Мелок Днепр при любой погоде

№13-14(735) 14-20 августа 2015 г. 10 Августа 2015 4.5

  • Мелок Днепр при любой погоде, фото №1

    Мелок Днепр при любой погоде, фото №1, фото №1

    ФОТО АРУ

  • Мелок Днепр при любой погоде, фото №2

    Мелок Днепр при любой погоде, фото №2, фото №2

    ФОТО АРУ

  • Мелок Днепр при любой погоде, фото №3

    Мелок Днепр при любой погоде, фото №3, фото №3

    ФОТО АРУ

  • Мелок Днепр при любой погоде, фото №4

    Мелок Днепр при любой погоде, фото №4, фото №4

    ФОТО АРУ

  • Мелок Днепр при любой погоде, фото №5

    Мелок Днепр при любой погоде, фото №5, фото №5

    ФОТО АРУ

  • Мелок Днепр при любой погоде, фото №6

    Мелок Днепр при любой погоде, фото №6, фото №6

    ФОТО АРУ

  • Мелок Днепр при любой погоде, фото №7

    Мелок Днепр при любой погоде, фото №7, фото №7

    ФОТО АРУ

Между мостами Метро и Патона на середине Днепра стало настолько мелко, что из воды примерно в ста метрах от берега выглядывает песчаный островок. С берега его не видно, но если подплыть к нему на лодке, можно погулять по реке и даже позагорать. Вокруг в радиусе 50 м глубина по колено.

По словам главы Ассоциации рыболовов Украины (АРУ) Александра Чистякова, за несколько лет сюда нанесет еще больше песка, появятся кусты, а со временем начнут расти деревья.

Мелководье здесь уже не первый год, так как от правого берега практически до фарватера тянутся струенаправляющие дамбы, сооруженные еще в 1974-м.

— Раньше между этими четырьмя дамбами было довольно глубоко, но сейчас ситуация изменилась, — рассказывает глава Госэкоинспекции Андрей Заика. — В этом месте течение тормозится и осадки падают на дно. Лет через 10 здесь может появиться полноценный остров. Если будут сильные паводки, процесс может ускориться, поскольку усиливается перенос взвешенных частиц. К примеру, еще одна мель, но совсем другого толка образовывается возле берега напротив Ладьи из-за того, что молодожены кидают бутылки из-под шампанского в воду уже десятки лет. Слой бутылок на дне достиг полутора метров.

Глава Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко считает, что остров и мель образовались потому, что последние три десятилетия проблемами Днепра никто не занимается.

— К водным ресурсам нужно относиться очень осторожно, — говорит г-жа Тимочко. — Возле завода Ковальской отбирали песок земснарядами, в результате природа «затягивала» вырытые ими на дне глубокие котлованы за счет острова Великий. Его берега обваливались, это привело к тому, что площадь острова уменьшилась на 27%. Возле заповедного острова Козачий незаконная добыча песка спровоцировала сдвиг грунта, начались оползни, разрушение береговой линии. Больно смотреть на лежащие корнями кверху упавшие в воду деревья.

При строительстве Дарницкого моста сначала намыли остров для опор, тем самым сузив в этом месте реку, что чревато разливами и подтоплением частного сектора Осокорков при паводках. Все эти эксперименты приводят к тому, что меняется природное равновесие, один из примеров этого — появление новых островов. Из-за непродуманной, а иногда преступной хозяйственной деятельности изменяется экосистема древнейшей реки Европы.

По словам председателя водно-моторного клуба «Выдубецкий» Владимира Стрелы, огромное влияние на Днепр оказывают земснаряды, противоправно добывающие песок в столичной акватории.

— Ниже Южного моста сегодня незаконно работают около десятка земснарядов, — говорит г-н Стрела. — В среднем небольшой земснаряд за сутки намывает от полутора до двух тысяч тонн песка. А их десять. Получается, что ежесуточно 400 пятидесятитонных железнодорожных вагонов с песком уходит из реки. Тонна песка сегодня стоит 50 грн. Понятно, что такой высокорентабельный бизнес на гибели реки попытаются сохранить на самых высших уровнях.

— Мы рассматривали несколько предложений по расчистке этой мели, но решение пока не принято, — утверждает секретарь комиссии по экополитике Киевсовета Сергей Костюк. — Подождем выводов ученых. Согласен, что давно пора навести порядок в выдаче разрешений на гидронамывы. Получается, что там, где работа земснарядов нужна для реки, их нет. А по заливам, где на дне большие запасы песка, они работают без разрешительных документов. Сегодня есть возможность все это изменить и направить в цивилизованное русло.

— При Минтрансе существует госпредприятие «Укрводпуть», в обязанности которого входит расчистка фарватера Днепра, — утверждает г-н Чистяков. — Кроме него, никто не имеет всего пакета разрешительных документов на дноуглубительные работы на реке. В то же время десятки нелегальных земснарядов разрывают реку, добывая песок, где им вздумается. Необходимо разработать программу по восстановлению Днепра, а для того, чтобы определить, кто этим будет заниматься, провести конкурс среди организаций, занимающихся дноуглубительными работами, и дать им право на расчистку жизненно важных для Днепра мелеющих мест.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка