«Погребальную песнь» Стравинского нашли столетие спустя

09 Сентября 2015 4.7

Мэтр Игорь Стравинский // PEOPLES.RUЭто небольшое оркестровое произведение, всего-то на 106 тактов, композитор написал на смерть неутомимого музыкального труженика, своего учителя — Николая Андреевича Римского-Корсакова.

«Погребальную песнь» в первый и последний раз исполнили 17 (30) января 1909 г. в Большом зале Петербургской консерватории на концерте, посвященном светлой памяти композитора. За дирижерским пультом стоял Феликс Блуменфельд. После чего рукопись пропала.

Сам Стравинский считал, что сей опус, как и несколько других написанных им вещей, оставленных на родине, утерян в революционной чехарде. В своих письмах он сетовал, что потерявшееся сочинение оставило пробел в его творчестве между «Фантастическим скерцо» и «Фейерверком» (1908 г.) и легендарным балетом, написанным по заказу Дягилева для «Русских сезонов» — «Жар-птица» (1910 г.). Сожалел он о пропаже еще и потому, что считал «Погребальную песнь» наиболее «передовой по использованию хроматической гармонии в период, предшествующий его феерической известности».

На днях известнейший российский музыковед, эксперт по творчеству Стравинского Наталия Брагинская сообщила общественности о фантастической находке. В библиотеке Санкт-Петербургской консерватории обнаружены оркестровые партии «Погребальной песни».

Ее искали многие исследователи, их работа в этом направлении не прекращались и после смерти Стравинского в 1971 г. в Нью-Йорке. Ноты нашлись случайно, благодаря переезду консерватории в новое помещение. В старом шкафу, стоящем в коридоре, которым давным-давно никто не пользовался, отыскалась заветная партитура. К слову, не она одна.

Вместе с опусом Стравинского лежали сочинения Кюи, Мусоргского, Штейнберга. Ноты списали, после чего они подлежали уничтожению еще в 1951 г. Однако, судя по всему, тогдашний библиотекарь не нашел в себе силы уничтожить ноты, спрятав их «в долгий ящик».

Для украинцев эта находка восполняет еще одну лакуну, связанную с деятельностью композитора в своем имении Устилуг (Волынская область).

Вот как описывает процесс вдохновения сам автор в «Хрониках моей жизни»: «…Когда я вернулся в деревню, у меня явилась мысль почтить память моего учителя. Я написал «Погребальную песнь». К несчастью, партитура этого произведения (пропала в России во время революции вместе с множеством других оставленных мною вещей). Я забыл эту музыку, но хорошо помню мысль, положенную в ее основу. Это была как бы процессия всех солирующих инструментов оркестра, возлагающих по очереди свои мелодии в виде венка на могилу учителя на фоне сдержанного тремолирующего рокота, подобного вибрации низких голосов, поющих хором. Вещь эта произвела сильное впечатление как на публику, так и на меня самого. Было ли это вызвано общей скорбью или достоинством самого произведения, судить не мне».

Как обещают музыковеды, вскоре сочинение тщательно изучат, а потом оно снова обретет сценическую жизнь. Спустя сто с лишним лет со дня создания и мы услышим мелодии в виде венка и тремолирующий рокот.

Россия отказалась от трансляции Евровидения

Макаревич назвал запрет большой глупостью, а Киркоров попросил всех участников...

СБУ запретила Самойловой въезд в Украину

Служба безопасности Украины запретила въезд на территорию Украины гражданке...

Робби Вильямс хочет выступить на Евровидении от РФ

«Я хотел бы представлять Россию на конкурсе. Давай, Россия, мы сможем победить»

Песков: такой опции, как «замена», не существует

РФ не будет искать другого конкурсанта на Евровидение

Дима Билан пожелал Юлии Самойловой удачи, победы и...

Дима Билан успел оценить композицию Flame Is Burning и считает, что у Юлии высокие шансы на...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка