Идентифицировать личность помогут волосы

13 Сентября 2016 0

Прядь волос, оставленная на месте преступления или найденная в ходе археологических раскопок, способна стать инструментом идентификации ее владельца — не менее точным, чем анализ ДНК, считают исследователи Ливерморской национальной лаборатории (США).

Американским ученым удалось разработать систему анализа человеческих волос, позволяющую с высокой точностью установить личность в тех случаях, когда анализ ДНК не представляется возможным. Более того, новый уникальный тест дает возможность не только идентифицировать человека, но и изучить его происхождение и исторические корни, сообщает журнал PLoS One.

Открытие Ливерморской лаборатории решает одну из наиболее актуальных проблем криминалистики — обеспечивает надежную альтернативу идентификации по ДНК. Дело в том, что ДНК, отличающаяся хрупкостью, со временем и под влиянием внешних факторов распадается на фрагменты: чрезвычайно сложно полностью расшифровать ДНК старого биологического образца, особенно если он был захоронен, заморожен или перегрет под лучами солнца.

Казалось бы, можно просто изучить под микроскопом прядь волос и сравнить ее с образцом, взятым, скажем, у обвиняемого. Тем не менее очевидное, на первый взгляд, совпадение, наблюдаемое под микроскопом, не может считаться приемлемым для суда доказательством.

Именно поэтому авторы открытия избрали иной подход. Волосы, как известно, состоят из белков — своеобразного «эха» ДНК. В ходе эксперимента ученые собрали и изучили образцы волос 82 человек разных национальностей: 66 американцев европейского происхождения, 5 афроамериканцев, 5 кенийцев и 5 останков, датируемых 1750—1850 гг.

В итоге исследователи выявили 185 белковых маркеров, позволяющих однозначно идентифицировать личность человека. По их словам, количество таких маркеров в волосах каждого из нас уникально. В целом можно использовать почти 1000 маркеров, но для анализа достаточно изучить лишь 90—100 белковых маркеров — даже эти данные обеспечивают высочайшую точность идентификации.

Сегодня проведение анализа белкового состава волос занимает 2,5 суток, а стоимость теста вполне сопоставима со стоимостью традиционной криминалистической экспертизы. Ученые занимаются удешевлением и упрощением уникального метода, и скоро арсенал современной криминалистики пополнится новым высокоточным тестом.