Галочка для Ярослава

15 Января 2016 0

Опера «Ярослав Мудрый» по мотивам драматической поэмы Ивана Кочерги вышла из-под пера двух украинских мэтров практически одновременно. В 1972 г. «Ярослава…» в Донецке окончил Юлий Мейтус, в 1973-м в Киеве — Георгий Майборода. Если первый построил свое эпическое музыкальное полотно с акцентом на политике и войнах, то второй показал князя Киевской Руси как устроителя законов, покровителя зодчества и книжного дела.

  • Дмитрий Кузьмин и Наталия Николаишин в лиричном дуэте. «Ярослав Мудрый»

    Дмитрий Кузьмин и Наталия Николаишин в лиричном дуэте. «Ярослав Мудрый», фото №1

    Дмитрий Кузьмин и Наталия Николаишин в лиричном дуэте. «Ярослав Мудрый»

  • Сергей Магера – князь Ярослав

    Сергей Магера – князь Ярослав, фото №2

    Сергей Магера – князь Ярослав

В 1975 г. сочинение Майбороды «Ярослав Мудрый» поставил на сцене оперного театра Украины Юрий Смолич (дирижер Стефан Турчак, сценограф Федор Нирод — главный художник театра с 1961-го по 1989 г.). Первыми исполнителями главных партий были прославленные певцы: Александр Загребельный, Гизела Ципола, Анатолий Мокренко, Галина Туфтина. В течение десяти сезонов это было едва ли не единственное оперное произведение на древний исторический сюжет. В 90-х годах опера исчезла из репертуара театра.

22 февраля Национальная опера приглашает зрителей на «Ярослава Мудрого» — крупную постановку последних лет.

В 2007 г. оперу возобновили в новом творческом осмыслении. За работу тогда взялась группа во главе с молодым постановщиком Анатолием Соловьяненко (ему не было и 30 лет): дирижер Николай Дядюра, сценографы Фаддей и Михаил Риндзаки. Нынешний главный режиссер Национальной оперы Анатолий Соловьяненко вспоминает, что музыку к произведению выбирали из двух вариантов: Юрия Мейтуса или Георгия Майбороды, но остановились на последнем, величественном.

«Решил поставить это монументальное, ориентированное на идею национального единства произведение, потому что оно воспевает героическое прошлое Руси и его проблематика очень актуальна для настоящего, — рассказывает Анатолий Соловьяненко. — Это одна из самых сложных и масштабных опер в украинском репертуаре. Ее можно сравнить разве что с «Богданом Хмельницким» и «Борисом Годуновым». Задействована почти вся труппа театра».

Сообразно запросам времени и в целью оживить музыкальную ткань пришлось сделать в оригинальном тексте Майбороды некоторые купюры.

«Партитуру оперы не публиковали ни разу, хотя она имела две редакции. Сохранилась последняя, с правками Стефана Турчака. Однако она не отвечала текстам клавира, который был напечатан. Поэтому приходилось очень тщательно разбирать каждую галочку или звездочку, которыми Турчак обозначал эти несоответствия», — говорит Николая Дядюра.

В ближайшем спектакле главные партии исполняют самые яркие солисты Национальной оперы: Сергей Магера (Ярослав Мудрый, великий князь Киевский), Виктория Ченская (Ингигерда, его жена), Лилия Гревцова (Елизавета, их дочь), Петр Приймак (Гаральд, витязь Норвежский), Валентин Дитюк (Журейко, каменщик), Анжелина Швачка (Джемма, девушка из Сицилии).

Отметим, что в январе-феврале Национальная опера, активно приглашающая украинских певцов, блистающих на первых ролях лучших зарубежных театров, продолжает свою работу на этом поприще. О том, что культурный проект нужный и востребованный публикой, говорит тот факт, что на спектакли, где главные партии поют приезжие солисты, стойкий ажиотаж.

Так, 31 января партию Калафа в опере Пуччини «Турандот» исполнит солист Венской оперы Мариан Талаба. 13 февраля в «Любовном напитке» выйдет Андрей Бондаренко (Белькоре), который недавно буквально сразил киевскую публику своей невероятной культурой исполнения. Напомню, что в конце прошлого года Андрей, делающий успешную карьеру в европейских театрах, предстал бесподобным Евгением Онегиным в одноименной опере.

14-го и 17 февраля любители классики познакомятся с лирическим тенором Георгом Ониани, яркий дебют которого состоялся еще в 2002-м на сцене миланского Ла Скала в опере Верди «Оберто, граф ди Сан-Банифачио». В украинской столице тенор перевоплотится в Радамеса в «Аиде» и Поллиона в «Норме».

21 февраля в партии Жермона «Травиата» и 24 февраля в партии Эскамильо «Кармен» выступит солист Цюрихской оперы Валерий Мурга.

Фото Национальной оперы

Опера во всю мощь

Ноябрь в Национальной опере обещает своим поклонникам весь спектр эмоций

Оперное диво

Ножницы, машинка для стрижки и помазок – оперная афиша «Севильского...

Ступка мира

26 августа, накануне 75-летнего юбилея корифея театра и кино — Богдана Ступки, в...

Таланты по большому счету

Среди артистов, принятых на обучение в Молодежную оперную программу Большого театра...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка