Ночной кофе замораживает биологические часы человека, — ученые

17 Сентября 2015 0

Каждая чашка кофе, выпитая в вечерние и ночные часы, «замораживает» наши внутренние биологические часы на 40 минут, что помогает нам дольше бодрствовать в позднее время. Об этом заявили биологи в статье, опубликованной в журнале Science Translational Medicine, передает РИА "Новости".

«Наше исследование стало первой в мире работой, посвященной тому, как кофеин, самое популярное в мире психоактивное вещество, влияет на работу наших биоритмов. К тому же эти эксперименты помогли нам раскрыть массу интересных эффектов, которые кофеин вызывает при попадании в организм», — заявил Кеннет Райт из Колорадского университета в Боулдере (США).

Райт и его коллеги выяснили, как долго действует одна чашка кофе и почему оно помогает (или мешает) нам не засыпать во время ночных дежурств и подготовки к экзаменам, наблюдая за поведением и работой организма пяти добровольцев, согласившихся провести 50 дней в специально оборудованных комнатах.

Эти комнаты были устроены таким образом, что свет в них или не выключался вечером вообще, или только приглушался. За три часа перед сном ученые выдавали участникам эксперимента «витамины», которые в половине случаев были таблетками кофеина, и просили их выпить.

В последующие часы биологи регулярно брали пробы слюны и измеряли количество мелатонина — гормона сна, а также следили за тем, как быстро засыпали и как долго спали их подопечные.

Как показал эксперимент, употребление перед сном того количества кофеина, который содержится в одной чашке кофе, приводило к тому, что биологические часы в организме добровольцев останавливалась на 40 минут, что проявлялось в пониженном уровне мелатонина в организме.

Это происходит потому, что кофеин блокирует работу особых рецепторов на поверхности клеток гипофиза, вырабатывающих мелатонин. Эти рецепторы воспринимают молекулы аденозина, другого сигнала сна, и начинают вырабатывать мелатонин. Если же его работу блокировать несколько дней, то внутренние часы человека необратимо сбиваются и он начинает засыпать позже и без помощи кофеина. Поэтому со временем «жаворонки», пьющие кофе ночью, рискуют превратиться в полноценных  «сов».

Что интересно, включение яркого света ночью позволяло добиться идентичного по силе эффекта, как и прием кофеина. Неожиданным образом комбинация света и кофеина, как показали эксперименты Райта и его коллег, не смогла добавить дополнительных минут ко времени бодрствования. По всей видимости, у подобной «перенастройки» биочасов есть некий внутренний потолок, природу которого ученым еще придется раскрыть.

А пока подобным необычным эффектом кофеина могут воспользоваться люди, путешествующие в другие часовые пояса: прием кофе в нужный момент поможет приспособиться к новому ритму жизни.