Недостаток сна ведет к негативным изменениям в клетках организма человека

27 Октября 2015 5

Недостаток сна вызывает негативные изменения в организме человека на клеточном уровне. К такому выводу пришла группа ученых из Дании и США, передает ТАСС.

Как заявили ученые, если человек длительное время спит меньше 7 часов в сутки, эффективность работы клеток его тела существенно снижается, чем можно объяснить ряд стандартных симптомов хронического недосыпания: вялость, разбитость, постоянное чувство усталости и снижение концентрации внимания.

Сотрудники университетской больницы в датском Оденсе и Вашингтонского университета в США исследовали кровь 30 пар однояйцевых близнецов. Один из близнецов в паре на протяжении 15 дней спал от 7 до 9 часов в сутки, а второй — меньше 7. У тех, кто недосыпал, в клетках крови существенно снизилось количество копий митохондриальной ДНК. Данный показатель, который сильно меняется с возрастом, очень важен и влияет на то, насколько хорошо работают митохондрии — "энергетические станции", находящиеся внутри клеток большинства живых организмов. Митохондрии вырабатывают аденозинтрифосфат, являющийся универсальным источником энергии, и влияют на процесс деления клеток и обмен сигналами между ними.

"В клетках близнецов, которые спали меньше, количество копий митохондриальной ДНК было снижено и находилось на том же уровне, что и у здоровых людей в другой возрастной группе. Недосыпая всего по 90 минут на протяжении относительно долгого периода, вы ощутите на себе, что ваши клетки работают так, как будто вы на 10 лет старше", — поясняет один из авторов исследования профессор Йонас Менгель-Фром из Университета Южной Дании.

По его словам, процесс обратим: если человек упорядочит режим сна, функции митохондрий восстанавливаются. Тем не менее с возрастом данная задача становится все более трудной для организма.

"Наш образ жизни имеет огромное влияние на работу митохондрий, — говорит Менгель-Фром. — Если вы спите слишком мало, организм подвергается тяжелому испытанию. Вредные вещества не выводятся в полном объеме, что может привести к повреждению клеток. Тем не менее при нормализации режима сна у тела появляется возможность восстановиться и вновь привести в порядок все основные функции".

Доцент кафедры молекулярной биологии и генетики Орхусского университета Тинна Стевснер считает весьма интересными выводы своего коллеги. По ее словам, исследования с привлечением однояйцевых близнецов, как правило, демонстрируют надежные результаты, однако для их окончательного подтверждения понадобится более широкая выборка.

"Я бы сказала, исследование приводит вполне убедительные доказательства того, как сон оказывает влияние на функции митохондрий, что может отражаться на здоровье и продолжительности жизни человека", — отмечает Стевснер.

Результаты исследования опубликованы в октябрьском номере научного журнала Sleep, издаваемого в США.