Эксперты рассказали о последствиях повышения минимальной зарплаты до 3200 грн

01 Ноября 2016 1 3

Инициатива Independent Macroeconomic Forcoasts Group (Ukraine) —независимое неформальное объединение экономистов Украины, прогнозирующее основные тенденции экономического развития страны и анализирующее финансовые решения, завершила эконометрический расчет последствий повышения минимальной зарплаты в 2017 г. до 3200 грн.

Основываясь на открытых статистических данных бюджетной, монетарной и фискальной политики, изучив заявления представителей власти (включая пресс-конференцию вице-премьера по социальной политике и премьер-министра Украины, а также данные, изложенные на официальных сайтах и в пресс-релизах на Правительственном портале) и критические комментарии экономических экспертов и ведущих журналистов, в IMFG "сделали собственные расчеты и пришли к следующим выводам:


1. Решение о повышении минимальной зарплаты до 3200 грн приведет к увеличению фонда оплаты труда в экономике в 2017 г. на 28,1 млрд грн, включая 12,8 млрд грн в государственном секторе и 15,3 млрд грн в частном секторе. Учитывая тот факт, что выплаты эти будут касаться в первую очередь беднейших слоев населения страны, мы можем с уверенностью утверждать, что на эти 28 млрд грн будет увеличен ЧИСТЫЙ ВНУТРЕННИЙ СПРОС в экономике на продукты преимущественно отечественного производства преимущественно продовольственной корзины.

2. В зависимости от того, насколько предпринимателями страны будет или не будет востребована налоговая льгота по уплате НДФЛ, это приведет к увеличению уплаты этого налога от 0,42 до 5,04 млрд грн.

3. Уплата ЕСВ (поступающего в Пенсионный фонд) увеличится в результате такого повышения на 63,1 млрд грн а уплата единого налога, поступающего в местные бюджеты, — на 10,3 млрд грн.

4. Расходы консолидированного бюджета Украины в результате принятия такого решения увеличатся на 12,8 млрд грн, а поступления от увеличения поступлений всех видов налогов вырастут на 73,8 млрд грн. Таким образом, «чистые дополнительные поступления» в консолидированный бюджет Украины (включая Пенсионный фонд) от повышения минимальной зарплаты до 3200 грн в 2017 г. составят 60,1 млрд грн.

5. Мы однозначно негативно оцениваем увеличение «фискального процента ВВП» (повышения уровня налоговой нагрузки на экономику) в результате такого решения правительства на 2,3% ВВП до итоговых 42,3% (отталкиваясь от прогноза МВФ по ВВП Украины на 2017 г. в 2571 млрд грн.), даже несмотря на очевидный позитивный эффект от роста внутреннего спроса на 3,5% ВВП (конечные потребительские расходы домохозяйств во 2-м кв. 2016 г. составили 355,9 млрд грн, умножим данное значение на 2 и на темпы роста ВВП в 2017-м — получим объем внутреннего спроса 2017 г. — 809,5 млрд грн +28,1 млрд увеличат его на 3,5%) в будущем году (за счет роста зарплат наименее обеспеченных), однако не можем не признать что ЭТО БУДЕТ ИМЕТЬ МИНИМАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ИНФЛЯЦИИ В 2017 Г. Согласно нашим расчетам, инфляция в будущем году не превысит значения в 8–10%.

6. Мы также отрицаем не только существенное, но и какое бы то ни было негативное влияние решения о повышении минимальных зарплат до 3200 грн на уровень цен в 2017 г. через инструмент «монетарной инфляции» и любые риски, связанные с этим фактором, поскольку дефицит бюджета-2017 не только не вырастет от данного повышения, но и, как свидетельствует вышеприведенный расчет, снизятся ввиду того, что в бюджет поступят дополнительные 60,1 млрд грн. Соответственно, на эту сумму уменьшится как «чистый фискальный разрыв» бюджета 2017 г., так и необходимость его покрытия за счет покупки госбумаг со стороны Нацбанка. Соответственно, это позволит НБУ в 2017 г. проводить более консервативную монетарную политику, не увеличивая темпов прироста денежной базы ради потребностей финансирования дефицита бюджета и не порождая дополнительных рисков «монетарной инфляции».

7. Прогнозное значение «недопоступлений» в Пенсионный фонд в текущем году на 80,45 млрд грн за счет снижения ЕСВ до 22% в 2017 г. будет покрыто за счет заявленного повышения минимальной зарплаты как минимум на 60 млрд грн, что, мы надеемся, положит конец дискуссии о целесообразности снижения налогообложения фонда зарплаты труда в стране.

8. Резюмируя, мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что, несмотря на всю прозвучавшую в последние дни критику (большая часть которой не была подкреплена соответствующими расчетами, пригодными для профессионального изучения и дискуссии), запланированное на 2017 г. повышение минимальной зарплаты не рождает дополнительных ни инфляционных рисков, ни рисков увеличения дефицита бюджета, а напротив, может иметь хоть и незначительное, но положительное влияние на увеличение внутреннего спроса.

Экономисты IMF Group Ukraine

Михаил Кухар
Григорий Кукуруза
Владимир Жук

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Denis

Предлагаю увеличить минимальные зарплаты до 10.000 долларов в месяц. Ну а че - покупательская способность населения вырастет, налоговые сборы увеличатся, дефицит бюджета уменьшится, пенсионный фонд воспрянет... Правда экономика это не потянет - но это всего лишь один минус против четырех плюсов... ага, ага...
В первую очередь такой шаг должен поднимать первый вопрос - сколько предприятий увеличат расходную часть при повышении минималки, на сколько увеличатся их расходы, какая часть из них сможет продолжать свою финансовую деятельность без повышения цен на свою продукцию, сколько из них вообще сможет сохранить свою деятельность. И лишь после демонстрации что эти области не просядут - надо переходить к таким вторичным вещам как дефицит бюджета и отчисления в пенсионный фонд.

А пока это выглядит как предложение забивать 10 овец из стада вместо одной, и аналитикой в стиле "ну а че - мяса больше, шкур больше, одни выгоды" без учета того что станет со стадом и сможет ли стадо восстанавливаться при таком убое...

- 15 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка