Обнаружен ген, заставляющий уходить в запой

12 Мая 2015 3.5

Генетики обнаружили в ДНК человека особый ген GIRK3, отвечающий за синтез белка. Опыты на мышах показали, что из-за нарушения его работы грызуны превращались в запойных алкоголиков. Об этом говорится в статье журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, передает РИА "Новости".

"Мыши, у которых поврежден или отсутствует ген GIRK3, пьют очень много, чувствуют больше удовольствия от употребления алкоголя и поэтому "требуют продолжения банкета", или же им приходится выпивать больше, чтобы достичь того же состояния", — объясняет Кэндис Конте (Candis Contet) из Исследовательского института Скриппса в Ла-Хойе (США).

Конте и ее коллеги нашли потенциальное объяснение тому, почему некоторые люди более склонны к алкоголизму, наблюдая за изменениями в работе мозга при появлении в нем больших количеств молекул этилового спирта.

Экспериментируя на отдельных нервных клетках в предыдущие годы, авторы статьи и многие другие группы ученых заметили, что алкоголь сильно влияет на работу особых каналов на поверхности нейронов, которые кодируются генами из семейства GIRK. Эти каналы играют важную роль в жизни клеток, управляя силой вырабатываемого ими сигнала.

Биологи сконцентрировали внимание на гене и белке GIRK3, через который действует кокаин и оксибутират натрия (популярный уличный стимулятор). Они проверили, связан ли он с формированием зависимости или другими проявлениями алкоголизма, повредив данный ген в ДНК нейронов мозга мыши.

Изначально ученые не заметили изменений — грызуны столь же охотно употребляли алкоголь и столь же быстро выводили его из крови, как и здоровые сородичи. Однако когда Конте и ее коллеги перешли к экспериментам, имитирующим многочасовые посиделки в баре, они обнаружили неожиданный эффект.

Когда мыши имели доступ к алкоголю только на протяжении двух часов в сутки, подопытные с отключенным геном GIRK3 напивались «в стельку», употребляя намного больше спирта, чем их нормальные сородичи.

По словам ученых, данный эффект связан с тем, что в организме здоровых мышей алкоголь усиливает частоту и силу импульсов в центре удовольствия, действуя на каналы GIRK3. Поэтому, по всей видимости, мыши с удаленным геном GIRK3 могут уходить в запой по той причине, что алкоголь действует на них слабее.

Что интересно, копирование этого гена в мозге мышей приводило к обратному эффекту — такие грызуны пили значительно меньше, чем особи из контрольной группы.

Это, как считают Конте и ее коллеги, дает нам надежду на то, что проблему запойного пьянства можно решить медицинским путем, если ученым удастся синтезировать вещество, усиливающее работу GIRK3-каналов в организме хронических алкоголиков.

Новый тип сердечного клапана разработали украинские...