Митинг строгого режима

№16v(744) 1 — 7 мая 2015 г. 24 Апреля 2015 3

Законопроект №2651 о внесении дополнений в Уголовный кодекс Украины, предлагающий наказывать за организацию платных митингов, может получить шансы на ускоренное продвижение — после манифестаций шахтеров и «шахтеров» в центре Киева и появления видеороликов о проплаченном характере акций. Власти во что бы то ни было нужно лишить недовольных олигархов хотя бы части привычного инструментария борьбы.

Как уверяют эксперты, юридически законопроект вполне разумен и подготовлен неплохо. Он предлагает дополнить Уголовный кодекс следующей формулировкой: «за действия по предложению, обещанию или предоставлению лицу неправомерной выгоды за его участие в массовом мероприятии общественно-политического характера (митинге, шествии, демонстрации, пикетировании, собрании и т. д.), совершенные впервые, при неосложненном составе, предлагается наказание в виде штрафа в пятьсот необлагаемых минимумов доходов граждан (8500 грн. на сегодний момент) или ареста на срок до 6 месяцев, или ограничения свободы на срок до 3 лет».

Адвокат департамента уголовной практики ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Екатерина Бабина: «Нужно отметить, что уголовно наказуемым деянием предлагается определить не только саму передачу денежных средств или других благ, но и «предложение, обещание ... Специального и четкого законодательства, регулирующего проведение массовых мероприятий, в Украине нет. Наверное, вследствие этого проектом закона предлагается предоставить неисчерпаемый перечень форм массовых мероприятий (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, сборы и т. д.), но при этом они должны носить общественно-политический характер».

Кстати, наказание за подкуп митингующих в некоторых случаях может быть и строже: законопроект предусматривает, что если преступление совершено повторно, по сговору лиц или служебным лицом, тогда наказанием будет арест на срок до 6 месяцев или лишение свободы на срок от 2 до 8 лет. А если этот платный митинг нарушил или остановил работу органов государственной власти или местного самоуправления — его заказчиков ожидает лишение свободы на срок от 3 до 8 лет.

Проект закона также дает четкое определение предмета преступления — неправомерной выгоды. Это средства или иное имущество, льготы, услуги или нематериальные активы, стоимость которых превышает 3% размера минимальной заработной платы (36,5 грн.), которые предлагают, обещают, предоставляют или получают без законных на то оснований.

Екатерина Бабина: «Важным аспектом проекта является возможность освобождения от уголовной ответственности за это преступление лица, которое будет способствовать его прекращению. При этом для организатора преступления такая возможность исключается. Из формулировки проекта статьи выходит неоспоримое право лица, которое способствует раскрытию преступления (например, разоблачает организатора и т. д.), быть освобожденным от уголовной ответственности при условии активного содействия досудебному расследованию и изобличению виновных лиц».

Также не менее важным является тот факт, что санкции частей 2 и 3 этой статьи относят преступление к категории тяжких, что дает возможность по Уголовно-процессуальному кодексу Украины проводить негласные следственные (розыскные) действия (ч. 2 ст. 246 УПК).

Интересно, что для участников массовых мероприятий никакой ответственности не предусмотрено — только организаторам и лицам, способствующим им в совершении преступления.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка