Зачем Соединенным Штатам коллегия выборщиков?

№45(795) 11 — 17 ноября 2016 г. 08 Ноября 2016 4.7

ВОПРОС: Почему в США существует так называемая коллегия выборщиков? Ведь гораздо проще было бы избирать президента напрямую — точно так, как и другие политические институты власти.

ОТВЕТ: Когда граждане страны приходят на избирательные участки выбирать президента, они на самом деле голосуют за определенный список так называемых выборщиков. В каждом штате (за исключением Небраски и Мэна) кандидат, набравший большинство голосов, получает в итоге все голоса избирателей этого штата.

При этом количество выборщиков в штате равняется суммарному числу сенаторов и членов палаты представителей от этого штата. У округа Колумбия три выборщика — именно такое количество сенаторов и конгрессменов было бы у округа, если бы он имел право претендовать на представительство в конгрессе. На 41-й день после завершения общенародного голосования выборщики проводят заседания в своих штатах. На этих встречах они с помощью бюллетеней голосуют за президента и за вице-президента. Для избрания кандидату необходимо получить большинство голосов выборщиков.

Почему же конституция оговаривает этот дополнительный раунд выборов вместо прямой системы избрания президента? Дело в том, что большинство «отцов-основателей» США, откровенно говоря, опасались демократии. Джеймса Мэдисона в ней тревожило то, что он называл «фракциями» — наличие групп граждан с общими интересами, способных в ряде случаев либо нарушить права сограждан, либо причинить вред стране в целом.

Страхи Мэдисона (позже Алексис де Токвиль назвал их опасением «тирании большинства») сводились к тому, что одна из подобных «фракций» может численно вырасти и в нее войдет свыше 50% населения. В определенный момент фракция «может пожертвовать общественным благом и правами других граждан во имя собственных интересов или страстной тяги к власти». Был у Мэдисона и рецепт борьбы с тиранией большинства: «Республика (под ней я подразумеваю правительство, создаваемое на основе принципа репрезентативности) открывает перед нами иные перспективы и сулит именно то спасение, которое мы ищем».

Как писал Александр Гамильтон в «Записках федералиста», конституция разработана так, чтобы обеспечивать ситуацию, при которой «пост президента никогда не достанется человеку, не наделенному соответствующей квалификацией в полной и достаточной мере».

Смысл существования коллегии выборщиков состоит в сохранении «ощущения единства народа». В то же время в задачи этой структуры входит обеспечение процедуры избрания президента «людьми, наиболее способными к анализу необходимых качеств кандидата, действующими в условиях, располагающих к рассудительности и кропотливому учету всех возможных причин и побудительных мотивов, которыми им следует руководствоваться в процессе выбора».

В современных реалиях существование коллегии выборщиков по большей части простая формальность. Большинство выборщиков — лояльные члены выдвинувших их партий, и законы 26 штатов (а также уставы партий) обязывают выборщиков голосовать в полном соответствии с результатами народного волеизъявления. И несмотря на то что выборщик — в принципе — может проголосовать иначе (и такие случаи зафиксированы в истории), это происходит крайне редко.

Итоги выборов 2000 г. служат напоминанием, что существование коллегии выборщиков иногда приводит к тому, что кандидат, одержавший победу на общенациональных выборах, может и не стать президентом. Но это скорее проблема не столько коллегии выборщиков, сколько законов, регулирующих поведение выборщиков в штатах.

В каждом американском штате (кроме штатов Мэн и Небраска) победитель получает все без исключения голоса: если кандидат одерживает победу даже с мизерным преимуществом, ему достаются голоса всех выборщиков штата. И эта система вовсе не навязана штатам федеральными властями, как многие считают: законодатели каждого штата имеют полное право распределять голоса своих выборщиков по собственному усмотрению, но не пользуются этой возможностью.

Наличие коллегии выборщиков — не единственное конституционное ограничение системы прямой демократии. Так, на начальном этапе сенаторов назначали законодательные собрания штатов. При этом штаты имели право лишать женщин права голоса на выборах. Что касается рабов, система была еще сложнее, поскольку раб в свое время считался лишь 3/5 частью полноправного гражданина. 14-я поправка к конституции США отменила позорное правило «трех пятых» и наделила бывших рабов (правда, только мужского пола) правом голоса. 17-я поправка «отправила» сенаторов на общенародные прямые выборы, а 19-я — предоставила право голоса на выборах женщинам.

USA TODAY

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Ошибка