Впервые построена легендарная сфера Архимеда

27 Сентября 2015 5

В воскресенье, 27 сентября, в швейцарском Базеле впервые будет представлена механическая модель легендарной сферы Архимеда, демонстрирующая представление древних греков о строении Вселенной более чем две тысячи лет назад. Ее построил бывший куратор Музея науки в Лондоне, механик Майкл Райт, сообщает Lenta.ru со ссылкой на Nature.

Металлическая сфера, построенная Райтом во многом благодаря догадкам и собственной эрудиции, воспроизводит движения Солнца, Луны и пяти планет на ночном небе. Сфера изготовлена из меди (хотя, как полагает Райт, оригинал, скорее всего, был цинковым) и имеет диаметр 20 см. По словам астрофизика Майкла Эдмундса из Кардиффского университета в Великобритании, ученые в древности также могли построить нечто подобное.

Большинство современных ученых считают, что сфера Архимеда, если она действительно существовала, отображала положения астрономических объектов на плоскости, а не на сфере. Райт не согласился с такой точкой зрения и для демонстрации возможности создания сферы построил модель сам.

О сфере Архимеда упоминали несколько древних писателей и поэтов. Самое яркое и раннее из таких упоминаний можно встретить у Цицерона в романе I века до нашей эры. В произведении древнеримского философа и историка описываются события 212 года до н.э., когда полководец Марк Марцелл напал на родной город Архимеда — Сиракузы. И после его разграбления взял себе лишь механическую сферу Архимеда.

Первоначально историки полагали, что описание Цицерона является либо вымышленным, либо сильно преувеличенным. Однако последующие исследования древнейших механических часов показали, что древним грекам было под силу создание сложных механизмов.

Так, в хорошо сохранившихся часах, обнаруженных в 1901 году рядом с островом Антикитера на затонувшем в Эгейском море корабле, содержится около 30 бронзовых шестеренок в деревянном корпусе размером 33×18×10 см. Находка датируется примерно 100-м годом до н.э. Эти часы, как полагают многие ученые, преставляют собой самый древний из известных науке аналоговых механизмов.