ПРИВАТизация государства

№15v(743) 24 — 30 апреля 2015 г. 20 Апреля 2015 5

Дмитрий Дубилет

Дмитрий Дубилет, заместитель председателя правления «Приватбанка», сообщил, что в стране свершился прорыв: два банка («Приватбанк» и «Ощадбанк») запускают свою систему идентификации пользователя для государственных сервисов.

Суть инновации в том, что государству предлагают альтернативный способ процедуры проверки подлинности (аутентификации) гражданина, воспользовавшегося электронными сервисами. Вместо цифровой подписи (которую в стране имеют преимущественно юрлица, а принцип ее работы и процедура получения не слишком понятна многим рядовым украинцам — этот инструмент ориентирован больше на бизнес) для аутентификации предлагается использовать онлайн-верификацию гражданина, применяемую банками.

Иными словами, чтобы заказать справку в госструктуре без посещения унылых коридоров, вы должны войти на соответствующий сайт через свой BankID — так, как при работе с онлайн-банкингом. Госстурктура получит от банка подтверждение, что имеет дело именно с вами, и вам не придется вживую предоставлять внесенный в базу набор документов (как минимум паспортных данных).

Все это выглядит на первый взгляд удобно, но поднимает острейшие вопросы. Прежде всего почему функцию аутентификации гражданина должна брать на себя коммерческая структура? Только это чревато рядом рисков. В частности, отсутствие четко оформленного заказа такой услуги от государства (в настоящий момент «Приватбанк» выступает «благотворителем», предлагая пользоваться своей системой Днепропетровскому горсовету) приводит к неурегулированности отношений между банком и государством. Например, кто будет нести ответственность за ошибки в работе системы, которые могут привести к серьезным юридическим и финансовым проблемам для конечного пользователя?

Широкое внедрение такой практики сделает всю госмашину заложником одного олигарха — банальным выключением системы аутентификации можно парализовать работу госорганов. Ответственность же структур, обслуживающих BankID, за стабильность ее работы также пока не предусмотрена.

Кроме того, неурегулирован и вопрос обмена данных — на каком основании госорганы будут получать данные клиента банка? Будет ли у клиента возможность четко определять, какими данными он готов делиться, либо госструктуры получат доступ ко всей истории и всему массиву накопленных данных?

Очевидно, каких целей пытается добиться в этой истории «Приватбанк» — это увеличение доли на рынке (если для получения справки в собесе нужен BankID, вам волей-неволей придется стать клиентом банка), монополизация в сфере аутентификации гражданина и получение беспрецедентного рычага давления на государство.

На самом же деле в этой ситуации, похоже, приоритеты перевернуты с ног на голову. Решение может быть простым — для идентификации гражданина должна использоваться не база и не средства банка, а государственная система — например, «электронной паспортизации». Более того, такая государственная идентификация подойдет и для верификации при работе с банковскими сервисами.

Однако опасность слияния крупнейшего банка страны с госструктурами чиновников, похоже, не пугает. Гораздо привлекательнее для них выглядит тот факт, что давно забуксовавшую работу по созданию «электронного правительства» хоть кто-то и хоть как-то сделает за них.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка