Нефть толкает в космос

№19v(747) 22 — 28 мая 2015 г. 15 Мая 2015 5

Почему марсианские пустыни манят бедуинов

Удивительно, как в современном мире серьезнейшее событие осталось незамеченным глобальными новостными агентствами и аналитиками: ОАЭ объявили о старте масштабнейшей космической программы с астрономическим бюджетом — $300 млрд.

Насколько можно судить из выступления официальных лиц, эту сумму предполагается освоить до 2021 г. Для сравнения — бюджет НАСА на 2015 г. составляет $18 млрд., годовой бюджет Роскосмоса — приблизительно $3,3 млрд.

Все это говорит о том, что Эмираты приняли стратегическое решение — стать серьезной космической державой. До сих пор ОАЭ обладали всего двумя спутниками, купленными в Южной Корее и запущенными украинской ракетой с российского космодрома.

Причиной, по которой заявка на регионально-космический прорыв (он действительно может взбудоражить Ближний Восток и вызвать соревновательную гонку вкупе с опасениями соседей насчет развития технологий двойного назначения) осталась практически незамеченной, — довольно экзотическая программа, в рамках которой предполагается наращивать научный и технический потенциал. ОАЭ планируют начать с марсианской программы  — послать к 2021 г. автоматический исследовательский зонд Al Amal.

Проблема в том, что у страны почти нет ни соответствующей инфраструктуры, ни специалистов — даже сайт проекта сделан с рядом смешных технических огрехов, бросающихся в глаза не только искушенным ученым, но и школьникам с пятеркой по астрономии. Сегодня в рамках работы над созданием зонда Эмиратам удалось собрать всего 70 инженеров — что, конечно, во многие тысячи раз меньше, чем требуется настоящей космической отрасли.

Смогут ли голые деньги решить сложнейшую задачу построения с нуля масштабной инфраструктуры и создания научно-технической школы — очень интересный вопрос. Еще более интересно, кто подключится к региональному состязанию: Иран, заявлявший ранее о подобных амбициях, из-за санкций вынужден был свернуть свои космические и ракетные программы — но изменение внешнеполитических обстоятельств способно вернуть стране необходимый задор.

Есть в этой зарождающейся истории и еще один аспект, украинский — программа ОАЭ могла бы стать серьезным шансом и для отечественных специалистов предложить свои наработки и навыки в обмен на обильное финансирование. С учетом того, что российский космос стал для нас если не недоступным, то негостеприимным, такое развитие событий могло бы даже спасти отрасль — если вовремя и правильно воспользоваться открывшимися возможностями.

Самую дорогую картину мира выставят в экспозиции...

Многие искусствоведы выражают сомнения в том, что картина «Спаситель мира»...

Меч ГПУ, а за евроинтеграцией — в Аргентину

У Генеральной прокуратуры Украины появились эмблема и флаг.

Украина – космическая держава: Порошенко похвастался...

Президент Украины Петр Порошенко считает, что Украина достигла больших успехов...

В Борисполе азербайджанцу помешали переправить в...

Это не первый случай его вербовки живого товара для заказчиков извне

Где люди умирали, там будет город-сад?

В Бельгии обдумывают, как сделать эффективные удобрения из... останков

Опубликована первая статья, написанная искусственным...

Ознакомившись с творением «коллеги», журналисты убедились: сокращение из-за...

Merry ChristMars: есть ли снег на Марсе?

На снимках NASA — погода на Марсе, вполне рождественская