Вселенная не является голограммой, — ученые

04 Декабря 2015 0

Детектор-"голограф", созданный учеными из Лаборатории Ферми, не смог найти следов того, что наша Вселенная является плоской голограммой, внутри которой мы, предположительно, живем. Об этом говорится в статье, размещенной в электронной библиотеке Корнелльского университета, передает РИА "Новости".

"Нам не удалось найти корреляций, которые бы указывали на новую физику и голографический шум. Но для меня наше самое большое достижение заключается в том, что теперь у нас есть методика для наблюдений за тканью пространства — времени на таком уровне", — заявил Крэйг Хоган из Калифорнийского технологического института в Пасадене (США).

Сегодня физики, космологи и астрономы активно дискутируют, является наша Вселенная трехмерным объектом или же плоской голограммой. Впервые о такой возможности заговорил нидерландский физик Герард 'т Хоофт, изложивший в 1993 г. так называемый голографический принцип, объясняющий устройство Вселенной и черных дыр.

Этот принцип гласит, что и вселенные, и черные дыры можно представить в виде гигантской двумерной голограммы, на поверхности которой "записана" информация об искривлении пространства — времени внутри них. Благодаря этой информации мы видим не плоские объекты, а своеобразную трехмерную сферу пустоты. На базе этого принципа другой известный ученый, американский физик Хуан Малдасена разработал в 1997 г. теорию и набор уравнений, описывающих поведение голографической черной дыры или Вселенной.

В 2009 г. Хоган и несколько его единомышленников из Лаборатории Ферми в Чикаго придумали способ, как проверить выкладки 'т Хоофта и Малдасены на практике.

Как заметил калифорнийский физик, если голографический принцип справедлив, тогда трехмерные координаты произвольных точек в пространстве будет невозможно точно измерить из-за неопределенностей, задаваемых законом квантовой механики, подобным принципу неопределенности Гейзенберга. Из-за этого координаты любой точки в 3D-пространстве будут "дрожать" и колебаться на очень высоких частотах — в несколько мегагерц и более.

Этот эффект можно заметить, поставив рядом друг с другом два одинаковых сверхточных интерферометра, которые будут измерять то расстояние, которое луч будет проходить при движении от лазера к детектору фотонов с точностью до атома.

Если Вселенная является голограммой, замеряемые интерферометрами разбросы в значениях координат и длин будут взаимосвязаны, что можно будет обнаружить в данных наблюдений. Если же мы живем в реальном трехмерном мире, эти флуктуации не будут наблюдаться.

В этом отношении "голограф" очень похож на то, как работают современные детекторы гравитационных волн, также использующие интерферометры для поиска искажений в структуре пространства — времени, но на гораздо более низких частотах, в десятки и сотни герц.

Руководствуясь этой идеей, ученые потратили около 2,5 млн долл. на создание подобной машины, путь луча в которой составляет внушительные 38 метров. Первые опыты, проведенные с помощью "голодетектора", не зафиксировали подобных корреляций, что, по мнению Хогана, означает, что мы вряд ли живем внутри голограммы.

Ученый признает: подобные замеры не исключают того, что голографическая природа Вселенной может прятаться в других уголках мироздания, к примеру в угле наклона объектов материального мира по отношению друг к другу. Другие физики, опрошенные журналом Science, сомневаются, что голодетектор вообще работает и что теоретические выкладки Хогана, объясняющие функционирование машины, верны с точки зрения науки.

Амазонка оказалась на грани катастрофы