Умолк «Голос человеческий»

27 Января 2016 1 3.6

В понедельник, 25 января в Швейцарии, в возрасте 94 лет умерла оперная прима, муза французского композитора Франсиса Пуленка – Дениз Дюваль.

Уйдя со сцены, прима продолжала свой дар в учениках // RU.MEDICI.TV

Их встреча состоялась в 1947 году. Едва услышав роскошное сопрано, увидев ее неподражаемую драматическую игру на репетиции в парижском театре «Опера комик», Пуленк был ошеломлен. Он понял, что нашел ее, свою певицу.

Дениз Дюваль родилась 23 октября 1921 в Париже, в семье военного. Прежде чем осесть в Бордо, где юная, поразительной красоты и хрупкости певица начала серьезно заниматься музыкой, семейству пришлось пожить в Индокитае, Сенегале, Китае.

Дебют на оперной сцене состоялся в Бордо в 1943 году, она пела Лолу в «Сельской чести» Масканьи, постепенно обогащая свой репертуар сопрановыми партиями: Сантуцца «Сельская честь», Маргарита в «Фаусте», Мими, Микаэла, Мелизанда, Таис, Иродиада… Потом в ее жизни появился Пуленк.

Именно с Дюваль связаны ярчайшие премьеры, обогатившие театральный репертуар мировых сцен, написанные авторитетным французским мэтром XX века. Комический дар изящной артистки стоял перед глазами Пуленка, когда речь шла о его первой оперной постановке «Груди Тирезия» (написана в 1944, поставлена в «Опера-комик» два года спустя).

Для нее создавалась партия Бланш в опере «Диалоги кармелиток» (в мировой премьере в Ла Скала в 1957 году пела Вирджиния Цеани), а в парижской премьере, которую сам композитор считал – великолепной, блистала Дюваль. Для нее Пуленк сочинил монооперу, драму покинутой женщины — «Голос человеческий», в основе которой одноименная пьеса Жана Кокто (премьера в «Опера-комик» в 1959 году).

Обложка виниловой пластинки «Груди Терезия» с фотографией Дениз Дюваль // STORE.ACOUSTICSOUNDS.COM

В СССР «Голос человеческий» впервые поставили в Большом театре в 1965 году. Героиню с телефонной трубкой и в пеньюаре воплотила Галина Вишневская, за дирижерским пультом стоял Геннадий Рождественский.

Возможно этим примером вдохновились советские композиторы, опробовавшие жанр монооперы. В 70-80х годах были созданы «Нежность» («Письма любви») Виталия Губаренко, посвященные выдающейся украинской приме Евгении Мирошниченко; «Письмо незнакомки» по новелле Цвейга написал Антонио Спадавеккиа; Микаэл Таривердиев посвятил свое сочинение «Ожидание» — Марии Лемешевой.

Возвращаясь к Дениз Дюваль отметим, что она вдохновила композитора еще на одно интересное сочинение – монолог для сопрано и парного оркестра «Дама из Монте-Карло» — здесь Пуленк вновь обратился к творчеству Кокто.

Много лет спустя композитор скажет о Дениз Деваль: «Если бы я не встретил ее, и если бы она не вошла в мою жизнь, «Голос человеческий» никогда не был бы написан».

А она заметит: «Я горжусь тем, что мое имя, всегда будет связано с Пуленком». И не ошиблась. Впрочем, Дюваль была яркой звездой на небосклоне и в классическом оперном репертуаре (не будет забывать, что в одно время с ней, на сцене творила оперная дива Мария Каллас). Французское сопрано ангажировали европейские театры, она дважды была на гастролях в США, Аргентине, выступала на оперных фестивалях.

В 1965 году, практически потеряв голос, она покинула сцену. После долгой реабилитации, ей удалось восстановиться, однако на большую сцену Дениз Дюваль не вернулась – предпочла преподавательскую деятельность и реализовывала свои творческие амбиции в музыкальной режиссуре.

Запись сцены из «Голоса человеческого» в исполнении Дениз Дюваль

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
цзы лисицин
27 Января 2016, цзы лисицин

Собирает дань,забирает январь высокосный -великих! Боль родным ,печаль ценителям прекрасного. Утешим себя мыслью,что они там,на небесах ,в достойной компании. Мир их праху!

- 5 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка