Ученые обнаружили на Луне вулканические горы

19 Октября 2015 0

Геологи из Университета Брауна выяснили происхождение одной из холмистых структур вблизи Южного полюса Луны. По данным моделирования, область Mafic Mound образовалась в результате процессов, напоминающих вулканические. Ключевую роль сыграло столкновение, приведшее к образованию бассейна Южного полюса — Эйткена, крупнейшего из кратерных образований в Солнечной системе. Исследование опубликовано в журнале Geophysical Research Letters, сообщает N+1.

Mafic Mound представляет собой холмистую местность с высотой около 800 м. Она имеет 75 км в поперечнике и располагается в середине огромного кратера. Одно из необычных свойств образования — высокое содержание кальциевых минералов по сравнению с окружающими областями.

Для изучения происхождения Mafic Mound исследователи объединили данные с трех различных миссий, охватывающие территорию 135-километрового участка бассейна Южного полюса — Эйткена. В частности, использовались данные индийского спутника «Чандраян-1», а также Lunar Reconnaissance Orbiter и GRAIL, принадлежащих NASA. Изучая минералогические и гравитационные данные, ученые пришли к выводу, что столкновение, сформировавшее кратер такого размера, должно было расплавить породы вглубь на 50 км.

В дальнейшем события могли развиваться по одному из двух путей. Первый предполагает, что остывание расплавленных пород привело бы к постепенному сжатию центральной части «котла» и выдавливанию из нее расплава — подобно выдавливанию зубной пасты из тюбика. Такой сценарий хорошо объясняет необычный минеральный состав Mafic Mound.

Второй — при ударе было выброшено большое количество материи. Это привело к снижению гравитации в данной области Луны и в результате при восстановлении поверхности могла образоваться выпуклость (ее можно сравнить с «грыжей» на велосипедной шине).

Любой из этих сценариев образования Mafic Mound уникален для Луны.

Бассейн Южного полюса — Эйткена — является наибольшим кратером в Солнечной системе. С его размерами (в сравнении с размерами небесного тела) может сравниться только кратер Гершель на спутнике Сатурна, Мимасе. Его поперечник составляет 130 км.