В красной-красной комнате…

30 Августа 2016 4.8

Здание Фонда Louis Vuitton не менее революционно, чем коллекция Сергея Щукина // FONDATIONLOUISVUITTON.FR

Французские газеты сегодня не скрывают эмоций: «Мы в восхищении». И тому есть причина. В середине октября в парижском фонде Louis Vuitton открывается невиданная экспозиция — крупнейшая подборка картин из собрания русского коллекционера и мецената Сергея Щукина. Главная интрига в том, что большую часть этого собрания составляют шедевры французских художников, представлявших молодое искусство начала прошлого века.

В то время как Париж еще присматривался, привыкал к творчеству тех, кого спустя полвека объявит гениями, в далекой Москве их работами уже вдохновлялась новая плеяда талантов.

Конечно, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Сезанн, Гоген, Моне, Деррен, Дега, а именно их покажут в экспозиции, в большом количестве представлены на своей родине — в многочисленных французских музеях. Но картин, которыми на время выставки поделятся с коллегами два русских музея — Пушкинский и Эрмитаж, ранее здесь не презентовали.

Да и вообще, как подчеркивают музейщики, Сергей Щукин сыграл немаловажную роль в деле «французского просвещения» в смысле знакомства и популяризации разных течений арта уже в России, а отдельным авторам помог добиться признания.

«Красную комнату» Матисс написал по заказу своего покровителя и коллекционера Сергея Щукина // FONDATIONLOUISVUITTON.FR

Например, Матиссу. С этим художником у Щукина сложился плодотворный творческий тандем. Во-первых, Сергей Иванович покупал картины этого фовиста еще тогда, когда тот был вовсе неизвестным в профессиональных кругах художником и откровенно нуждался, щедро снабжал его заказами. Во-вторых, в своем доме в Большом Знаменском переулке хозяин повесил два больших панно, исполненных Матиссом. Это, пожалуй, самые известные сегодня полотна автора: «Танец», «Музыка» и еще «Гармония в красном» («Красная комната»), созданная также по просьбе мецената.

А картина основоположника импрессионизма Клода Моне «Скалы в Бель-Иль», как считают специалисты, вообще была первой работой художника, оказавшейся в России. Впрочем, другие в качестве холста-пионера называют «Сирень на солнце». И тут вклад Сергея Щукина переоценить сложно.

Поль Гоген «А, ты ревнуешь?». Сам художник считал это произведение лучшим из всего, что он когда-либо сделал // FONDATIONLOUISVUITTON.FR

В анонсируемой экспозиции будет 130 картин представителей импрессионизма и постимпрессионизма, среди них дюжина работ Гогена, по 8 — Сезанна и Моне, 22 — Матисса и 29 — Пикассо. Отдельно стоит подборка русского авангарда в рамках этой коллекции. Ее представляет Третьяковская галерея и несколько иностранных музеев.

Кстати, все эти работы были в публичном доступе в начале прошлого века. Старовер-меценат открыл двери своего богатого особняка в стиле барокко, дабы каждое воскресенье простой смертный смог полюбоваться предметами искусства, которыми вдохновлялся сам хозяин. Он лично водил экскурсии, во многом дав напутствие русскому авангарду, который до сих пор занимает самые высокие позиции на западных аукционах.

Народ в Щукинскую галерею валом валил. А вот преподаватели Московского училища ваяния и зодчества были несколько озадачены. Их воспитанники, которым надлежало осваивать академическую школу, слишком уж часто посещали дом в Знаменском переулке, охотно впитывая явные вольности радикального по тем временам искусства.

Отдельное слово нужно сказать о воссоединении коллекции Сергея Щукина, правда, пока не в полном ее объеме (речь идет о 256 шедеврах). После революции, эмиграции коллекционера во Францию его собрание было национализировано, расформировано, а потом распределено между двумя музеями.

Анри Руссо «Битва тигра и буйвола». В коллекции Щукина было семь картин этого автора // FONDATIONLOUISVUITTON.FR

Выставка, о которой нынче так громко говорят во Франции, во многом состоится не только благодаря соглашению и сотрудничеству музеев и фонда, но еще и личной инициативе внука Щукина — французского аристократа Андре-Марка Делок-Фурко.

Но не только публика с нетерпением ждет вернисажа, искусствоведы также в приятном возбуждении. Уникальная коллекция Щукина, к которой у западных специалистов пока еще не было доступа, поможет пролить свет на некоторые темные пятна в истории искусства.

Например, такие. Музейщики неустанно проводят научную работу в архивах Амбруаза Воллара — знаменитого торговца произведениями искусства, Анри Матисса, Пабло Пикассо, но в некоторых случаях так и не могут найти сведения о продаже-покупке той или иной работы. Вот как раз русская коллекция расставит все по своим местам. А возможно, предстоят новые открытия?

Выставка в залах фонда на улице Махатмы Ганди в Булонском лесу продлится с 20 октября до 20 февраля будущего года. Билеты от 5 до 32 евро (142—911 грн).

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка