Гремила Шумиловна: явление второе

№15-16(736) 21—27 августа 2015 г. 07 Августа 2015 5

«Горе-богатырь Косометович» — комическую оперу, к созданию которой приложила руку августейшая особа — Екатерина II, обещают представить искушенной публике на XVIII Фестивале старинной музыки Earlymusic.

Этот международный культурный проект (весомый в Восточной Европе, крупнейший в России) специализируется на музыке средневековья, ренессанса, барокко в ее аутентичной подаче. Пройдет он с 20 сентября по 8 октября в Петербурге.

Наряды уже готовы, зрителей просят
Наряды уже готовы, зрителей просят

Earlymusic существует с 1998 г., создан благодаря энтузиазму Элизабет Уайт (на то время директора Британского совета), Марко де Мони и барочного скрипача Андрея Решетина. С тех мероприятие ежегодно приглашает гостей в конце сентября — начале октября. С каждым новым сезоном масштаб фестиваля растет. Недаром поддержку ему охотно оказывают иностранные консульства и культурные институты.

Чем отличается этот фестиваль от множества подобных, которые проходят по всей Европе? Во-первых, акцент здесь поставлен на музыку придворную и традиционную для русских дворянских усадеб, потому концерты дают во дворцах Санкт-Петербурга и площадках с соответствующей духу атмосферой. Несколько событий этого года анонсированы, например, в Гатчине.

Во-вторых, еще одна немаловажная составляющая феста — национальная музыка, позволяющая в историческом контексте узнать культуру, скажем, персидскую, японскую, османскую, китайскую, корейскую.

Среди солистов и ансамблей, заявленных в программе, — известные в этом направлении коллективы и исполнители. Например, английские песни барочной поры исполнит контратенор Майкл Чанс (Великобритания), старинные дивертисменты покажет балет Анжолини (первая российская барочная танцевальная труппа), программу Codex Faenca везет итальянский ансамбль Mala Punica, классику жанра дуэтом на виоле да гамба исполнят Паоло Пандольфи и Амели Шеман (Италия), с «Рококо» выступит австрийский контратенор Макс Эммануэль Ченчич.

Доминирующую музыкальную программу разбавят лекции и презентации книг, посвященных культуре барокко. Кстати, отдельные части программы, представленные на форуме, как правило, повторяют и в других городах страны. Так что количество публики, вовлеченной в исторический процесс, повышается.

Теперь о главном и ожидаемом событии фестиваля — опере «Горе-богатырь Косометович». Музыку по либретто Екатерины Великой написал испанский композитор Мартин-и-Солер. Он автор блестящих опер «Редкая вещь», «Древо Дианы», которые били рекорды популярности в Европе, затмив даже моцартовские опусы.

В Петербург композитор приехал в 1788 г., получил статус придворного и прожил здесь до самой смерти в 1806-м. Даже похоронен на местном Смоленском кладбище.

По либретто императрицы (а эта дама любила и умела писать назидательные произведения, недаром величайшие мыслители-современники отмечали ум русской царицы) написано 5 опер. В образе главного героя Горе-богатыря Косометовича Екатерина вывела шведского короля Густава III, затеявшего войну с Россией. Имена для других персонажей самодержица придумывала с особой изобретательностью, например Локтмета, царица Арзамасская, царедворец Кривомозг, казначей Громкобай и боярыня Гремила Шумиловна.

Впервые оперу представили ко двору 20 января 1789 г. в Эрмитажном театре. Нынешнюю постановку (восстановленную с учетом тогдашних традиций) покажут 4 октября в зале, где она впервые прозвучала.

К ожидаемой премьере приложили руку «Солисты Екатерины Великой» — российский коллектив, специализирующийся в области исторического исполнительства. На счету ансамбля — воскрешение подлинных барочных шедевров: опер Иоганна Маттезона «Борис Годунов», Джованни Паизиелло «Мнимые философы».

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка