«Погребальную песнь» Стравинского нашли столетие спустя

09 Сентября 2015 4.7

Мэтр Игорь Стравинский // PEOPLES.RUЭто небольшое оркестровое произведение, всего-то на 106 тактов, композитор написал на смерть неутомимого музыкального труженика, своего учителя — Николая Андреевича Римского-Корсакова.

«Погребальную песнь» в первый и последний раз исполнили 17 (30) января 1909 г. в Большом зале Петербургской консерватории на концерте, посвященном светлой памяти композитора. За дирижерским пультом стоял Феликс Блуменфельд. После чего рукопись пропала.

Сам Стравинский считал, что сей опус, как и несколько других написанных им вещей, оставленных на родине, утерян в революционной чехарде. В своих письмах он сетовал, что потерявшееся сочинение оставило пробел в его творчестве между «Фантастическим скерцо» и «Фейерверком» (1908 г.) и легендарным балетом, написанным по заказу Дягилева для «Русских сезонов» — «Жар-птица» (1910 г.). Сожалел он о пропаже еще и потому, что считал «Погребальную песнь» наиболее «передовой по использованию хроматической гармонии в период, предшествующий его феерической известности».

На днях известнейший российский музыковед, эксперт по творчеству Стравинского Наталия Брагинская сообщила общественности о фантастической находке. В библиотеке Санкт-Петербургской консерватории обнаружены оркестровые партии «Погребальной песни».

Ее искали многие исследователи, их работа в этом направлении не прекращались и после смерти Стравинского в 1971 г. в Нью-Йорке. Ноты нашлись случайно, благодаря переезду консерватории в новое помещение. В старом шкафу, стоящем в коридоре, которым давным-давно никто не пользовался, отыскалась заветная партитура. К слову, не она одна.

Вместе с опусом Стравинского лежали сочинения Кюи, Мусоргского, Штейнберга. Ноты списали, после чего они подлежали уничтожению еще в 1951 г. Однако, судя по всему, тогдашний библиотекарь не нашел в себе силы уничтожить ноты, спрятав их «в долгий ящик».

Для украинцев эта находка восполняет еще одну лакуну, связанную с деятельностью композитора в своем имении Устилуг (Волынская область).

Вот как описывает процесс вдохновения сам автор в «Хрониках моей жизни»: «…Когда я вернулся в деревню, у меня явилась мысль почтить память моего учителя. Я написал «Погребальную песнь». К несчастью, партитура этого произведения (пропала в России во время революции вместе с множеством других оставленных мною вещей). Я забыл эту музыку, но хорошо помню мысль, положенную в ее основу. Это была как бы процессия всех солирующих инструментов оркестра, возлагающих по очереди свои мелодии в виде венка на могилу учителя на фоне сдержанного тремолирующего рокота, подобного вибрации низких голосов, поющих хором. Вещь эта произвела сильное впечатление как на публику, так и на меня самого. Было ли это вызвано общей скорбью или достоинством самого произведения, судить не мне».

Как обещают музыковеды, вскоре сочинение тщательно изучат, а потом оно снова обретет сценическую жизнь. Спустя сто с лишним лет со дня создания и мы услышим мелодии в виде венка и тремолирующий рокот.

Загрузка...

Ода «К радости» прозвучала в одесском трамвае

Знаменитый скрипач Павел Шпорцл приветствовал одой «К радости» европейский...

Россия официально отказалась от участия и трансляции...

Вариант замены Юлии Самойловой на другого исполнителя даже не может рассматриваться,...

Рэпер 50 Cent ударил неугомонную фанатку в грудь во время...

Чернокожий певец, поняв, что просто так ему не вырваться, ударил экзальтированную...

По Одессе промаршировали янычары

Завершилась феерия звука общим концертом участников под стенами оперного театра

ЕBU пообещал перенести Евровидение-2017 в Берлин, если...

Если ситуация продлится, Украина не сможет участвовать в конкурсе вообще

Стинг споет гимн Украины перед боем Кличко и Джошуа в...

Стинг — почетный член фан-клуба братьев Кличко — уже начал учить слова «Ще не...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка