Российские ученые выяснили, почему древние китайцы совершали массовые убийства собак

15 Сентября 2015 3

Каменные собаки в музее Чжаньцзяна

Употреблять собак в пищу предки китайцев начали около 10 тыс. лет назад. Позже распространенной практикой стало специальное разведение собак для жертвоприношений, сообщает пресс-служба Новосибирского государственного университета (РФ).

«Ритуальное использование собак протокитайцами, скорее всего, уходит корнями еще в верхний палеолит, но совершенно точно наличие ритуальных представлений фиксируется в неолите (начиная с 7 тыс. лет до н. э.). К этому времени, например, относятся находки захоронений собак в могилах людей. Имеются факты «строительной» жертвы при закладке жилища. Собака в этом случае была призвана охранять жилище или могилу или же приносилась в жертву как компаньон, который должен был сопутствовать и охранять человека после смерти. Обнаружение же отдельных костей в специальных сосудах дает основание предполагать, что имело место также использование собак как ритуальной жертвенной пищи», — рассказала преподаватель кафедры востоковедения НГУ Мария Кудинова.

Массовое распространение жертвоприношения четвероногих при погребении усопших получили у предков китайцев в бронзовом веке, а именно в эпоху Шан-Инь (XVI–XI вв. до н. э.). Чаще всего их проводили по строгому ритуалу.

«В этот период широко применялись так называемые закладные ямы. В середине могилы выкапывалась яма, в которую помещали собаку, а уже сверху клали покойника. Интересен и возраст таких собак. Китайские археологи изучили костные остатки из нескольких памятников и выяснили, что в основном это были щенки от 3 месяцев до 1,5 года. Молодой возраст наводит на мысль, что они вряд ли воспринимались как охранники, а скорее всего, были обязательными жертвенными животными, предназначенными для духов этого места. При этом вероятнее всего щенков централизованно выращивали, чтобы снабжать население для ритуальных практик. В этот же период встречаются захоронения собак и в других частях могилы, а также захоронения в жертвенных ямах при строительстве зданий», — объясняет Кудинова.

Согласно археологическим данным, такая обрядность при обустройстве могилы сохранялась до последних веков до нашей эры, постепенно становясь все более редким явлением. Далее погребальная практика стала более гуманной. В эпоху Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) на смену реальной жертве пришли глиняные фигурки животных, которые клали в могилу с покойником. Впрочем, здесь изображения собак уже не обладают особым статусом, а лишь отражают имущество, принадлежащее умершему, наряду с другими животными и вещами.

«Несколько позже, в раннем Средневековье, в погребальной обрядности появится каменная скульптура над могилой. Однако здесь использование изображения собаки будет нечастым мотивом. Исключение составляет лишь полуостров Лэйчжоу на юге Китая. Здесь в VII в. возникает традиция изготовления каменных скульптур собак различного размера. Они ставились для защиты разных объектов: на перекрестках дорог, у храмов, на кладбищах и т. д.

Традиция жива до сих пор. Каменных собак и сейчас можно увидеть на улицах городов и деревень. Всего, по подсчетам китайских ученых, на полуострове насчитывается около 10 тыс. каменных изображений собак разного времени.

Надо сказать, что на юге Китая, где проживают различные малочисленные народности, собака всегда была почитаемым тотемным животным. Некоторые из этих народов (яо, мяо, шэ) считали собаку своим предком, поэтому у них существует запрет на употребление в пищу ее мяса», — сообщила востоковед.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка