальные пересичные работяги по полной. В общем, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

- 5 +
рок

бла-бла-бла ... всё те же мантры про реальные цены на энергоносители, детенезацию, подлое советское наследие, реформы (без конкретного наполнения). и не слова о рабочих местах и как наполнить кошельки простых граждан. перетягивание тришкиного кафтана с места на место и пустая демагогия.

- 10 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка