У взрослых возможна регенерация зубов, — ученые

21 Октября 2015 0

По мнению специалистов, в будущем можно добиться регенерации зубов у взрослого человека, передает Naked Science. К этому выводу ученых подтолкнули цихловые — пресноводные рыбы.

Результаты нового исследования американских специалистов детально изложены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. В центре их внимания находилось формирование зубов и вкусовых рецепторов у эмбрионов рыб. Роль языка у этих животных частично выполняют специальные вкусовые сосочки, перемежающиеся с зубами.

Цихловые крайне неоднородны: существует множество видов, приспособленных к разным условиям существования. Одни заглатывают планктон целиком, и им, следовательно, практически не нужны зубы. Другие общипывают водоросли: для этого им требуются и зубы, и вкусовые рецепторы, чтобы различать полезные и вредные водоросли.

Скрестив цихловых, принадлежащих к двум родственным видам, ученые смогли определить генетические различия у гибридов, отвечающие за концентрацию зубов и вкусовых рецепторов. Эмбрионы рыб помещались в химические растворы, и за счет этого исследователи могли управлять развитием тех или иных элементов. Подобная «гибкость» стала для экспертов неожиданностью, причем сдвиги можно было наблюдать на пятый-шестой день существования плода. Выяснилось, что и зубы, и вкусовые рецепторы порождает одна и та же эпителиальная ткань формирующихся челюстей. Что немаловажно, были найдены также общие гены, отвечающие за развитие зубов и у других животных — мышей.

Теперь ученые говорят, что за счет соответствующих химических сигналов станет возможной регенерация зубов и у людей. Автор исследования Тодд Стрилмэн заявил, что именно в этом направлении сейчас работает группа исследователей. Нужно будет не только вырастить зубы, но и понять механизмы нервов и кровеносных сосудов, без которых они не смогут нормально функционировать.