Ученые обнаружили самую маленькую сверхмассивную черную дыру

12 Августа 2015 0

Американские ученые обнаружили во Вселенной самую маленькую сверхмассивную черную дыру из всех, когда-либо зафиксированных в центре галактики. Открытие было сделано с помощью орбитальной обсерватории "Чандра" и наземного телескопа "Клэй" в Чили, имеющего зеркало диаметром 6,5 м, передает ТАСС со ссылкой на NASA.

Специалисты выяснили, что масса этого астрономического объекта в два раза меньше, чем черной дыры, которая до сих пор считалась самой маленькой среди всех сверхмассивных черных дыр. "Ее масса почти в 100 раз меньше, чем у сверхмассивной черной дыры в центре нашей галактики — Млечного Пути, и в 200 тыс. раз меньше, чем у самых крупных черных дыр, находящихся в других галактиках", — отметило космическое ведомство США.

В то же время эта "малышка" имеет массу, в 50 тыс. раз превышающую массу Солнца. Расположена она в карликовой галактике RGG 118 на расстоянии 340 млн световых лет от Земли. Астрономы определили ее массу, изучив с помощью космического и наземного телескопов движение холодного газа в галактическом центре и измерив силу рентгеновского излучения, которое испускает разогретый газ, поглощаемый черной дырой.

Справедливо назвав маленькую сверхмассивную черную дыру "противоречивым объектом", NASA отметило, что находка "может дать ключ к пониманию того, как 13 млрд лет назад появились более крупные черные дыры, а также их галактики". "Мы сможем продолжить наблюдения за ней, чтобы выяснить, как возникают и растут черные дыры различных размеров", — заявила сотрудник Университета штата Мичиган Вивьен Балдассар, руководившая научным исследованием.

Космическое ведомство США напоминает, что существуют две основные гипотезы возникновения сверхмассивных черных дыр. По мнению ученых, они появляются либо в результате гравитационного коллапса гигантских звезд на завершающем этапе их эволюции, либо в результате поглощения небольшими черными дырами газовых облаков, масса которых в десятки тысяч раз превышает массу Солнца.

NASA также сообщает, что пока астрономы не выявили каких-либо отклонений во взаимодействии только что открытой черной дыры со звездами внутри галактики RGG 118. "Мы обнаружили, что эта маленькая сверхмассивная черная дыра ведет себя почти так же, как ее более крупные или гораздо более крупные двоюродные сестры", — рассказала специалист из Университета штата Мичиган Елена Галло, также принимавшая участие в исследовании. По ее словам, это может свидетельствовать о том, что "рост всех черных дыр — вне зависимости от их размеров — происходит одинаково".

Отчет о новой работе американских ученых опубликован в последнем номере "Астрофизического журнала".

На Марс не летим